Дәрістер топтамасы
Уважаемые слушатели. Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха мы переходим к 62 хадису, который нам передал известный сподвижник Абдулла ибн Аббас (р.а.). Про этого сподвижника мы не раз рассказывали. Его полное имя - Абудлла ибн Аббас ибн Абдуль Муттолиб аль Хашим Аль Хурошими. Он является сыном дяди Пророка ﷺ, а также ученым и толкователем Корана.
Однажды Пророк ﷺ обнял его и сказал: «о Аллах, научи его мудрости». Или же в другом риваяте говорится: «О Аллах, научи его книге». Поэтому, когда однажды ибн Аббас (р.а.) принес Пророку ﷺ воду, чтобы он совершил омовение, увидев это Посланник Аллаха ﷺ сделал за него дуа: «О Аллах, сделай его разбирающимся в религии». И поэтому он застал много знаний, и был одним из обладателей большинства знаний. Он почти достиг совершеннолетия, когда Пророк ﷺ покинул этот мир.
Ибн Аббас (р.а.) умер в городе Таиф, в 68 году по хиджре. По причине своих обширных знаний, он получил прозвище Хамруль Умма, то есть ученый все общины. Он передал в общем количестве в пределах 1660 хадисов от Пророка ﷺ. И сегодняшний хадис так же передается от него.
Сообщается, что ибн Аббас (р.а.) сказал, однажды, когда я сидел верхом позади Пророка ﷺ, Пророк ﷺ сказал: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам. Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя. Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Если захочешь попросить, о чем либо, проси Аллаха. Если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут для тебя пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. А если соберутся они в месте чтобы нанести тебе вред, они навредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. Ибо перья уже подняты, а страница высохли».
Хадис приводит Ат-Тирмизи (р.а.), сказав, что это хороший хадис. Далее, имам Ан-Навави (р.а.) приводит следующую версию этого хадиса: «В той версии этого хадиса, которую Ат-Тирмизи (р.а.) не приводит, Пророк ﷺ сказал следующее: «Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой». Это уже вторая версия, которую не приводит имам Ат-Тирмизи (р.а.).
«И стремись узнать Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде. И знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя, не могло тебя обойти стороной. Так же знай, что помощь приходит после проявления терпения, радость, после скорби, а облегчение после тягот».
В этом прекрасном хадисе, Посланник Аллаха ﷺ дал прекрасные советы юноше, своему двоюродному брату, советы, которые будут направлять человека, на протяжении всей его жизни.
Каждый раз, когда мы читаем этот хадис, все больше поражаемся. Если только осознать всю глубину слов Пророка ﷺ, невозможно не пережить такое же ощущение. В этом хадисе, наши ученые ислама говорят, что в нем очень множество уроков для каждого мусульманина.
Во-первых, время – это огромная ценность, которую не стоит тратить попусту. И поэтому Пророк ﷺ продемонстрировал этот прекрасный урок, ни потеряв на это, ни малейшего времени в пути. Посланник Аллаха ﷺ, когда доносил истину, или же учил религию, тот отдавал акцент именно молодому поколению. Потому что именно они склонны к максимализму. Если их вовремя не перенаправить на благое, то могут ожидаться худшие деяния. И поэтому Пророк ﷺ, когда обращался к молодому поколению, всегда называл их «О мальчик», либо по имени.
В этом хадисе ученые так же говорят о трех основных краеугольных камнях жизни верующего, которые вместе составляют карту следования верным путем жизни верующего. Первое, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Храни Аллаха, и Аллах сохранит тебя». Что значат эти слова Пророка ﷺ? Это означает, что верующий должен хранить и защищать границы, предписанные Всевышним Аллахом в нашей вере. То есть, совершать то, что Аллах велел, и отдалиться от того, что Он запретил. Тогда Аллаха сохранит нас. Аллах ответит верующему так, как он отвечает Аллаху. И наши ученые так же приводят аяты из Священной книги Коран. Сура «Аль Бакара», аят 40:
«Будьте верны завету со Мной, и Я буду верен завету с вами».
Так же ученые ислама приводят следующие аяты из этой же суры, 152 аят:
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас»,
говорит нам Всевышний Аллах. Какое бы благое дело вы не совершили, в надежде на довольство Всевышнего, Аллах ответит нам благом. Мы получим то, что дали. Но, безусловно то, что дарует нам всевышний Аллах гораздо больше того, что отдаем мы.
Вторая польза из этого хадиса, если просишь, то проси только Аллаха. То есть Пророк ﷺ сказал ибн Аббасу:
«Если просишь, то проси Аллаха, если ищешь помощи, то ищи ее у Аллаха».
