Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
В 23 аяте суры «Аль-Азхаб» Всевышний Аллах говорит:
مِنَ الْمُؤْمِنِينَ رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللَّهَ عَلَيْهِ فَمِنْهُم مَّن قَضَى نَحْبَهُ وَمِنْهُم مَّن يَنتَظِرُ وَمَا بَدَّلُوا تَبْدِيلًا
«Среди верующих есть люди, которые верны тому, что они обещали Аллаху, и есть среди них такие, которые выполнили свой обет и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету». (Сура «Аль-Азхаб, 23).
Данный аят, в котором можно увидеть пример совершенного усердия, тесно связан с хадисом, который мы пройдем на этом уроке. Перейдем, непосредственно, к его тексту: Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды мой дядя, Анас бин ан-Надр, да будет доволен им Аллах, не принимавший участия в битве при Бадре, сказал Пророку ﷺ:
«О посланник Аллаха, я не участвовал в твоём первом сражении с многобожниками, но, клянусь Аллахом, если когда-нибудь потом Он даст мне возможность сразиться с ними, то, поистине, Аллах увидит, что я сделаю»!
То есть, Анас бин ан-Надр поклялся Всевышним Аллахом перед Пророком ﷺ. В таких условиях, трудно не сдержать клятву, но, когда речь идет о проявлении усердия, связанного с большим риском для жизни и самоотречением, то не многие могут это сделать. Далее в хадисе говориться:
«А когда в день битвы при Ухуде мусульмане покинули свои позиции, он воскликнул: «О Аллах, я приношу Тебе извинения за то, что сделали эти»,
Здесь имеются в виду те, кто ослушался приказа Пророка ﷺ. Более подробно мы рассказывали об этом в 87 уроке. Речь идет о лучниках, которые вопреки приказу Посланника Аллаха ﷺ покинули свои позиции и поставили под удар как самих себя, так и других мусульман, участвовавших в битве. Далее, ан-Надр говорит:
«… и призываю Тебя засвидетельствовать мою непричастность, к тому, что совершили те»! (то есть, многобожники). Сказав же это, он двинулся вперёд и столкнулся с бежавшим Са’дом бин Му’азом, которому он сказал: «О Са’д Ибн Му’аз, я стремлюсь к Раю, и Господу Каабы и Господу ан-Надра! (то есть, к Господу своего отца). Поистине, я ощущаю благоухание Рая со стороны Ухуда»! А потом, уже после боя Са’д сказал: «Не смог я, о посланник Аллаха, сделать того, что сделал он»! Анас сказал: «А после боя мы нашли его (ан-Надра) убитым и обезображенным многобожниками, насчитав на его теле 80 ран от мечей, копий и стрел, и был он изуродован до такой степени, что никто не смог опознать его, кроме его сестры, узнавшей Анаса по пальцам его рук. И мы считали, что именно о нём и о подобных ему говорится в ниспосланном свыше аяте». (Аль-Бухари; Муслим).
Аят, о котором идет речь в хадисе приводится в суре «Аль-Азхаб», его мы прочитали в начале урока. Напомним, в нем говориться следующее:
«Среди верующих есть люди, которые верны тому, что они обещали Аллаху, и есть среди них такие, которые выполнили свой обет и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету». (Сура «Аль-Азхаб, 23).
Всевышний Аллах говорит в этом аяте: «… которые выполнили свой обет» — это выражение можно также перевести: «которые уже умерли».
Речь идёт о тех, кто в день битвы при Бадре поклялся победить или умереть и погиб за веру в «Битве у рва» — месячной осаде Медины, которую предприняли мекканцы весной 627 года. Для защиты от мекканцев на подступах к городу был вырыт ров длиной около 6 километров. Примерно через 2 недели после начала осады на лагерь мекканцев налетел ураганный ветер, после чего они сняли осаду и ушли.
«… и такие, которые еще ожидают» — имеется в виду те, кто, ожидая конца своих дней, продолжают сражаться и надеются пасть в войне за веру и оказаться в Раю.
Далее в аяте говориться: «… но никак не изменяют своему завету» — то есть, не отступившись от того, что они пообещали Аллаху, в отличие от лицемеров, проявляли усердие на пути Аллаха, став шахидами с надеждой, что в Судный день они окажутся с Пророком, мир ему и благословение Аллаха.
На этом урок завершен. Пусть Всевышний Аллах преумножит наши знания и сделает нас одиними из полноценно следующих за сунной Пророка ﷺ.