Урок 110. Глава 12. 113 хадис - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Атбасар
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 18:07
Атбасар
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Атбасар
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:18 07:53 12:18 14:45 16:32 18:07
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-авваль 1446
Григорианский
22 ноября 2024

Циклы уроков

Урок 110. Глава 12. 113 хадис

Урок 110. Глава 12. 113 хадис

Урок 109. Глава 12. 112 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
28 мая 2024 2 965 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

 

«Умар, да будет доволен им Аллах, приглашал меня к себе вместе со старцами, принимавшими участие в битве при Бадре. В конце концов это, похоже, вызвало гнев одного из них, и он спросил Умара: «Почему этот (человек) входит к тебе вместе с нами, ведь он не старше наших сыновей?!». В ответ им Умар сказал: «Вы же знаeтe о его положении!». И однажды он позвал меня и пригласил меня к себе вместе с ними, и я думаю, что в тот день он сделал это лишь для того, чтобы показать им. Умар спросил: «Что вы можете сказать о словах Аллаха: «Когда придёт помощь Аллаха и победа…»? Один из присутствовавших ответил: «Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа», — другие же промолчали, не сказав ничего. Тогда он обратился с вопросом ко мне: «И ты скажешь то же самое, о Ибн Аббас?». Я ответил: «Нет». Он спросил: «Что же ты скажешь?» Я ответил: «Здесь имеется в виду срок жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о близости завершении которого сообщил Аллах. Аллах сказал, что “Когда придёт помощь Аллаха и победа”, это будет признаком близости твоего срока, и тогда “... прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он — Приемлющий покаяние”». Выслушав мой ответ, Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я тоже ничего не знаю об этой суре, кроме того, что говоришь ты». (Аль-Бухари).

 

Теперь, более подробно перейдем к разъяснению данного хадиса.

 

В этом сообщении рассказывается, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, приглашал к себе в собрания старцев, участвовавших еще в битве при Бадре. Это было его обычаем, он всегда советовался с уважаемыми людьми. Ведь, Аллах Всевышний сказал Своему Пророку ﷺ:

 

…وَشَاوِرْهُمْ فِي الْأَمْرِ…

«Советуйся с ними о делах». (Коран, 3:159)

 

Суть этого заключается в следующем: когда правителю тяжело разобраться в каком-нибудь вопросе, он собирает надежных людей, понимающих этот вопрос, и советуется с ними, как поступить. И известно, что Умар ибн аль-Хаттаб часто так поступал.

 

Обычно он приглашал самых взрослых сподвижников в качестве членов совета, в задачи которого входило решение различных важных государственных и религиозных вопросов. Иначе говоря, вместе с наиболее почитаемыми из числа сподвижников Пророка ﷺ. И среди них сидел Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом. Ибн Аббас тогда был очень молодым по сравнению с этими старцами. В конце концов это, похоже, вызвало гнев одного из них, (со слов ученых), этим человеком был Абдур-Рахман бин Ауф, да будет доволен им Аллах.

 

И, он спросил Умара: «Почему этот (человек) входит к тебе вместе с нами, хотя у нас есть такие же дети, но они почему-то не присутствуют?!″

 

Тогда Умар захотел показать им уровень Ибн Аббаса в знании и сообразительности. Умар тем самым хотел напомнить, что Абдуллах Ибн Аббас являлся членом семьи Пророка ﷺ и отличался своими познаниями в религиозных науках, несмотря на молодость.

 

Мы не раз говорили про Ибн Аббаса в наших прошлых уроках. Полное имя Ибн Аббаса: عبد الله بن عباس بن عبد المطلب الهاشمي. Это Сын дяди Пророка ﷺ, ученый этой общины и толкователь Корана.

 

Однажды Пророк ﷺ обнял его и сказал: «О Аллах, научи его мудрости!» или же сказал: «Научи его Книге!».

 

(Также известно, что однажды) Ибн Аббас принес воду Пророку ﷺ, чтобы он совершил омовение и, увидев это, Пророк ﷺ произнес:

 

«О Аллах, сделай его разбирающимся в религии!»

 

и поэтому он застал много событий, обогатившие его знанями и был из тех, кто стремился к их обретению. Муса ибн Убайда сказал: «Умар советовался с Ибн Аббасом и говорил (о нем): “Достающий жемчуга”». 

 

Во времена правления Али, да будет доволен им Аллах, он послал его на переговоры с хариджитами. Ибн Аббас старался оправдать решение Али о разрешении спора с Муавией на уровне третейского суда, он призывал хариджитов не обвинять Али в неверии и подчиниться ему, при этом подкрепляя свои слова аятами из Корана. Историки, едины в том, что разговор этот был сложным и подтверждают, что некоторые, из числа хариджитов, все же поменяли свое мнение. В 39 по году по хиджре Халиф Али назначил Ибн Аббаса наместником в Басре.

 

И в этом хадисе Ибн Аббас говорит: «И однажды Умар позвал и пригласил меня к себе вместе с ними, и я думаю, что в тот день он сделал это лишь для того, чтобы показать им».

 

То есть: показать им, что приглашает меня к себе вместе с достойнейшими людьми не зря. Он собрал всех взрослых сподвижников и прочитал им суру»:

 

إِذَا جَاءَ نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ

«Когда придет помощь Аллаха и настанет победа,

وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجًا

когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха,

فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَاسْتَغْفِرْهُ إِنَّهُ كَانَ تَوَّابًا

восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния». (Сура «ан-Наср», аяты 1-3)

 

Когда же он спросил их о смысле этой суры, они разделились на две группы. Первые просто промолчали, а вторые ответили: “Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа”. Затем Умар спросил Ибн Аббаса, и он ответил: «Здесь имеется в виду срок жизни посланника Аллаха ﷺ о близости завершения которого сообщил Аллах. Аллах сказал, что “Когда придёт помощь Аллаха и победа”, это будет признаком близости твоего срока, и тогда “…восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния”». Тогда Умар сказал: “Я тоже ничего не знаю об этой суре, кроме того, что говоришь ты”. И тут люди поняли достоинство Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

 

Сам  Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, говорил:

 

«Какой же прекрасный толкователь Корана Ибн Аббас! Не найдёшь ты никого подобного ему в науках и знаниях!»

 

Когда умер Пророк ﷺ Ибн ‘Аббас уже почти достиг совершеннолетия.

 

Ибн ‘Аббас прожил долгую жизнь и, как сообщает, Абу Нуайм: «Он умер в 68 году хиджры, в Таифе, в возрасте 70 лет, а похоронную молитву над ним совершил Мухаммад ибн аль-Ханафиййа», сын самого халифа Али, да будет доволен им Аллах.

 

В силу своих обширных и глубоких знаний Абдуллах ибн Аббас получил прозвище «Хабр аль-умма», что означает «Учёный всей общины». Ему принадлежит передача, в общем количестве 1660 хадисов Пророка ﷺ.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi