Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые ищущие знания, мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», глава «О глубокой убежденности и уповании». Сегодня, с дозволения Аллаха, мы переходим к 72 уроку и 78 хадису. Именно в этой главе – это 5 хадис. В этом хадисе упоминается история, известная как Поход на Зат ар - Рика‘. Ученные, специализирующиеся на истории ислама пишут об этом походе в разных своих трудах. Также многие сподвижники передавали об этой истории от Пророка ﷺ.
Исторический контекст
Прежде чем начать сегодняшний урок давайте мы более подробно остановимся на том, что такое поход на Зат ар-Рика‘, что это означает. Когда Посланник Аллаха ﷺ призывал всех жителей города Мекки, в том числе жителей города Хайбара существовала третья сила от которой исходило множество опасностей и трудностей – это бедуины. Обезопасив мусульман от двух из трех сил, являвшихся составными частями союзных племен Посланник Аллаха ﷺ получил возможность сосредоточить все свое внимание на третьей силе, т.е. на суровых бедуинах, которые кочевали по пустыне Неджда и продолжавших время от времени заниматься грабежами или разбоем.
Поскольку бедуины жили не в каком-то определенном селении или городе и не прятались в укреплениях установить над ними полный контроль и избавиться от причиняемого ими зла было значительно труднее чем справится с мекканцами или жителями Хайбара. Вот почему единственным средством воздействия на них являлись периодически предпринимавшиеся с целью их устрашения походы. Иными словам газават.
Для того что бы продемонстрировать противникам свою силу и для того, чтобы упредить очередной набег на предместья города Медины Посланник Аллаха ﷺ повел мусульман в поход, получивший известность как поход на Зат ар-Рика‘. В основном, авторы книг о военных походах сообщают, что данный поход состоялся в 4 году Хиджры, однако участие в нем Абу Мусы аль-Аш‘ари и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, указывает на то, что он был предпринят уже после похода на Хайбар. Скорее всего этот поход состоялся в месяце Раби аль-Авваль 7 года хиджры.
Вкратце суть сообщений авторов жизнеописаний, касающихся этого похода, сводится к тому, что, узнав о концентрации сил племен анмар или бану са‘ляба и бану мухариб из группы племен гатафан, Пророк ﷺ сразу же выступил в поход против них во главе 400 или 700 своих сподвижников, оставив в Медине за старшего Абу Зарра или Усмана бин Аффана, да будет доволен Аллах ими обоими. Продвигаясь вглубь территории обитания этих племен, Посланник Аллаха ﷺ достиг места под названием Нахль, расположенного на расстоянии 2 дней пути от Медины, где встретился с группой бедуинов из гатафан. До боя дело не дошло, однако в тот день Пророк ﷺ совершил со своими сподвижниками молитву в угрожающих обстоятельствах (салят аль-хауф).
Имам Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды шестеро из нас (Имеются в виду родственники или соплеменники Абу Мусы, да будет доволен им Аллах) выступили в поход вместе с Пророком ﷺ, и у нас был только один верблюд, на котором мы ехали по очереди. Из-за этого подошвы наших ног стерлись, и я тоже стер себе ноги и даже лишился ногтей. Мы обматывали себе ноги тряпками, и поэтому этот поход был назван “Зат ар-Рика‘. («Зат ар-Рика‘» переводится как «заплатаный»). Что касается названия этого похода, то на этот счет высказывались разные мнения, например: поход, известный как поход “Зат ар-Рика‘”, получил такое название по названию дерева в той местности, куда направлялся отряд мусульман, или: он получил такое название по той причине, что знамена мусульман были заплатанными, и так далее). Также в Сахих” аль-Бухари, есть “Глава о походе на Зат ар-Рика‘”, 2/592; “Сахих” Муслима, “Глава о походе на Зат ар-Рика‘”, 2/118.
78 хадис Посланника Аллаха ﷺ
Теперь перейдем непосредственно к 78 хадису, в котором сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что в своё время он вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, участвовал в военном походе на Наджд, и когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, двинулся в обратный путь, он тоже был вместе с ним. Время полуденного отдыха застало их в каком-то ущелье, густо поросшем терновником, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спешился, а люди разошлись в разные стороны, желая укрыться в тени деревьев. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, также расположился в тени акации, повесив на неё свой меч. Немного поспав, мы вдруг услышали, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, зовёт нас, а когда мы явились к нему, оказалось, что рядом с ним находится какой-то бедуин. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Этот человек выхватил из ножен мой меч и поднял его на меня, когда я спал, а когда я проснулся, он держал обнажённый меч в своей руке. Он сказал: “Кто защитит тебя от меня?”, — а я трижды ответил ему: “Аллах!”», — и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не стал наказывать его и он сел. (Аль-Бухари; Муслим)
В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир сказал:
В своё время мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принимали участие в походе на Зат ар-Рика2. Добравшись до дерева, отбрасывавшего густую тень, мы предоставили это место посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а потом туда явился какой-то человек из числа многобожников, увидел, что меч Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, висит на дереве, выхватил его из ножен и сказал: «Боишься меня?» Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет». Этот человек спросил: «Кто же защитит тебя от меня?», — на что он ответил: «Аллах!»
Следующая версия. В той версии этого хадиса, которую приводит в своём «Сахихе». Абу Бакр аль-Исмаили, сообщается следующее:
И этот человек спросил: «Кто защитит тебя от меня?» Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах!», — и тогда меч выпал из его руки, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял его и спросил: «А кто защитит тебя от меня?» Человек взмолился: «Пощади!», — на что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Засвидетельствуешь ли ты, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — послан ник Аллаха?» Он сказал: «Нет, но я обещаю тебе не сражаться против тебя и не присоединяться к тем, кто сражается с тобой!», — и он отпустил его, а когда этот человек вернулся к своим товарищам, он сказал им: «Я пришёл к вам от лучшего из людей!»
Комментарии ученных и выводы
Давайте теперь мы остановимся на комментариях ученных ислама, которые объясняют кем был этот бедуин. В другой версии этого хадиса, приводимой аль-Бухари, сообщается, что Мусаддад передал со слов Абу ‘Аваны, что Абу Бишр сказал: “Имя этого человека – Гаурас бин аль-Харис”. [“Сахих” аль-Бухари, 2/593] Ибн Хаджар пишет: “В связи с этим сообщением аль-Вакиди отмечает, что этого бедуина звали Да‘сур и что он принял ислам, однако, судя по его словам, речь идет о двух разных походах, а Аллах знает об этом лучше”. [“Фатх аль-Бари”, 7/427]
Благодаря этому походу сердцам бедуинов наконец-то удалось внушить страх. Если мы обратим более пристальное внимание на военные походы, состоявшиеся после похода Зат ар-Рика‘, то увидим, что с тех пор племена из группы гатафан больше уже не осмеливались поднимать голову, а постепенно успокаивались и не только признавали свое поражение, но и принимали ислам, а некоторые из этих племен даже принимали участие в завоевании Мекки вместе с мусульманами, а после этого участвовали в битве при Хунайне. (Оба этих события относятся к 8 году хиджры (630 г.н.э.)) и получили свою долю военной добычи. Кроме того, после завоевания Мекки к ним направлялись сборщики закята, которым они отдавали положенное. Так было сломлено сопротивление третьей силы, входившей в состав союзных племен, после чего во всем регионе воцарились мир и спокойствие, а у мусульман было достаточно сил для того, чтобы легко улаживать недоразумения с отдельными племенами, бедуинами, жившими в некоторых других местах. Более того, этот поход положил начало подготовке к завоеванию целых стран и крупных царств, так как внутри самой Аравии обстоятельства складывались для ислама и мусульман благоприятно.
После возвращения из этого похода посланник Аллаха, ﷺ оставался в Медине до месяца шавваль седьмого года хиджры. Таким образом имам ан-Навави приводит три версии этого хадиса в этой главе. Данный хадис показывает нам пример Посланника Аллаха ﷺ в уповании на Аллаха.
Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее полученное знание в наших сердцах и сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Пророка Мухаммада ﷺ