Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
С дозволения Аллаха продолжаем уроки по книге «Рияду ас-Солихин». Сегодня у нас 106 хадис Посланника Аллаха ﷺ, который начинается следующим образом: «Сообщается, что верный помощник Посланника Аллаха ﷺ Абу Фирас Раби’а бин Ка’б аль-Аслами (р.а.), относившийся к числу живших под навесом, сказал:
«Обычно я проводил ночи у дверей дома Посланника Аллаха ﷺ принося ему воду для омовения и прочие необходимые вещи, и однажды он сказал мне: «Попроси меня о чём-нибудь». Я воскликнул: «Я прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в Раю!» Он спросил: «Может быть, ты хочешь чего-нибудь иного?» Я сказал: «Нет, именно этого!» Тогда он сказал: «В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоего нафса, совершая множество земных поклонов». (Муслим).
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, привел хадис со слов Раби’а ибн Ка’ба аль-Аслями, (р.а.). Он был слугой Посланника Аллаха ﷺ и относился к числу людей, которых называли ″ахлю-с-суфа″. ″Ахлю-с-суфа″ ― это мухаджиры, у которых не было в Медине своего жилья. Посланник Аллаха ﷺ поселил их под навесом мечети. Иногда их количество достигало восьмидесяти, а иногда их было меньше. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, приносили этим мухаджирам еду, молоко, и другие продукты питания.
Обычно Раби’а ибн Ка’б, приносил Пророку ﷺ воду для омовения и прочие необходимые вещи. И вот, однажды, Пророк ﷺ предложил ему: “Попроси меня (о чём-нибудь)”. Пророк ﷺ был самым щедрым из людей, и поэтому хотел вознаградить Раби’а ибн Ка’ба за то, что тот помогает ему.
Пророк ﷺ говорил в своем хадисе: «Вознаградите того, кто сделал вам добро». (Абу Дауд). Поэтому пророк ﷺ сказал ему: “Попроси меня (о чём-нибудь)”. Чаще всего, в ответ на такое предложение, люди просят денег, либо неких благ, но стремления Раби’а ибн Ка’ба были более возвышенными. Он сказал: “Я прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в раю!”. Пророк ﷺ поинтересовался в ответ о том, нет ли у него другого желания. Однако Раби’а ибн Ка’б сказал, что он хочет именно этого”, только этого. Что ответил Пророк? Он сказал: “В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоего нафса, совершая множество земных поклонов”.
Большое количество земных поклонов указывает на долгое стояние человека в намазе. Ведь, в каждом рака’ате есть поясной поклон и два земных поклона. Пророк ﷺ упомянул в хадисе именно земные поклоны по той причине, что это самое почетное положение молящегося. Именно во время земных поклонов раб бывает ближе всего к своему Господу. Как упомянуто во многих хадисах.
1. Указание на достоинство земных поклонов.
2. Чем больше человек совершает дополнительных намазов, тем лучше. Исключением является время, во время которых порицается совершать намаз*.
3. Указание на то, что Посланник Аллаха ﷺ не мог ввести кого-то в Рай. Поэтому, он не гарантировал этому сподвижнику положительный ответ на его просьбу, а сказал: «В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоего нафса, совершая множество земных поклонов». Здесь речь идёт о земных поклонах, совершаемых человеком во время молитв, или при чтении определённых аятов Корана или же в знак благодарности Аллаху за какое-нибудь из Его благодеяний, говорят ученые.
* Во-первых, это время, начинающееся после утреннего намаза (фаджр), до того, как солнце поднимется на высоту копья. Это примерно 30-40 минут после восхода. Во-вторых, запрещено совершать добровольные молитвы в тот момент, когда солнце находится в зените. В-третьих, запрещено совершать добровольные молитвы после послеобеденного намаза (’аср) до вечернего намаза (магъриб).