Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
«Поистине, Аллах Всевышний сказал: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного, пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня о чём-нибудь, Я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его». (Аль-Бухари)
Это – великий хадис, в котором передаются слова Аллаха Всевышнего.
Различают хадисы двух видов: хадисы, которые принадлежат Пророку – они так и называются хадисами Пророка ﷺ и хадисы, которые принадлежат Аллаху – они называются Хадисами-Кудси (Священными хадисами) и передаются через Посланника Аллаха ﷺ.
«Священные (Кудси) хадисы – это то, что Всевышний Алллах внушил Своему Посланнику ﷺ в день его вознесения. Поэтому вахи (откровения) можно разделить на два вида:
1 - Читаемые откровения.
2 - Передаваемые откровения.
Читаемое откровение – это Священный Коран и его аяты. А передаваемое откровение – это Священные хадисы, число которых близко к сотне, говорят ученые.
Давайте теперь раскроем смысл хадиса:
Всевышний Аллах сказал: «…..Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне!» — речь идёт о том человеке, который посчитал приближенного Аллаха своим врагом и возненавидел его.
Учёные сказали , что если человек возненавидел приближенного Аллаха из-за того, что тот придерживается религии, то Аллах Всевышний объявляет войну этому человеку. Если же человек возненавидел приближенного Аллаха из-за мирских разногласий и споров, то относительно этого следует сказать подробнее:
- Если последствием споров стала ненависть и отвращение, то есть опасения, что такому человеку также будет объявлена война.
- Если же были просто споры, но это не стало причиной ненависти, то такому человеку не объявляется война от Аллаха.
Ведь даже между самыми приближенными людьми к Аллаху в этой общине случались разногласия. Иногда разногласия касались Абу Бакра и ‘Умара. Однажды, разногласия произошли между аль-‘Аббасом и ‘Али так, что дело дошло до судьи. Поэтому разногласия, которые не влекут за собой ненависть, не становятся причиной объявления войны Аллахом. Если же человек возненавидит приближенного Аллаха, то такому человеку будет объявлена война. Если Аллах Всевышний объявил кому-то войну, это означает, что Аллах предостерег и известил этого человека о том, что он получит наказание.
В данном хадисе сказано:
مَنْ عَادَى لِي وَلِيًّا فَقَدْ آذَنْتُهُ بِالْحَرْبِ
«Я объявлю войну враждующему с Моим ″уали″».
Теперь что означает термин «уали»? Языковое значение слова «уали» — ( الولي ) — это любящий и оказывающий помощь.
В Суре аль-Маида, 55-56 аятах, Аллах Всевышний сказал:
﴿ إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ آمَنُواْ الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَهُمْ رَاكِعُونَ (55) وَمَن يَتَوَلَّ اللّهَ وَرَسُولَهُ وَالَّذِينَ آمَنُواْ فَإِنَّ حِزْبَ اللّهِ هُمُ الْغَالِبُونَ ﴾
«Вашим ″уали″ является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают молитвы, выплачивают закят и склоняются в поясных поклонах (перед Аллахом в своих молитвах). Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими ″уали″, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями».
Отсюда выводится отпределение данного термина:
«Уали» — это любящий помощник. Таково значение данного слова в арабском языке. Что касается значения слова «уали» (приближенный Аллаха) в терминологии учёных:
В книге «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджар пишет:
الولي : كلُّ مؤمن تقي ليس بنبي
«Уали – это каждый богобоязненный верующий, который не является пророком».
«Под близким к Аллаху подразумевается тот, кто обладает знанием об Аллахе, не выходит из повиновения Ему и проявляет искренность в поклонении Аллаху.
Следовательно, «уалием» называется каждый, кто обладает верой (иман) и богобоязненностью (такуа). Уровень веры и богобоязненности различается от человека к человеку. Следовательно, и приближенные Аллаха (уали) не равны между собой.
Аллах Всевышний назвал Своими приближенными тех, кто уверовал и был богобоязнен. Если человек враждует с богобоязненным верующим, который постоянно старается усовершенствовать свою веру и богобоязненность, то такому человеку объявлена война от Аллаха Всевышнего, иначе говоря, Аллах Всевышний оповещает его и предупреждает его о Своём наказании. Ведь, приближенный Аллаха (уали) – это Его любимец и тот, кому Он оказывает помощь. Мы обязаны любить того, кого любит Аллах. Далее Всевышний сказал:
«……Любимейшим из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность…» — т.е. самым любимым для Аллаха Всевышнего из того, что приближает к Нему, является совершение рабом обязательных религиозных предписаний. Пять столпов ислама. Самыми любимыми деяниями для Аллаха со стороны Своих рабов являются совершение ими пяти обязательных молитв, выплата ими обязательного закята, соблюдение ими обязательного поста, совершение ими обязательного хаджа.
Каждое поклонение, которое Аллах вменил в обязанность Своим рабам, является наиболее любимым для Него, чем все остальные деяния. И далее Всевышний говорит:
…..и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного…» — речь идёт о таком рабе Аллаха, который совершает много желательных деяний (науафиль). Этот человек совершает много желательных молитв, соблюдает много желательных постов, много раздаёт милостыню, много раз совершает добровольный хадж и ‘умру, и тому подобные деяния, помимо обязательных предписаний.
«…пока Я не полюблю его…» — говорит Всевышний. Это указывает на то, что любовь Аллаха достигается путём постоянной покорности Ему и выполнения желательных деяний (науафиль) после того, как человек уже совершает все обязательные предписания.
Основа приближённости — близость, а основа вражды — отдалённость, - говорят ученые.
Приближённые Аллаха — это те, которые ищут приближения к Нему посредством того, чего надлежит искать приближения к Нему. А Его враги — это отдалившиеся от Него в силу своих деяний, которые предполагают отдаление от Него.
И тем самым, Он разделил Своих приближённых на две категории.
Первая: те, которые ищут приближения к Нему посредством совершения обязательного, то есть совершают обязательное и избегают запретное, потому что всё это Аллах вменил в обязанность Своим рабам.
Вторая: те, которые ищут приближения к Нему посредством совершения дополнительного сверх обязательного. Если раб Аллаха постоянно ищет приближения к Нему посредством совершения дополнительного, это приводит к тому, что он обретает любовь Аллаха.
«…когда же Я полюблю его…» — далее говорится в хадисе-кудси. У любви Аллаха Всевышнего к Своему рабу есть определенные проявления. Как же она проявляется?!
«…то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить…» — ученые хадиса и сунны указали на то, что здесь имеется в виду то, что Аллах Всевышний будет направлять на верный путь слух человека, его зрение, то, что он делает руками, и то, куда он следует на своих ногах. — [«Тафсир ибн Касир», 2/580].
«….И если он попросит Меня о чём-то, то Я дарую ему это, и если он станет искать у Меня защиты, Я непременно защищу его» - это означает, что такой приближённый Аллаха, любимый Им, занимает особое положение пред Ним, и если он попросит Аллаха о чём-то, то Аллах дарует ему это, и если он попросит у Аллаха защиты от чего-то, Аллах защитит его от этого, то есть его мольба не будет оставаться без ответа, ибо таков почёт, который оказывает ему Всемогущий и Великий Аллах.