Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые зрители, уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков основанный на книге «Рияду ас-Солихин», глава «О глубокой убежденности и уповании». С дозволения Аллаха мы переходим к 73 уроку и 79 хадису, который нам передал известный сподвижник Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах.
79 хадис Посланника Аллаха ﷺ
Умар ибн аль-Хаттаб сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются с полными»
(передал ат-Тирмизи). Хороший хадис.
Шарх хадиса
Как сказали об этом хадисе ибн Раджаб: «Этот хадис – основа в уповании. Упование же относится к тем средствам, благодаря которым обретается удел».
1. Что такое Ризк?
Материальные блага – это то, что мы называем ризк, то, что очень беспокоит нас, что является причиной многих наших ошибок. У мусульманина должен быть отличающийся от неверующего взгляд на материальные ценности. В хадисе сказано: «Любовь к мирскому – глава всех бед».
2. Какие виды есть Ризка?
Ризк бывает двух видов: явный и скрытый. Явный ризк – это пропитание, пища, всё то, что использует наше физическое тело, всё то, чем насыщается наш организм. А что касается скрытого удела, то это познание Всевышнего, связь с Аллахом, твоя приближённость к Всевышнему, это нур, которым Всевышний освещает твоё сердце.
Первый вид ризка вместе с угасанием физического тела остаётся в этом мире, а второй вид сопровождает тебя и в другой жизни и предоставляет тебе счастье в вечной жизни. У верующего и неверующего отличаются взгляды на удел. Мумин целиком и полностью убеждён, что ризк дарует только Всевышний. В Коране Аллах говорит:
«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечил бы пропитанием». (11:6)
Всевышний заботится о каждом живом существе, и каждое существо получает удел только от Всевышнего, и мы в том числе. Это и есть убеждение верующего во Всевышнего. А неверующий считает себя творцом своего удела.
3. Предписание нашего ризка Творцом
Мы упускаем из виду тот момент, что наше преуспеяние в этом мире предопределено не нами, сколько бы мы ни работали, это было предписано нам еще в утробе матери.
«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени (нутфа), затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови (аляка) и еще столько же — в виде кусочка плоти (мудга), а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И этот ангел получает веление записать четыре вещи: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным». (Бухари и Муслим).
Мы полностью зависим от наших матерей, когда находимся в их утробах – от их поведения и образа жизни зависит наша жизнь и самочувствие. Таким же образом мы полностью зависим от Аллаха, который задолго до нашего рождения предписал – какой будет наша жизнь, и сколько имущества и различных благ нам предписано получить. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал об этом:
«Первой вещью, которую сотворил Аллах, было Перо, и затем Он повелел Ему писать, и оно записало все, что случится до Судного дня». (Тирмизи, Абу Дауд и Ахмад).
Наше образование, наши супруги и дети также есть часть предопределенного нам ризка, который был предписан тем Пером. Понятие ризка относится не только к имуществу или доходу, но ко всем вещам в этом мире, которыми нас одарил Аллах (как семья, дети, внешность, здоровье, способности и прочее). Аллах сказал в Коране:
وَمَا مِن دَابّةٍ فِي الْأَرْضِ إِلَّا عَلَى اللَّهِ رِزْقُهَا
«И нет ни одного живого существа на земле, пропитание которого не было бы у Аллаха. И знает Он его место пребывания когда оно живое и место хранения когда оно умрёт. Всё это записано у Аллаха в некой ясной книге в Хранимой Скрижали» (11:6)
Здесь слово, которое обозначает пропитание – это ризк, состоящий из наших добрых дел и внутреннего состояния, такого как эмоции, моменты блага и минуты отчаяния. Наш ризк предписан нам, но мы должны открыть его – не ключом, но определенным состоянием ума, когда человек осознает, что независимо от того, какие меры от предпримет и сколько часов потратит на достижение цели, все его блага уже были записаны для него тем пером, которому Господь повелел писать
4. Можно ли приумножить наш ризк?
речь идет не о том, как увеличить ризк – поскольку он предопределен для нас, но как увеличить баракат в нашем ризке? Аллах говорит в суре Саба:
قُلْ إِنَّ رَبِّي يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَيَقْدِرُ لَهُ
«Скажи, Мухаммад: "Воистину, мой Господь увеличивает или уменьшает удел тому из Своих рабов, кому пожелает» (34:39)
Имам Навави (да помилует его Аллах) сказал:
«Слова «его ризк будет увеличен» означают, что он станет расширенным и обильным, иначе говоря, благословенным барака».
Здесь имеется в виду не обязательно физическое увеличение в размере или количестве ризка, под благословением подразумевается возможность сделать больше с меньшими затратами.
5. Как пророки уповали на Всевышнего?
В истории пророков много примеров искреннего упования на Всевышнего. Так, когда пророка Ибрахима (мир ему) бросили в огонь, то его последними словами перед этим были: «Достаточно мне Аллаха, Прекрасный Он Покровитель!»
Когда пророк Ибрахим (мир ему) привел свою супругу Хаджар (да будут доволен ею Аллах) с маленьким сыном Исмаилом (мир ему) в безлюдную пустыню, оставив их там, Хаджар спросила: «Аллах приказал тебе оставить нас здесь?» Ибрахим (мир ему) ответил: «Да». И тогдаХаджар сказала: «В таком случае Аллах не оставит нас без Своей милости».
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вместе со своим другом и единомышленником Абу-Бакром (да будет доволен им Аллах), спасаясь от козней многобожников, которые решили убить Пророка, бежал из Мекки в Медину. По пути, скрываясь от преследователей, они спрятались в пещере. Один из хадисов так передает рассказ Абу-Бакра об этом:
«Когда мы прятались в пещере, я увидел ноги многобожников у самых наших голов и сказал: «О, Посланник Аллаха, если кто-нибудь посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас!» В ответ мне Пророк сказал: «А что думаешь ты, о Абу-Бакр, о двоих, третьим для которых является Аллах?»
Заключение: таваккуль не означает бездействие человека. Человек должен сделать все необходимое для дела, приложить усилия, а затем полагаться на Всевышнего. Посланник Аллаха (мир ему), самый уповающий на Всевышнего человек, при битве Ухуд надел две кольчуги, во время Хиджры (переселении из Мекки в Медину в 622 году) нанял проводника, а если выходил в поход, то, кроме необходимого провианта, брал еще дополнительный. То есть, таваккуль следует делать только после того, как человеком предприняты все необходимые действия. Стремление зарабатывать себе на жизнь является одним из видов поклонения Всевышнему. Сказано в Коране:
«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете». (62:10)
Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) говорил:
«Пусть никто из вас не оставляет поисков ризка (пропитания), говоря: «О, Аллах, дай мне ризк». Ведь вы знаете, что с небес не сыплется ни золото, ни серебро».
Таваккуль - часть Веры, часть поклонения Всевышнему. Только полное и искренне упование на Милость Аллаха всегда и во всем делает человека поистине верующим.