Это и есть единобожие именно в наших деяниях. Мы признаем Всевышнего Аллаха как Единственного достойного поклонения, и как единственного, у Кого мы можем просить помощи и обратиться со своими нуждами. Хадис учит нас еще одному. Аллах всегда отвечает на нашу мольбу. Аллах всегда рядом, «ближе чем сонная артерия». На это есть множество аятов. И он ждет каждого верующего, чтобы ответить на его мольбы. Ведь Его милость безгранична, и Он способен на каждую вещь. Пророк ﷺ сказал, что раб, который поднял руки в дуа не останется с пустыми руками.
Третью пользу из этого хадиса извлекают ученые ислама, это то, что у Всевышнего Аллаха есть свой план. У нас так же есть свои планы, но планы Аллаха лучше наших планов. В хадисе сказано:
«И знай, если все люди соберутся чтобы принести тебе пользу, то не принесут они тебе никакой пользы кроме той, что предписал тебе Аллах. А если все люди соберутся чтобы нанести тебе вред, то они не нанесут тебе никакого вреда, кроме того, что предписал тебе Аллах. Письменные трости подняты, а чернила высохли».
То есть то, что предопределил Аллах, сбудется в любом случае. Аллаху ведома каждая веешь. Дело верующего просить то, что является наилучшим для него, и просить у Аллаха даровать ему щедрую милость. И ничто в целом мире не может даровать того или лишить того, что не запланировано Всевышним Аллахом. «Не боритесь с тем, что предопределено». На эту тему мы не раз разговаривали, когда Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Кто, рано утром просыпаясь будет доволен своим предопределением, судьбой, этим рабом доволен сам Всевышний Аллах. А если же он зол, и гневается на свою судьбу, то гневается на него Аллах».
Поэтому мы ни в коем случае не должны бороться с тем, что уже предопределено. Если что-то случилось, и случилось так, как вы этого не желали, не отчаивайтесь, на все воля Аллаха. То есть надо быть доволен тем, что даровал Аллах, живите, стремитесь к довольству Аллаха. И поэтому ученые ислама в первую очередь подчеркивают, что в это хадисе заключены три прекрасных основных наставлений, которые направляют верующего на протяжении всей его жизни.
Первое, совершайте то, что желает Всевышний Аллах.
Второе, когда вы стремитесь к чему-либо просите Аллаха, просите достатка, перед и после каждого своего дела, просите благословить ваши дела.
В-третьих, после того как вы попросили Аллаха, довольствуйтесь тем, что Аллах благословил и ниспослал в ваши руки.
И в конце Посланник Аллаха ﷺ, в версии, которую привел имам Ан-Навави (р.а.), говорит:
«Радость приходит на смену скорби».
Этот хадис передало множество ученых ислама, из них - Имам Ахмад, имам Маджа. Во всех риваятах приходятся разные цепочки, но смысл идет одинаковый. Во второй версии хадиса, Посланник Аллаха ﷺ говорит следующее наставление ибн Аббасу (р.а.), что радость приходить на смену скорби. То есть иногда на человека обрушиваются всевозможные бедствия и испытания, его положение может стать столь трудным, что им овладевает печаль и скорбь. Но все это является испытанием Аллаха, смысл которого состоит в том, чтобы верующий достойно преодолел путь, ведущий к Раю. А если он будет проявлять терпение и надеяться на награду Аллаха, о чем мы уже не раз говорили, то Аллах позаботится о нем, и развеет его скорбь, говорят ученые ислама. Так же освободит его от любых трудностей и сохранит от любых страданий, что станет явной победой и великим успехом в обоих мирах. Также, во второй версии говорится, что облегчение приходит на смену затруднения. То есть Посланник Аллаха ﷺ наставляет на это. Мы видим, что все, что говорится в этом хадисе, тесно взаимосвязано друг с другом. Затруднение вызывает скорбь, а облегчение становится причиной радости. Но все это требует терпения и стойкости. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Так же знай, любое достижение основано на терпении».
И все это является проявлением Милости и Милосердия Аллаха. Если у вас будет ключ терпения, стойкости, то вслед за этим всегда ожидайте победу от Всевышнего Аллаха. И это непременно является проявлением Милости и Милосердия Всевышнего Аллаха к Своим рабам. Так как в силу установления Аллаха облегчение следует за затруднением, иначе говоря, одно неотделимо от другого, говорится в этом важном наставлении.
Уважаемые слушатели, сегодняшнее важное наставление мы должны укрепить в наших сердцах. Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее, полученное знание в наших сердцах. Сегодня, с дозволения Аллаха мы закончили 57 урок, соответственно в этой главе это будет третий хадис Посланника Аллаха ﷺ. Пусть Всевышний Аллах сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ.