Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели! Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха сегодня мы переходим к 61 уроку и 67 хадису Посланника Аллаха ﷺ, который нам передал известный сподвижник Абу Хурайра (р.а.).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Одним из признаков хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от всего, что его не касается.
Хороший хадис, который приводят ат-Тирмизи и другие мухаддисы.
В чем важность этого хадиса? Абу Хурайра (р.а.), неотступно следовавший за Пророком ﷺ, и принимавший от него достойные нравственные качества, передает нам слова Посланника Аллаха ﷺ.
Эти немногочисленные, но полезные слова разъясняют нам то, что объединяет в себя блага этого мира и счастья мира вечного. Как отмечают наши ученые, поистине эти слова относятся к числу хадисов кратких по форме, но емких по смыслу слов Пророка ﷺ, подобных которому никто не говорил прежде. Ведь, в самом деле, эти слова объединяют в себе половину религии. Так как религия представляет собой совершение одних действий, и отказ от совершения других. Здесь же говорится об отказе. Даже некоторые ученые ислама утверждали, что этот хадис объединил в себя в целом всю религию, поскольку здесь говорится об отказе и указывается, о необходимом действии. Например, ибн Раджаб (р.а.) сказал:
«Этот хадис является одним из великих основ нравственности».
Абу Дауд (р.а.) сказал:
«В основе всех шариатских наук лежат четыре хадиса», и среди этих хадисов он упомянул этот хадис, который нам передал Абу Хурайры (р.а.).
Теперь давайте остановимся на понимании этого хадиса и о том, к чему он направлен.
Первое - создание идеального общества. Целью ислама является создание здорового общества где люди бы жили в согласии, забыв о конфликтах и раздорах. Кроме того, ислам стремится к обеспечению безопасности каждого члена общества в отдельности, желая, чтобы он жил в этом мире счастливо, любил других, и был любим, относился к людям с уважением, никому не наносил обид и покинул этот мир, добившись успеха и оказавшись в выигрыше. А что же касается причин и раздоров между людьми и того, что люди оказываются в опасном положении, то в большинстве случаев это происходит потому, что люди вмешиваются в чужие дела, к которым он не имеет отношения и которые не имеют отношения к нему. Вот почему одним из признаков искренности веры мусульманина является его невмешательство в такие дела других людей, которые его не касаются, как упоминает в хадисе Посланник Аллаха ﷺ.
Вторая польза, подчеркивают ученые ислама, занятость тем, что не касается человека, является пустой тратой сил и признаком слабости веры. В этом мире человек живет в окружении многих людей, с которыми его связывают многочисленные дела. Что же касается мусульманина, то он несет ответственность за каждое совершенное им дело, прожитый час и за каждое произнесенное им слово. С другой стороны, если человек станет заниматься всем тем, что его окружает, то это будет мешать ему, заниматься тем, за что он несет ответственность. И в результате подвергнется порицанию в этом мире и наказанию в мире вечном. И все это станет указанием на недостаточность его понимания и отсутствия в нем утверждения нравственных качеств. Так же ученые ислама здесь приводят слова Анаса ибн Малика (р.а.), который сказал, что, когда умер один человек, из числа сподвижников, другой сподвижник сказал, что ему известили о Рае. На это Пророк ﷺ заметил: «Ты ведь не знаешь этого. Быть может он говорил о том, что его не касается или скупился на то, что было у него вдоволь». Этот хадис также передал имам Ат-Тирмизи (р.а.).
Сообщается, что Пророк ﷺ сказал Абу Зарру (р.а.):
«Достаточно зла совершит тот, кто не обладает знаниями о себе, и занимается тем, что его не касается».
И третье, что подчеркивают наши ученые ислама об этом хадисе - отказ от того, к чему ты не имеешь отношения, приводит к спасению. Мусульманин, знающий в чем состоят его обязанности и осознающий свою ответственность занимается самим собой, стремится к тому, что принесет ему пользу в обоих мирах и отстраняется от излишнего удаляется от пустого и обращает внимание на то, что имеет для него значение. Если человек узнает, что в этом мире очень мало таких дел, которые имеют для него значение, то он ограничился бы лишь тем, что его касается, избавляясь от множества вредного и греховного. Именно это и является признаком хорошего исповедания, говорит Пророк ﷺ в вышеупомянутом хадисе. То есть прочность веры человека, истинность его благочестия, а также то, что он не потакает своим желаниям, и обретет спасение перед своим Великим господом. Также здесь приводится хадис, который передал Абу Хурайра (р.а.). Он сказал, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Если любой из вас будет исповедовать ислам должным образом, то за каждое доброе дело, которое он совершит, ему запишется от 10 до 700 добрых дел. А за каждое совершенное им дурное дело, ему запишется совершение одного дурного дела».
