Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Продолжаем уроки по циклу: "Рияду ас-Солихин", 10 глава. И сегодня мы пройдем 88 хадис Посланника Аллаха ﷺ. Сообщается, что Абу Сирва’а Укба ибн аль-Харис сказал:
«Однажды в Медине я совершил послеполуденную молитву позади Пророка ﷺ, который после произнесения слов таслима быстро поднялся и прошёл через ряды людей, направляясь к одной из комнат своих жён. Люди были испуганы подобной поспешностью, а спустя некоторое время он вышел к ним, увидел, что они удивлены тем, что он так спешил, и сказал: ″Я вспомнил о том, что у нас есть золото, и приказал раздать его, не желая, чтобы оно (и дальше) отвлекало меня″». (Бухари)
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Я оставил у себя дома золото, являющееся частью закята, и не хотел оставлять у себя и дальше».
Сподвижник Укба ибн Харис (р. А.), как говорят мухаддисы являлся братом Аби Сируагата (р. а.), Оба приняли ислам когда Мекка была возвращена мусульманам. Имам Бухари приводит от данного сподвижника три хадиса Посланника Аллаха ﷺ
Шарх хадиса
В первую очередь данный хадис указывает на следующее:
1. Это необходимость поспешного устремления к совершению благих деяний, ибо человек не знает, когда его настигнет смерть. Человек должен быть благоразумным, должен готовиться к смерти, не пренебрегая этим. Обычно, если человек может получить выгоду в мирских делах, он очень спешит их совершить. В вопросах религии нужно вести себя также, более того нужно спешить еще больше. Аллах Всевышний сказал в Коране:
بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا
«Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни,
وَالآخِرَةُ خَيْرٌ وَأَبْقَى
хотя Последняя жизнь - лучше и дольше.
إِنَّ هَذَا لَفِي الصُّحُفِ الأُولَى صُحُفِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى
Воистину, это записано в первых свитках - свитках Ибрахима и Мусы». (87:16-19)
2. В этом хадисе также указание на то, что Пророк ﷺ больше всех остальных людей спешил к совершению благих поступков. Он так же нуждался в благих деяниях, как нуждаются в них другие люди. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Никого не спасут дела его». Люди спросили: «И даже тебя, о посланник Аллаха?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И даже меня, если только Аллах не окажет мне Свою милость». (Муслим).
3. Следует торопиться раздать садака или закят. Потому что садака — это средство защиты от адского пламени. Пророк ﷺ призвал свою умму со словами:
«Защитите себя от огня ада пожертвованием хотя бы половинки финика» (Бухари).
Кроме того, милостыня стирает грехи. Известный хадис гласит:
«Милостыня стирает грехи так же, как вода гасит огонь» (ат-Тирмизи).
В Священном Коране Всевышний Аллах говорит:
«И расходуйте, о верующие, из имущества, которым Мы вас наделили...» (63:10).
4. Из данного хадиса мы также узнаем, что дозволено проходить через ряды людей после окончания молитвы, особенно, если в этом есть необходимость. И это по той причине, что после окончания молитвы, нет нужды оставаться на своих местах. Но запрещено проходить через ряды людей перед началом молитвы, так как этим можно навредить людям. Однажды Посланник Аллаха ﷺ прервал свою проповедь в пятничный день, увидев человека, который пробирается вперед через ряды молящихся, и сказал ему: «Сядь, ибо ты причиняешь людям вред». (Абу Дауд).
5. Так же, в намазе вы должны посвятить себя Аллаху полностью, чтобы вас не отвлекали иные мысли. Нам следует заранее побеспокоится об этом и закончить до намаза то, что может отвлекать от молитвы. Из этого хадиса видим, что Посланник Аллаха ﷺ показывает нам наилучший пример, потому что Всевышний описывает качество мумина в аятах следующим образом:
قَدۡ أَفۡلَحَ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ ٱلَّذِينَ هُمۡ فِي صَلَاتِهِمۡ خَٰشِعُونَ
«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов» (23:1-2)
6. В этом хадисе указание на то, что Пророк ﷺ как и все другие люди иногда что-то забывал. Аллах Всевышний сказал в Коране:
قُلْ لَا أَقُولُ لَكُمْ عِنْدِي خَزَائِنُ اللَّهِ وَلَا أَعْلَمُ الْغَيْبَ وَلَا أَقُولُ لَكُمْ إِنِّي مَلَكٌ.
«Скажи: ″Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом″». (6:50)
Пророк ﷺ не ведал о сокровенном. Иногда он забывал те вещи, которые знал прежде. Он, как и все остальные люди, нуждался в еде, питье, одежде, защите от врагов. Поэтому, в день битвы Ухуд, он надел на себя две кольчуги, стремясь обезопасить себя от вражеского оружия. Поэтому, Аллах Всевышний сказал ему:
قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِثْلُكُمْ يُوحَىٰ إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ
Скажи: «Воистину, я - такой же человек, как и вы». (18:110)
Вопросы по теме урока:
1. Перечислите пользы, которые вывели ученные мухаддисы из данного хадиса.
2. Назовите какая польза от милостыни от садака? Приведите хадис на эту тему.
3. Расскажите или перескажите 88 хадис, пройденный на этом уроке.