Дәрістер топтамасы
Уважаемые слушатели! Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха сегодня мы переходим к 52 уроку и 58 хадису Посланника Аллаха ﷺ, который нам передал Абу Хурайра (р.а.). Хадис начинается таким образом. Передается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
Оправляясь в военный поход, один из пророков, благословения и мир им, сказал своим соплеменникам: «Пусть не следует за мной тот, кто женился на женщине и желает войти к ней, но ещё не вошёл, и тот, кто построил дом, но не покрыл его крышей, и тот, кто купил овец или верблюдиц и ожидает приплода от них», — после чего он двинулся в поход. Подойдя к этому городу ко времени послеполуденной молитвы или примерно в это время, он сказал солнцу: «Ты под властно (Аллаху) и я подвластен, о Аллах, останови его для нас!», — и (солнце не заходило) до тех пор, пока Аллах не даровал ему победу. После этого он собрал военную добычу, и (с небес) сошёл огонь, чтобы уничтожить это, однако (этот огонь) не тронул (собранного). Тогда (этот пророк) сказал (своим воинам): «Поистине, среди вас (кто-то пошёл на) обман, пусть же принесёт мне клятву один человек из каждого племени!» (Они так и сделали,) и рука одного из них прилипла к его руке. Тогда он сказал: «Поистине, (пошедший на) обман находится среди вас, пусть же все твои соплеменники принесут мне клятву!» И (на этот раз) к его руке при липли руки двоих или троих из них, и он сказал: «Это вы (пошли на) обман!», — после чего они принесли сделанную из золота голову на подобие коровьей головы и положили её, и тогда сошедший (с неба) огонь уничтожил (всю эту добычу), ибо военная добыча не была дозволена никому из живших до нас, а потом Аллах разрешил нам (брать) её. Он разрешил нам (брать) её, когда увидел нашу слабость и неспособность.
Так заканчивается хадис Посланника Аллаха ﷺ. Этот хадис привел имам Бухари и имам Муслим.
В этом хадисе сообщается многих великих знамениях Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ рассказал об одном из Пророков (а.с.), который вышел биться против тех, с кем ему было приказано это делать. При этом он запретил выходить в поход тому, кто женился на женщине и желает войти к ней, но еще не успел сблизиться. Так же тому, кто построил дом, но не покрыл его крышей. Тому, кто купил овец или верблюдиц и ожидает приплода от них. То есть вышеупомянутым людям не следует выходить в поход. Почему? Потому что их сердца заняты другими проблемами. Если человек женился на женщине, но не успел с ней сблизиться, то соответственно его сердце будет занято только этим. А человек, который построил дом, но не покрыл его крышей, будет думать об этом доме, в который он собирался въехать и жить со своей женой. И тот, кто купил овец или верблюдиц будет занят ожиданием от них приплода. А джихад же требует от человека, чтобы он был занят только им. Потому что во множествах аятов Священного Корана, Всевышний Аллах наставляет муслимов именно к такому поступку. Например, в суре «Шарх», в 7 аяте Всевышний Аллах говорит нам следующее: «Посему, как только освободишься, будь деятелен».
То есть в толковании, Ибн Кассир (р.а.) говорит нам следующее: «Когда освободишься от мирских дел, только тогда надо посвятить себя поклонению Всевышнему Аллаху».
И поэтому Посланник Аллаха ﷺ в хадисах упоминает:
«Не следует совершать намаз, если еда уже подана».
Если совпадает время намаза и время еды, то по сунне Посланника Аллаха ﷺ в первую очередь выбирается еда. Потому что человек, в первую очередь, прежде чем совершить какой-то вид поклонения, ему нужно освободиться от тех вещей, которые будут его отвлекать в молитве. Так же в другом хадисе приводится:
«Если молящийся испытывает необходимость сходить по большой или малой нужде, то человек чтобы далее не отвлекаться должен остановить намаз, пойти обновить омовение, и лишь таким образом начать молитву».
Следовательно, если человек желает совершить поклонение Всевышнему Аллаху достойным образом, то ему следует освободить себя, от тех вещей, которые будут его отвлекать.
Затем этот Пророк (а.с.) отправился в военный поход. И остановился у какого-то города. И по воле Аллаха, Посланник ﷺ здесь не стал упоминать какой именно город и какой Пророк. Этот город был его целью, и они во время молитвы аср намаза, доехали до этого города. Соответственно, ночь уже была близка. И тогда, что сделал этот Пророк? Так как ночь уже была близка, он подумал, что не сможет одержать победу именно ночью. И тогда он сказал солнцу: «Ты подвластна Аллаху, и я подвластен. О Аллах, останови его для нас».
То есть ему был приказан джихад, а солнцу было приказано идти так, как установил Всевышний Аллах, как говорится про это в Священной книге Коран, сура «Ясин», 38 аят:
«Солнце плывет к своему местопребыванию. Так предопределил Могущественный, Знающий».
То есть Аллах Всевышний удержал солнце, и оно не зашло до тех пор, пока он не завершил военный поход и получил много трофеев. Предыдущим общинам, в отличии от общины Пророка Мухаммада ﷺ не дозволялось оставлять себе трофеи. То есть трофеи были дозволены именно нашей общине.
Что касается предшествующих общин, то они собирали трофеи в кучу, как сказано в вышеупомянутом хадисе. Затем с неба спускался огонь и пожирал эти трофеи, то есть они сгорели. И вот в нашей истории так же собрали наши трофеи, но огонь их не тронул. Тогда этот Пророк (а.с.) сказал своим соплеменникам, воинам: «Поистине, среди вас кто-то пошел на обман». То есть антоним обмана — это правдивость. И именно по этой причине, автор имам Ан-Навави (р.а.) включил этот хадис в главу: «О правдивости».
Затем Пророк (а.с.) приказал руководителю каждого племени давать присягу, что они ничего не воровали. То есть был призыв, признаться в содеянном. И вот, когда один из них давал присягу, его рука прилипла к руке Пророка (а.с.). Тогда он сказал: «поистине, пошедший на обман находится среди вас. Пусть же твои соплеменники принесут мне клятву». И на этот раз к его руке прилипли двоих или троих из них. И он сказал: «Это вы пошли на обман». Они украли золото размером, здесь упоминается, с голову быка. Затем они принесли это золото, снизошел огонь, и трофеи сгорели. Это является одним из знамений Всевышнего Аллаха. То есть, какую пользу можно взять из этого хадиса?
Первое, мы узнали, что джихад был узаконен не только в нашей, но и в предшествующих общинах. Потому что Посланник Аллаха ﷺ, когда наставлял своих сподвижников или учил их какому-то определенному знанию, то всегда приводил примеры из тех общин, которые жили до нас. А здесь упоминается, что военный поход был узаконен не только в нашей, но и в предшествующих общинах. Множество аятов, свидетельствуют об этом. Всевышний Аллах говорит:
«Сколько было Пророков, рядом с которыми сражались много набожных, верующих. Они не пали духом от того что постигло их на пути Аллаха. Они не проявляли слабости, они смирились».
Подобного рода аятов очень много в Священной книге Коран. Так же вторая польза от этого хадиса, это указание на Величие Аллаха, Который управляет Вселенной.
Третье, опровержение некоторым астрономам, не являющимся мусульманами, заявляющими, что движение небесных тел не может быть изменено. Кто создал все эти планеты? Конечно же, Всевышний Аллах. А Тот, Кто создал способен изменить то, что создал, в том числе движение. Пророк (а.с.), о котором идет речь в нашем хадисе, обратился к Аллаху с мольбой и Аллах остановил солнце. Давайте приведем пример из жизни Посланника Аллаха ﷺ, когда курайшиты попросили нашего Посланника ﷺ, показать им знамение. Тогда Посланник Аллаха ﷺ указал на луну, а та раскололось на две части. Эта история полностью упоминается в суре «Камар», и там есть эта история:
«Приблизился Час, и раскололся месяц. Когда они видят знамение, то отворачиваются и говорят: «Это - преходящее (или крепкое; или лживое) колдовство!».
И многобожники сказали: «На самом деле луна не раскололась. Просто Мухаммад околдовал наши взоры». Как сказал Всевышний Аллах:
«Воистину, те, о которых подтвердилось Слово Аллаха, не уверуют, пока их не постигнут мучительные страдания, даже если им явятся любые знамения».
Четвертая польза, это указание на милость Аллаха к этой общине. Ибо он дозволил им военные трофеи. Из этого хадиса можно извлекать даже следующую пользу, что указание на еще одно знамение Аллаха, а именно то, что рука того, кто замыслил обман, прилипла к руке Пророка (а.с.). Это необычное явление, но Аллах над каждой вещью Мощен. И Пророки не ведают сокровенного, если только Аллах Всевышний не поведает о нем. Даже нашему Пророку ﷺ были неизвестны многие вещи. И поэтому по воле Аллаха, то, что было дозволено знать Пророку, он знал и передавал своим сподвижникам. Точно так же и в этой истории, Всевышний Аллах указывал, кто из них обманщик из той общины, и они выходили и признавались в своем обмане.
Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее знание в наших сердцах и сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ. Сегодня у нас был 52 урок. Следующий урок будет последний из этой главы, и на этом, Ин шаа Аллах, мы закончим главу «О правдивости».