Этот хадис передает имам Аль Бухари (р.а.). Имам Малик приводит следующий рассказ. Однажды люди спросили Лукмана: «Что помогло тебе достигнуть того, чему мы являемся свидетелями?», имея ввиду его достоинства. И Лукман ответил:
«Я был правдив, возвращал доверенное и не занимался тем, что меня не касается».
Поэтому ученые ислама приводят эту историю ниже, вышеупомянутого хадиса.
Четвертое, что наши ученые ислама подчеркивают в этом хадисе: сердце, которое занято Аллахом, отстраняет от тех мирских дел, которые его не касаются. К мусульманину, который поклоняется Всевышнему Аллаху так, будто он видит Его, ощущая в душе, Аллах близок к нему и это уберегает его от всего того, что его не касается. То есть не занятность человека тем, что его не касается, указывает на то, что он проявляет искренность, по отношению к Аллаху и ощущает Его присутствие. Иначе говоря, это ихсан, о котором мы рассказывали в наших прошлых уроках.
Если же человек занят тем, что не имеет к нему отношения, это указывает на то, что он не ощущает близости к Аллаху и не проявляет искренность по отношению к Нему, что делает его дела тщетными, и он относится к числу погибших. Также можно привести слова Хасана Аль Басри, который говорил:
«Признаком того, что Аллах отвернулся, от Своего раба является то, что Он заставляет его заниматься делами, не имеющими к нему отношения».
То есть если мы видим тех людей, которые действительно занимаются теми делами, которые не имею к ним отношения, это признак того, что Аллах отвернулся от этих рабов.
Пятая польза этого хадиса о том, какие дела касаются, а какие дела не касаются этого человека. Ученые говорят, что ниже приведенные дела, касаются человека. Все то, что имеет необходимость к жизнеобеспечению. Например, еда, питье, одежда, жилище и т.д. А также все то, что имеет отношение к его спасению в мире вечном. А все остальное к нему отношения не имеет.
Например, его не касается все то, что превышает меру мирских необходимых потребностей. Здесь имеется ввиду, стремление к увеличению своих богатств, к большому разнообразию в еде или питье. Или же достижение высоких постов и руководящих положений, выслушивание слов похвалы от людей. То есть признаком истинности мусульманина является удаленность от подобных устремлений. Особенно в том случае, если это приведет к тому, что ему придется хоть в чем-то оступиться в своей религии, дозволенные дела, которые не приносят человеку пользу ни в этом мире, ни в ином. Также к этому относится произношение излишних слов, что может привести мусульманина и к произношению запретных слов. И поэтому мусульманину свойственно избегать всяческих раздоров, фитн и т.д. Сообщается, что однажды Муаз (р.а.) спросил Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаха, спросится ли с нас за все, что мы говорим?». И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Да лишится тебя твоя мать». (Эти слова не следует понимать в буквальном смысле. Они служат выражением удивления).
«О Муаз, а разве будут ввергать людей лицами в пламя Ада, за что-либо еще, кроме клеветнических речей?».
Этот хадис приводит имам Ат-Тирмизи. Так же сообщается, что Пророк ﷺ сказал:
«Любые слова сына Адама, кроме веления совершать одобряемое шариатом, запретом на совершение отвергаемого им и слов поминания Аллаха, будут против него, а не за него».
Хадис привел имам Ат-Тирмизи.
Также ученые ислама извлекают пользу от этого хадиса, так как он указывает на то, что мусульманину свойственно заниматься достойными, а не пустыми и презренными делами. В том числе, хадис сегодняшнего урока воспитывает нафс и душу, помогает ей избавляться от всех возможных пороков и недостатков, и отказаться от всего бесполезного - говорят наши ученые ислама.
И поэтому вышеупомянутый хадис Посланника Аллаха ﷺ мы должны укрепить в наших сердцах, как нам объясняли в вышеупомянутом толковании наши ученые.
Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее наше знание в наших сердцах, сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ.