Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
1) Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «После того, как Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была ниспослана (сура): «Когда придёт помощь Аллаха и победа...», после— он не совершил ни одной молитвы, не говоря во (время её совершения): «Субхана-кя, Рабба-на, ва би-хамди-кя, Аллахумма-гфир ли», в переводе: «Слава Тебе, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня». (Аль-Бухари; Муслим)
2) В (другой) версии (этого хадиса, приводимой) в обоих «Сахихах» сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время своих поясных и земных поклонов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, многократно повторял слова: «Слава Тебе, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня», — следуя предписанному Кораном».
«Следуя предписанному Кораном» - значит делая то, что было велено ему в Коране словами Всевышнего «...прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения...»
3) В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что (Аиша, да будет доволен ею Аллах,) сказала: «Перед смертью Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: Субхана-кя, Аллахум-ма, ва би-хамди-кя, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя. То есть: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, прошу у Тебя прощения и каюсь пред Тобой».
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Я спросила: «О посланник Аллаха, что это за новые слова, которые я от тебя слышу?». Он сказал: «Для меня был определён знак, увидев который, я и стал произносить их. (Этим знаком являются слова Всевышнего): «Когда придёт помощь Аллаха и победа...», — и далее до конца этой суры».
4) В другой версии этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Начиная с определённого времени, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал часто повторять слова: Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, астагфиру-Ллаха ва атубу иляй-хи. «Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь пред Ним». Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «О посланник Аллаха, я вижу, что ты часто повторяешь слова “Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь пред Ним”». Он сказал: «Мой Господь поведал мне, что я увижу знак, имеющий отношение к моей общине, сказав, что когда я увижу его, то должен буду часто повторять: «Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь пред Ним», — и я увидел этот знак.
Слова аята: «Когда придёт помощь Аллаха и победа...» — это завоевание Мекки — «...и увидишь ты людей, присоединяющихся к религии Аллаха толпами, то прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он — Приемлющий покаяние».
Так заканчивается этот хадис и мы видим, что автор приводит четыре разные версии. Но, везде упоминается 110-сура «ан-Наср» и дуга, который часто повторял Пророк ﷺ перед смертью, и мы видим, что смысл у всех почти одинаковый. Именно, после низпослания этой суры, Пророк ﷺ начал готовиться к загробной жизни, приумножая количество поминани Аллаха и поклонение Ему.
Какая это сура и что нам говорят ученые толкователи про эту суру?
Ибн Касир говорит: Сура «Ан-Наср» («Помощь»), в ней 3 аята. А, касательно, Название суры и причина её ниспослания: По единогласному мнению толкователей Корана, эта сура была ниспослана в Медине. И, так же, другое ее название — сура «Ат-Тауди’» التودع («Прощание»), потому что она указывала на приближение кончины Пророка ﷺ, скорое прощание с ним.
Имам (Куртуби) в своем тафсире, так же приводит: В «Сахихе» имама Муслима передан хадис от Ибн Аббаса (да будет доволен им и его отцом Аллах), что сура «Ан-Наср» была последней сурой, ниспосланной целиком. Ни одна законченная сура не была ниспослана после нее. После нее были ниспосланы лишь некоторые отдельные аяты.
معارف القرآن Ма’ариф аль-Куран, 8/904-905 стр. «Ибн Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передается, что эта сура была ниспослана во время прощального паломничества.
Что же говорится в этих аятах?
إِذَا جَاءَ نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ
«Когда придет помощь Аллаха и победа»,
Тафсир данного аята таков: Большинство толкователей Корана считают, что этот аят о завоевании Мекки, когда мусульмане одержали впечатляющую победу над язычниками-курайшитами. Однако, некоторые комментаторы полагали, что речь идет о всех грядущих победах мусульман и завоевании ими земель неверующих.
В труде Матуриди, 17/355 стр приводится: «Доказательством такого толкования его сторонники считали то, что завоевание Мекки случилось в 8 году после хиджры, а сура была ниспослана в 10, и с точки зрения арабского языка, нельзя сказать «إِذَا جَاء» про событие, которое случилось уже в прошлом».
А, «под «победой» в этом аяте может подразумеваться то, что Пророк ﷺ полностью исполнит свою пророческую миссию и донесет до других людей все, что повелел ему Всевышний Аллах.
Согласно такому толкованию, Всевышний Аллах объявил в этой суре о том, что кончина Пророка Мухаммада ﷺ близка». Далее в следующих аятах этой суры говориться:
وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجًا
«ты увидишь, как люди обращаются в религию Аллаха толпами».
