Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели! На прошлом уроке мы закончили главу «О правдивости». Сегодня, с дозволения Аллаха, мы переходим к 5 главе: «О наблюдении».
И как всегда, автор этой книги имам Ан-Навави (р.а.), начинает главу со слов Всевышнего Аллаха. Но прежде чем остановиться на этих словах, давайте мы дадим вам определение словам: «О наблюдении Всевышнего Аллаха», чтобы вы имели хотя бы малое шариатское представление, ссылаясь на определение слов ученых, имамов ахлю сунна уаль джамаа.
Любое слово, действие, намерение человека и любое его воплощение происходит под наблюдением Всевышнего Аллаха. Все это записывается. Ибо в Судный день, каждый ответит за свои поступки, деяния и слова. Ученые приводят аяты из суры «Юнус», 61 аят:
«Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это — в ясном Писании».
«Аль Мурокоба» - это и есть ощущение того, что Всевышний Аллах наблюдает за нами где бы мы ни были. Ученые так же приводят касательно определения, следующий хадис Посланника Аллаха ﷺ:
«Однажды один из бедуинов пришел к Посланнику Аллаха ﷺ и спросил: «О Посланник Аллаха, я совершил некий грех, после чего раскаялся в содеянном и покаялся. Примет ли Аллах мое покаяние?».
На что благословенный Пророк ﷺ ответил ему не только своими словами, но при этом привел аяты из Священного Корана. Сура «Шура», 25 аят:
«Он - Тот, Кто принимает покаяния Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете».
То есть Посланник Аллаха ﷺ ответил на вопрос бедуина приводя аяты из Священной книги Коран. От радости бедуин вскрикнул и вышел, после чего вновь вернулся и спросил Пророка ﷺ:
«О Посланник Аллаха, видел ли Аллах когда я совершал это мерзкое деяние?». «Да, конечно же, видел», ответил Посланник Аллаха ﷺ, и затем процитировал аят из Священного Корана, сура «Гафир», 19 аят:
«Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди»,
этот аят также привел автор, имам Ан-Навави (р.а.) в начале этой главы. Далее, услышав это, бедуин вскрикнул:
«Он принимает мое покаяние, но при этом Он все видит. Как же я теперь смогу взглянуть на Него?». И с этими словами он умирает. Эта история передается в «Ихья улюм ад-Дин» (4 том, 11 страница).
То есть наличие веры в человеке становится причиной его стыда и стеснения перед всевышним Аллахом, когда он совершает какое-то запретное, мерзкое деяние. Ибо верующий человек знает, что Всевышний Творец видит его в любой момент. Имам Ан-Навави (р.а.) начинает эту главу 217-219 аятами суры «Шура»:
«Уповай на Могущественного, Милосердного, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц».
Здесь упоминается про намазы, тахаджуд намазы, когда нет никого кроме тебя и Аллаха. Аллах знает, как ты делаешь земные поклоны. Сура «Хадид», 4 аят:
«Он с вами, где бы вы ни были».
В первом аяте, упомянуты стояние и земной поклон. Ибо стояние (кыям), является самой почетной частью молитвы, с точки зрения того, что в нем произносится Коран. А земной поклон является самой почетной частью молитвы, с точки зрения положения человека в этот момент. То есть, во время стояния мы читаем Коран. А Коран, это самая наилучшая вещь. А что же касается земного поклона, то во время него человек ближе всего находится к Своему Господу. На это есть очень множество хадисов Посланника Аллаха ﷺ:
«Ближе всего раб находится к Своему Господу тогда, когда находится в земном поклоне».
Поэтому, в земном поклоне нам приказано многократно взывать к Аллаху. Это также относится к ощущению того, что Аллах за тобой наблюдает. Ибо ты знаешь, что Он тебя слышит. Все, что ты произносишь, будь это благие слова или скверные, произносишь ты их скрытно или явно, все это записывается в твою пользу либо против тебя.
«Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель»,
говорит нам Всевышний Аллах. Пусть не слетает с твоих уст ничего, за что тебе придется нести ответственность в Судный день. Сделай так, чтобы твой язык произносил истину, либо молчал. Потому что Посланник Аллаха ﷺ предостерегает нас:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и Его Судный день, говорит только благое или молчит».
Также мы должны знать, что Всевышний Аллах знает все тайны нашего сердца. Посмотрите, что есть в наших сердцах из проявления многобожия и показного благочестия (рия). Мы должны следить за своим сердцем. Ибо за ним наблюдает Всевышний Аллах. Поэтому мы должны ощущать контроль Всевышнего Аллаха за нашими словами, делами и нашим сердцем. Человек обязательно должен чувствовать контроль Всевышнего Аллаха. И знать о том, что Всевышний Аллах наблюдает за ним. Автор книги имам Ан-Навави (р.а.) упоминает вышеупомянутые аяты на эту тему.
Я уже прочитал 4 аят суры «Хадид», где говорится: «Он с вами, где бы вы ни были». То есть имеется ввиду, что Всевышний Аллах со своими рабами, где бы они не были. На суше, в воде, в воздухе, в темноте или на свету, Аллах с ними в любом их состоянии. Всевышний Аллах охватил нас Своими знаниями, Могуществом, Властью, Управлением. Но это не означает, что Всевышний Аллах находится в том же месте, что и мы. Ибо Он превыше всего. Далее автор приводит следующие аяты, сура «Имран» 6 аят:
«Он - Тот, Кто придает вам в утробах такой облик, какой пожелает».
Так же сура «Фаджр», 14 аят:
«Воистину, твой Господь - в засаде».
Эти аяты касательно народа Ада, Самуда и Фараона. Этим аятам, Всевышний Аллах закончил описание наказания, которое постигло народа Ада, Самуда и Фараона. Всевышний Аллах сказал:
«Неужели ты не видел, как Господь твой поступил с адитами, обладавшим колоннами, подобных которому не было сотворено в городах? С самудянами, рассекавшими скалы в лощине? С Фараоном, владевшим кольями. Они преступали границы дозволенного в городах и распространяли в них много нечестия. Тогда твой Господь пролил на них бич мучений. «Воистину, твой Господь - в засаде».
Если коротко, то Всевышний Аллах сообщил о том, что наблюдает за каждым тираном, и сломает ему хребет так, что потом от этого тирана ничего не останется. Хоть народ Ада, или Самуда который рассекал скалы в лощине и бросал вызов своему Пророку. Или же история Фараона, который был высокомерным тираном, перешедший все границы дозволенного. Например, на самом же деле он упоминается в истории из Священного Корана. Он не считал Мусу лжецом, и хорошо знал о том, что призыв Мусы (а.с.) является истиной. Всевышний Аллах поведал нам диалог между Мусой и Фараоном. И поэтому, когда Всевышний Аллах упоминает вышесказанный аят, здесь упоминается касательно трех тиранов, которые творили нечестие на земле, уподобляли себя Господу и также хотели убить своих пророков. Так же Всевышний Аллах сказал, сура «Гафир», 19 аят:
«Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди».
То есть, поистине, у глаз есть предательский взгляд. Например, человек может смотреть на какую-то вещь, а ты даже не подумаешь, что он смотрит на что-то запретное. Однако Всевышний Аллах знает, куда он смотрит. Поэтому Всевышний Аллах знает о предательском взгляде упоминается в тафсире Ибн Касира этого аята. И касательно этой темы очень множество аятов из Священной книги Коран. Что же сказать о вопросе, который уже разъяснен в книге Аллаха, Который является Творцом и знает о каждой вещи, и в сунне Его Посланника ﷺ. Что сказано в хадисах, касательно этой темы, мы оставляем ан следующий урок.
Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее знание в наших сердцах и сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ.