Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Сегодня мы переходим к новой главе: «Об усердии».
В тему о необходимости проявления усердия часто используется термин «джихад» или «иджтихад», что означает «борьба, усердие, старание».
Этот глагол имеет многие смысловые оттенки, как: «стараться», «трудиться», «напрягаться», «прилагать усилия», «стараться изо всех сил», «утомлять, изнурять», «отдавать все силы», «бороться», «воевать» и др.
Арабский язык — один из самых красивых языков, и в различных синонимах слово «усердие» в своих оттенках имеет множество значений, от самых легких, таких как «прилежание», «настойчивость» до крайних: «пылкое, крайнее усердие» с «надменностью, заносчивостью и даже «с презрением». Понимание термина «усердие» мусульманину нужно не для того, чтобы восхищаться красотой и великолепием языка Корана и Пророка Мухаммада, мир ему, но для того, чтобы понять, ощутить и прочувствовать насколько много необходимо прилагать усилий каждому из людей, если хочешь добиться чего-либо в этом мире и в Судный день.
Во многих аятах Корана Аллах призывает к тому, чтобы люди старались, прилагали усилия, указывая на то, что усердные и настойчивые в добре и угодных Аллаху в благих делах, получат верное руководство к правильному пути и превосходство в обоих мирах. Как всегда, автор начинает эту главу, приводя аяты по этой тематике, то есть: проявление усердия, усилия и силы на пути всевышнего Аллаха и что связано с его религией. Аллах Всевышний сказал:
1. «А тех, которые отдавали все свои силы ради Нас, Мы обязательно поведём Нашими путями, ведь, поистине, Аллах с теми, кто совершает благое!» («Аль- Анкабут», 69).
То есть: Господь обещает каждому, кто будет проявлять усердие для возвышения Ислама, что Он поведет человека прямым путем к успеху и счастью. Всевышний всегда помогает благодетельным верующим в земной жизни и милует их и награждает в жизни вечной.
2. Всевышний также сказал:
«...и поклоняйся Господу твоему, пока не придёт к тебе несомненное». («Аль-Хиджр», 99).
Имам Насафи говорит: «Поклоняйся Господу», Постоянно. И, пока ты жив, будь занят поклонением, и когда Посланника Аллаха ﷺ и что-то беспокоило, то он сразу же обращался к намазу».
3. Всевышний также сказал:
«И поминай имя Господа твоего и посвящай себя Ему полностью». («Аль-Муззаммиль», 8).
Ибн касир комментируя данный аят, говорит: «Часто поминай Аллаха, полностью отрешившись от мирского, освободи себя для поклонения Ему, завершив свои дела и выполнив все необходимое из мирского. (Ибн Касир, Каир, 4/526).
4. Всевышний Аллах сказал:
«Кто совершил добро весом с пылинку (мельчайшую частицу), увидит его (увидит награду за него)». («Аз-Залзала», 7-8 аяты)
Сподвижник Абдуллах ибн Мас’уд (р.а.) считал эти два аята (3-4) самыми всеобъемлющими в Священном Коране. Да, непременно, если мусульманин проявит усердие, в любых делах, что касается его религи, даже, как упомянуто в аяте, размером с пылинку, или молекулу, это не пропадёт даром, непременно в Судный день воздастся сполна. Именно поэтому, Анас (р.а.) сообщает в хадисе, который передает имам Бухари, что Посланник Аллаха ﷺ говорил об этом аяте как об «уникальном и самом полном, всеохватном аяте».
5. Всевышний сказал в Коране:
«Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в лучшем виде и с большой наградой». («Аль-Муззаммиль», 20).
За все добрые дела, которые мусульманин совершит в этой жизни, непременно, Аллах наградит его в последней жизни: ничто из благодеяний не пропадет и не останется без награды. Ведь Всевышний всегда справедлив.
6. Всевышний также сказал:
«А о том, что вы расходуете из (своего) добра, поистине, Аллаху известно». («Бакара», 273 аят)
То есть, все хорошее, что вы потратите проявляя усердие, — Аллах знает об этом. Это длинный аят, автор приводит отрывок из этого аята. Ибн Касир пишет, что данный аят ниспослан о мухаджирах, которые переселились ради Аллаха вместе с Его Посланником и поселились в Медине. И обший смысл данного аята в том, что желающие помочь ближнему не должны судить лишь по внешнему состоянию человека: он может быть недурно одет, выглядеть жизнерадостно и никогда не жаловаться на жизнь, но на самом деле остро нуждаться в помощи. Более того, это один из признаков истинно верующего человека: даже если он нуждается, он не станет выпрашивать деньги у других. Так же, коротко в этом аяте, речь о том, что к этой категории людей относятся и те, кто не может зарабатывать на жизнь, поскольку посвятил все свое время изучению религиозных наук, так комментируют вышеупомянутый аят, учёные тафсира. И в конце приводится эти слова Всевышнего: «Все хорошее, что вы потратите, — Аллах знает об этом», — то есть Аллах знает обо всех ваших хороших поступках и в судный день воздаст за них.
Имам Ибн Касир далее пишет что: «Ничто не скрыто от Всевышнего Аллаха. И Он воздает за благие дела наилучшим воздаянием. Именно, поэтому автор приводит данный аят в этой главе, что за все усилия проявляемые нами, не пропадёт в пустую. Полноценное же воздаяние, будет в Судный день, когда человек будет нуждаться в этом больше всего и аяты на эту тему многочисленны и известны -заканчивает свои слова автор, имам ан-Навави.