Тафсир данного аята следующий: «Перед покорением Мекки было множество людей, которые верили в истинность Ислама и пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), однако были некоторые моменты, которые мешали им принять истинную религию.
Некоторые из них боялись язычников, другие еще по каким-то причинам колебались. И, покорение Мекки устранило эти препятствия, и люди стали принимать Ислам толпами. «Более семисот человек из Йемена приняли Ислам и присоединились к Пророку ﷺ. По пути они произносили азан и читали Коран. Таким образом, население Аравии принимало Ислам в массовом порядке». И заканчивается сура «Ан-Наср» следующим аятом:
فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَاسْتَغْفِرْهُ ۚ إِنَّهُ كَانَ تَوَّابًا
«Возвеличивай же хвалой Господа своего и проси у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий».
То есть, так восхваляй же Всевышнего Аллаха и благодари же Его за все блага, за помощь, оказанную тебе против врагов, и победу, за то, что люди массово стали принимать Ислам.
Прославлять Аллаха означает, прежде всего, не приписывать Аллаху никаких качеств, присущих Его творениям: изменений, перемещения, занимания места, обладания сыном и всего прочего, что не подобает Его Величию, — а также описывать Его всеми атрибутами совершенства.
Именно поэтому Пророк ﷺ начал восхвалять Аллаха как нам об этом передает Айша, которая сказала: «О Посланник Аллаха, я вижу, что ты часто повторяешь слова: “Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь пред Ним”». Он ﷺ ответил: «Мой Господь поведал мне, что я увижу знак, имеющий отношение к моей общине, (сказав, что) когда я увижу его, то должен буду часто повторять: «Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь пред Ним», — и я увидел (этот знак)».
Со слов ибн 'Умара, эта сура была ниспослана Посланнику Аллаха ﷺ в середине дней ат-ташрика (это второй день после праздника жертвоприношения), из которой он узнал, что это его прощальное паломничество.
И как нам известно из истории, после этого он отпустил свою верблюдицу по имени (القصواء, a затем обратился к людям с известной проповедью.
Стоит немного упомянуть о верховом животном Пророка. Ее имя «Аль-Касва» означает «заячье ухо», такое имя верблюдица Пророка ﷺ получила из-за своей скорости. Пророк купил её у Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, за 400 дирхамов. Её цвет был между белым и черным, но ближе к белому. Пророк ﷺ купил ее, когда ей было 4 года, а умерла она в возрасте 15 лет. Именно на этой верблюдице Пророк ﷺ переселился в Медину и на том месте, где она остановилась была построена мечеть Пророка.
Так же, ученые приводят по нашей тематике, что, Имам Аль-Байхаки передал от ибн Аббаса следующее: «Когда было ниспослан аят:
إِذَا جَاءَ نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ
«Когда придет помощь Аллаха и настанет победа», Посланник Аллаха ﷺ позвал Фатиму и сказал ей: «Мне сообщили о моей скорой кончине», она стала плакать. Потом он сказал ей: «Крепись, ведь ты самая первая из моей семьи, кто последует за мной», и (тогда) она улыбнулась».
Имам Ахмад также передает от ибн Аббаса: «Когда было ниспослано:
إِذَا جَاءَ نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ
«Когда придет помощь Аллаха и настанет победа», Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мне сообщили о моей скорой кончине», и он действительно умер в тот год».
А точнее, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер 12 числа раби‘ аль-аууаль, 11 года по хиджре.
Ибн Аббас также сказал, что после ниспослания этой суры, Пророк ﷺ начал готовиться к загробной жизни усерднее, чем раньше. Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пришло покорение Мекки, помощь Аллаха и Его победа, и пришли йеменцы». И его спросили: «О, Посланник Аллаха, а кто такие йеменцы?» Он ответил: «Это народ с мягким сердцем и кротким характером.» [Бухари, Муслим]. Но, это уже начало другой истории…
1. Как называется сура, после ниспослания которой Пророк ﷺ начал готовиться к загробной жизни?
2. Что говорят ученые-толкователи об этой суре?
3. Когда была ниспослана данная сура?
4. Что означает аят: «Когда придут помощь Аллаха и победа»?
5. Что именно начал говорить Пророк ﷺ в намазах?
6. Назовите важные для ислама факты, связанные с верблюдицей Пророка ﷺ