Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Казбек Ахметов
- Канатали Такиров
- Нурмухаммад Иминов
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев

Продолжаем уроки по книге: «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (رحمه الله). Сегодня мы пройдем хадис, который показывает, что даже малые добрый дела могуст стать причиной великой награды. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Как-то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашёл колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучала она и меня», — после чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. (Поднявшись же на поверхность земли,) он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он сказал: «Награда полагается за всё живое». (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии (этого хадиса, которую приводит только) аль-Бухари, (сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «...и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи), и ввёл его в Рай».
В той версии (этого хадиса, которую приводят и аль-Бухари, и Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «И когда собака, едва ли не погибавшая от жажды, кружила вокруг колодца, её увидела одна блудница из числа израильтянок, которая сняла с себя туфлю, зачерпнула ею воды для собаки и напоила её, за что ей были прощены (её грехи)».
Имам ан-Навави в «Шарх Сахих Муслим» (т. 13, с. 109–110 по изд. Даруссалам) пишет: «В этом хадисе указано достоинство поения водой (т.е. помощь жаждущему) и достоинство доброты к тем животным, которые нуждаются в этом».
Здесь также подтверждается, что даже в отношении животных, которых запрещено держать (дома, например, собак), доброе отношение — поение, кормление, избавление от страданий — является достойным и вознаграждаемым.
В хадисе содержится доказательство того, что грехи могут быть прощены по милости Аллаха даже грешнику, если он совершил доброе дело, и что Всевышний Аллах прощает, кого пожелает, из числа Своих рабов.
А слова Пророка ﷺ: «За каждое влажное нутро — награда» означают: за проявление милости и благодеяния к любому живому существу, обладающему печенью (т.е. животу, как символу жизни), — будь то скотина или другие животные. Этот принцип общий для всех живых существ.
Слова Пророка ﷺ: «Аллах отблагодарил его и простил ему» указывают на достоинство доброты к животным и то, что это становится причиной прощения. Это касается дозволенных животных. Однако и к запретным животным доброе отношение также похвально, ведь это избавление от страдания и спасение живой души.
Шарх Ибн Хаджара аль-Аскалани (Фатх аль-Бари) данного хадиса так же разъясняет следующее: «В хадисе есть указание, что кормление и помощь нуждающемуся животному вознаграждаемы, будь это животное дозволенным к употреблению в пищу или нет. Также в хадисе указано, что милосердие к творениям становится причиной милости Творца».
Ибн Батталь аль-Малики так же дал следующий комментарий: «Хадис показывает, что мусульманину могут быть прощены грехи благодаря его доброте к животным. Так что же говорить о доброте к людям?»
Аль-Куртуби аль-Малики сказал в «аль-Муфхим»: «В этом хадисе — доказательство того, что милость к творениям и забота о животных могут стать причиной прощения и вхождения в Рай. И если даже милость неверующей женщины к животному стала причиной прощения её грехов, то что же говорить о милости верующих к верующим?! Это тем более достойно и заслуживает (прощения)».
В заключении автор извлекает следующую пользу из нашего хадиса:
1. Милость в Исламе распространяется на всё живое — людей и животных.
2. Даже малое доброе дело (напитать водой) может стать причиной прощения Аллаха.
3. Аллах любит милосердие и вознаграждает за него.
4. Отношение к животным — показатель мягкости сердца. Как сказано в священном Коране: «Поистине, Аллах повелевает справедливость и благодеяние» (16:90).
5. Даже грешник или блудница могут заслужить прощение у Аллаха через искренний акт милости. Ведь Аллах прощает все грехи. В суре «Аз-Зумар» Всевышний говорит: «Скажи [о Мухаммад]: „О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе! Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает все грехи. Воистину, Он — Прощающий, Милосердный“».
Человек и блудница из хадиса получили прощение за малое добро — это подтверждает аяты о том, что милость Аллаха безгранична.
1. Почему Аллах простил человеку (и блуднице) их грехи, хотя их поступок казался незначительным?
2. Какие аяты Корана укрепляют надежду на прощение Аллаха, даже для самых больших грешников?
3. Какие практические выводы (фаваид) сделал имам ан-Навави из этого хадиса?