Дәрістер топтамасы
«О размышлении о величии сотворенного Аллахом, тленности мира этого, ужасах мира вечного и прочих делах обоих миров, а также о том, что душе не следует питать больших надежд. О воспитании души и необходимости побуждения ее придерживаться прямоты»
Смысл и определение термина «тафаккур»:
Лексикологическое определение «тафаккур» - мышление или размышление. Синоним - фикр.
Шариатские определение: тафаккур – это мысли человека о делах, которые приводят к определенному результату. Тафаккур - важный акт поклонения Аллаху. Тафаккур означает размышление над своими грехами, над собой, извлечение уроков из созданного Аллахом. Аллах Всевышний в Своей Книге велит верующим размышлять. Посредством размышления человек достигает высоких степеней, укрепляет свою веру и убежденность.
Тафаккур – это размышление о величии Творца, о Его всесилии, щедрости, милости.
Также автор приводит важные определения на этот термин со слов учёных ислама:
Имам Газали: «Тафаккур – это половина поклонения».
Ибни Хиббан: «Нет сравнимого по ценности поклонения, чем тафаккур»
Фудайл бин Яд: «Тафаккур – зеркало отображающее хорошее и плохое».
Имам Шафии: «Тафаккур повышает сообразительность».
Учёные различают четыре вида тафаккура:
1. Размышляя о красоте и пользе созданий Всевышнего Аллаха, человек начинает верить и любить Всевышнего Аллаха.
2. Размышления об обещанных Всевышним Аллахом савабов, пробуждает человека к совершению поклонений.
3. Размышления о наказаниях Аллаха, порождает страх перед Ним, помогает не совершать плохое, избегать грехов.
4. Одновременно, размышляя о полученных благах и совершенных грехах, у человека появляется чувство стыда перед Всевышним Аллахом. Аллах любит тех, кто видит назидание в то время как размышляет о созданиях, обитающих на земле и небесах.
Почему тафаккур занимает в исламе столь важное место?
Практика тафаккура крайне важна, потому что современный ритм жизни постоянно отвлекает нас. Душа каждого человека стремится к духовности. Ввиду низкого уровня духовности в обществе, появилось такое философское определение как «экзистенциальный вакуум».
Если в двух словах, экзистенциальный вакуум – это необъяснимая пустота в жизни каждого человека. Эту пустоту человек заполняет развлечениями, пустой тратой денег, стремлением к популярности и славе. В действительности, ничто из этого не даст человеку осознания наполненности.
Экзистенциальный вакуум может быть заполнен только осознанием существования Творца и размышлением о Его величии. Такое размышление возвышает человека, приближая его к Аллаху. Тафаккур разрывает оковы, связывающие нас с этим миром.
Есть ли грань размышлениия тафаккура?
Тафаккур делают только в отношении тех вещей, которые можно наглядно представить в своем сознании. Поэтому разрешается представлять и размышлять о созданиях Аллаха, однако категорически запрещено представлять себе Бога, рисовать в своем сознании Его образ. Воображение человека обычно вертится вокруг обычных для нас представлений, то есть, мы все измеряем по своим меркам и подходим ко всему согласно своим понятийным способностям и возможностям. Мысль всегда блуждает в трехмерном пространстве, тогда как Всевышний Аллах возвышается над созданным. Он не имеет определенного места и направления. Он далек от всех качеств и особенностей Своих творений. У Него нет образа, Его невозможно представить, ибо Он превыше всего. Поэтому Пророк Мухаммад ﷺ советовал своим сподвижникам:
«Размышляйте над творениями Аллаха, но никогда не пытайтесь представить Его! Ибо вы никогда не сможете представить Всевышнего Аллаха».
Но при этом хотелось бы отметить, что, не размышляя о сущности Аллаха, необходимо размышлять над Его проявлениями и над Его созданиями, так как тафаккур представляет собой своеобразные семена знаний, которые, посеянные в мыслях людей, спустя некоторое время дадут восхитительные плоды. Поэтому, насколько больше мы посеем семян, настолько богаче соберем урожай.
Далее автор приводит аяты на тему «Размышления о величии Сотворённого Аллахом»:
Аллах Всевышний сказал:
«Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь» (34:46).
Имам Куртуби объясняет данный аят следующим образом:
То есть: О Мухаммад, скажи, обращаясь ко всем людям: «Я призываю вас только к одному, а вы, ответив на этот призыв, обретете желаемое и спасетесь от того, чего опасаетесь».
«Встаньте ради Аллаха» ― то есть: встаньте, покорившись Ему, совершая то, что Он вам повелел, будучи искренними. После этого призадумайтесь.
В этом аяте указание на то, что человек, совершая какое-либо деяние, должен задумываться о том, что он делает. Сделал ли он это как следует, или допустил упущения?
Достиг ли он посредством этого деяния чистоты своего сердца и души?
Не уподобляйся тому, для кого поклонение превратилось в простой обычай! Наоборот, размышляй над своим поклонением.
Например, мы совершаем намаз. Аллах Всевышний сказал:
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу» (2:45)
А также:
«Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45)
Поразмысли! Добавила ли тебе молитва стремления к совершению праведных деяний? Стал ли намаз действительно помощью для тебя? Это и есть тафаккур.
В действительности, за редким исключением, мало кто задумывается об этом. Задумываются среди людей лишь единицы. Рассказывают о Пророке ﷺ, что когда какое-то дело виделось ему тяжелым, он обращался за помощью к намазу. («Сахих аль-Джами‘», 4703).
Аллах Всевышний сказал: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного». Посмотри на свой намаз! Почувствовал ли ты после намаза отвращение к мерзости и порицаемым поступкам? А также:
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: "Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты!"» (3:190-191).
Это аяты из суры «али ’Имран», которые Пророк ﷺ читал их каждый раз, когда просыпался посреди ночи для совершения ночной добровольной молитвы. (аль-Бухари, 4569; Муслим, 763)
Каждому человеку следует поступать таким образом, если он просыпается для совершения ночной добровольной молитвы.
Объяснение данного аята: «Воистину, в сотворении небес и земли…» ― то есть: в сотворении небес и земли содержится знамение, знамение в их гигантских размерах и величии. Звезды – знамение Аллаха, солнце – знамение Аллаха, луна – знамение Аллаха. Знамениями Аллаха также являются деревья, моря, реки. Во всем, что сотворил Аллах, содержится великое знамение! Всё это указывает на Его совершенство, на Его могущество, на Его милость, на Его мудрость.
«…а также в смене ночи и дня (в том, как они следуют друг за другом и в разнице между ними)…» ― в этом заключено знамение с разных сторон.
Во-первых, ночью темно, а днем светло. Аллах Всевышний сказал: «Мы сделали ночь и день двумя знамениями. Мы погрузили во мрак знамение ночи, а знамение дня сделали светящимся» (17:12).
Во-вторых, разница между ними в продолжительности. Иногда ночь бывает длинной, иногда наоборот день, а иногда они равны. Аллах Всевышний сказал: «Это - потому, что Аллах удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня» (22:61).
В-третьих, между ними есть разница в том, что днем – тепло, а ночью – прохладно.
«…заключены знамения…» ― знамения, которые указывают на единственность Аллаха Всевышнего, на Его абсолютное могущество, величие, знание и милость.
«…для обладающих разумом…» ― а обладающие разумом – это те, кто размышляет над сотворением небес и земли, смотрит на знамения Аллаха Всевышнего, а затем извлекают себе из этого назидание. Это и есть обладающие разумом!
Затем Аллах Всевышний сказал, описывая обладающих разумом: «(Они) поминают Аллаха стоя, сидя и на боку». То есть: поминают Его в любой ситуации.
Поминание Аллаха Всевышнего бывает двух видов:
1. Ни с чем несвязанное поминание, совершаемое в любое время дня и ночи. Человек может поминать Аллаха постоянно. Однажды, один человек сказал Пророку ﷺ: «О посланник Аллаха, предписаний веры для меня слишком много. Укажи же мне на то, за что мне следует крепко держаться». Пророк ﷺ: «Пусть твой язык всегда остается влажным от поминания Аллаха Всевышнего». (Ат-Тирмизи)
2. Поминание, ограниченное тем, что оно совершается в определенном количестве, в определенное время.
Например, те поминания (азкары), которые мы произносим во время поясных и земных поклонов, или после окончания намаза. Или же, поминания, произносимые при входе в жилище, и при выходе из него. Или же, поминания, произносимые при входе в мечеть, и при выходе из нее.
«…(они) размышляют о сотворении небес и земли…» ― они задумываются о том, для чего сотворены небеса и земля, как сотворены, и так далее.
Затем говорят своими сердцами и языками: "Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты!". То есть, всё это создано для определенной цели. Небеса и земля не сотворены понапрасну. Аллах Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56). Те, которые считают, что небеса и земля созданы понапрасну, будут обитателями Огня. Аллах Всевышний сказал:
«Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!» (38:27).
А также:
«Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля? Напоминай же (о Дне Суда и Вечной жизни), ведь ты – только напоминающий!» (88:17-21).
«Неужели они не видят…» ― в этих словах содержится побуждение, чтобы человек обратил свой взор на четыре вещи.
1) «…как созданы верблюды» ― задумайся над тем, какими их сотворил Аллах Всевышний! У верблюдов мощные тела, они способны переносить тяжелые грузы. Аллах Всевышний сказал:
«Они перевозят ваши грузы в края, достичь которых вы могли бы только ценой больших усилий» (16:7).
Аллах Всевышний сделал это мощное животное покорным человеку до такой степени, что даже маленький мальчик может взять верблюда за узду и вести, куда пожелает.
2) «…как вознесено небо…» ― Аллах Всевышний возвысил небо изумительным образом. Джинны, обладающие огромной силой, говорят: «Прежде мы садились у неба на седалищах, чтобы подслушивать. Но тот, кто подслушает сейчас, обнаружит, что его подстерегает пылающий огонь» (72:9). Аллах Всевышний сказал:
«Мы сделали небо оберегаемой кровлей» (21:32).
Аллах Всевышний воздвиг эти великие небеса без опор, которые бы удерживали их! Он сказал: «Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть» (13:2). В этих небесах множество знамений Аллаха Всевышнего! Сколько там планет, звезд! Солнце, луна, ветра, тучи!
3) «…как водружены горы…» ― эти горы твердые и непоколебимы! Если бы все люди собрались, чтобы сделать нечто подобное, то не смогли бы. Аллах Всевышний водрузил эти горы по великой мудрости. Горы удерживают земную поверхность от колебаний. Аллах Всевышний сказал:
«Он воздвиг на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с вами» (31:10).
В некоторых местах эти горы защищают людей от сильных ветров. Около этих гор растут разные растения, пролегают долины, а сами горы содержат много полезных ископаемых.
4) «…как распростерта земля…» ― Аллах Всевышний распростер её и подчинил Своим рабам. Она не слишком мягкая, иначе люди проваливались бы в неё. Она не слишком твердая, иначе люди не смогли бы ничего сажать. Она устроена именно так, чтобы принести человеку больше пользы. А также:
«Неужели они не странствовали по земле и не видели…?». (47:10).
Аллах Всевышний в этом аяте повелел странствовать по земле, а подобное путешествие бывает двух видов:
1. Путешествие ногами ― человек передвигается по поверхности земли: либо пешком, либо на верховом животном, либо на автомобиле, либо на самолете, и так далее. Он странствует и смотрит, что постигло неверующих.
2. Путешествие сердца ― заключается в том, что человек размышляет и анализирует те назидательные рассказы, которые до него дошли.
Самой достоверной книгой, самой правдивой книгой, самой полезной книгой, сообщающей о первых поколениях людей, является Книга Аллаха!
Аллах Всевышний сказал:
«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом». (12:111).
В Коране много рассказов о первых поколениях людей, о тех из них, кто счел посланников лжецами, и о тех, кто уверовал. Поэтому человеку следует читать эти аяты, спрашивая ученых об их смыслах, чтобы достичь понимания в этом вопросе. Также в сунне пришло много полезных хадисов, повествующих о предыдущих общинах.
И аятов об этом существует множество. Что же касается хадисов, то к числу их относится хадис, в котором сообщается, что Пророк ﷺ сказал:
«Умён тот, кто требует у своей души отчёта...»
Таким образом, автор даёт ссылку на 5 главу, которую мы ранее проходили, это глава «О наблюдении», 66 хадис, который передал Абу Йа’ля Шадад бин Аус, мы этот хадис подробно объясняли в данной главе, вы можете по этой ссылке ещё раз вернуться и прочитать.
Вопросы по теме урока:
1. Назовите лексикологическое и шариатское определение термина «тафаккур»
2. Сколько видов тафаккура в исламе?
3. Объясните важность данного поклонения?
4. Есть ли граница размышлений о величии сотворённого Всевышним?