Дәрістер топтамасы
Мы продолжаем уроки по циклу "Рияду ас-Солихин". Сегодня мы начнем новую главу - глава 10: «О необходимости поспешного устремления к благому и побуждении обратившегося к благу стремиться к нему всерьез и без колебаний».
Автор, да помилует его Аллах, назвал эту главу таким образом, и это название включает в себя две вещи:
Во-первых, необходимо поспешно стремиться к совершению благих деяний.
Во-вторых, если человек решил совершить благое деяние, пусть совершает его, не сомневаясь.
Поспешное устремление к совершению благих деяний противоположно нерасторопности и лености. Сколько людей проявляют нерасторопность и леность, упуская огромное благо!
Человек должен стремиться к совершению благих деяний. Если вспомнил какой-нибудь благой поступок, спеши его совершить. Человек может проявить нерасторопность в совершении благого деяния, а в будущем уже не сможет его совершить, например, из-за смерти или болезни из-за смуты из-за войны. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-нибудь из вас желает совершить хадж, пусть поспешит, ибо в будущем он может заболеть, или потерять свое верховое животное, или может приключиться еще какая-нибудь беда». (Ибн Маджах)
То есть, с человеком может случиться то, что помешает ему совершить в будущем это дело, посему торопись совершать благие деяния.
Далее автор приводит несколько аятов по нашей тематике: Аллах Всевышний сказал:
«...так опережайте друг друга (в стремлении ко всему) благому». (2:148)
Имеется в виду, что человек должен стремиться во всех благих началах оказаться первым.
Например, человек должен спешить занять первый ряд в коллективном намазе. Поистине, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Лучший ряд для мужчины – первый, а худший – последний». Лучший ряд для женщины – последний, а худший – первый». (Муслим)
Автор приводит следующий аят, Всевышний также сказал:
«Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спешите) к Раю, (равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных...» (3:133).
«Спешите же заслужить прощение Господа вашего …» ― человеку следует стремиться к тому, что послужит причиной прощения его грехов. Например, человек должен просить у Аллаха прощения (истигъфар). Человеку следует говорить: «Прошу прощения у Аллаха, о Аллах, прости меня», и так далее.
«и (спешите) к Раю, (равному)по ширине небесам и земле» ― то есть: стремитесь к Раю, совершая для этого благие деяния. И нет никаких деяний, которые помогут войти в Рай, кроме благих! Только благое деяние может стать причиной вхождения в Рай, посему надо спешить совершить его.
Но многие откладывают совершение благих деяний до лучших времен. В детстве кто-то учится, в молодости он радуется жизни, далее он вступает во взрослую жизнь, у него много своих дел и нескончаемые проблемы, решение, которых невозможно откладывать. Далее ему приходиться расти и воспитывать уже своих детей, а вот в старости, если, конечно, доживет, такой человек планирует обратиться в религию – заняться поклонением, благотворительностью и тому подобным. Но увы, в старости у многих не остается ни сил, ни здоровья, ни возможностей для этого…
А затем Аллах Всевышний разъяснил, что ширина Рая равна небесам и земле. Это указывает на его простор и величие. Никто не может знать этих размеров, кроме Аллаха Всевышнего. Поэтому спеши к этому Раю, совершая то, что приведет тебя к нему!
«…уготованному для богобоязненных» ― уготовил его Аллах Всевышний для них. В хадисе «аль-къудси» сказано:
«Аллах сказал: «Для Своих праведных рабов Я приготовил то, чего не видывал взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа». (Бухари).
Далее автор переходит первому хадису в этой главе, а вообщем количестве это будет 87 хадис. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет время испытаний, подобных частям тёмной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным и когда вечером будет он верующим, а утром — неверным, продающим свою религию за мирские блага. (Муслим)
«Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет (время) испытаний…» - имеются в виду болезни, одряхление и тому подобные непреодолимые препятствия, в силу которых человек может оказаться неспособным к совершению праведных дел, даже если и будет стремиться к этому.
«…подобных частям тёмной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным…» - в данном случае имеется в виду либо неверие в полном смысле слова, либо проявление неблагодарности по отношению к Аллаху.
Разъяснение учёных по данному хадису
Деяние будет праведным только тогда, когда оно построено на двух вещах:
1 ― Искреннее посвящение деяния только Аллаху.
Деяние, совершенное не ради Аллаха, не является праведным. Например, если человек совершает намаз ради того, чтобы показать свое благочестие перед людьми, его намаз не будет принят.
2 ― Следование за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Если человек совершает деяние искренне ради Аллаха, но это деяние является вредным нововведением, которое не совершал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оно не будет принято.
В данном хадисе повествуется о временах, когда нравственность и богобоязнь будут забыты. А верующий человек, проснувшись с верой в Аллаха, в ходе общения с другими членами общества далекими от религии и веры, посредством воздействия разных информационных средств, и прочих каких-либо источников, может начать сомневаться в своих убеждениях. После чего может сказать какое-то слово или же совершить какое-либо действие, которое станет причиной его неверия.
(Например он будет отрицать что чтение намаза или ношение платка не обязательно в исламе и т. д.)
В этом хадисе Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что придут испытания, подобные темной ночи, в которой нет никакого света. Человек окажется во мраке, и не будет знать, куда идет. Пусть Аллах убережет нас от испытаний!
Испытания подобного рода очень много:
1 ― Испытание, связанное с сомнениями (шубухат).
2 ― Испытание, связанное со страстями (шахауат).
Человек знает, что совершаемые им поступки запрещены, но его нафс зовет его к этим поступкам, поэтому он не обращает ни на что внимания и совершает их. Или же, человек знает, что определенный поступок обязателен, но нафс зовет его к лени, и человек оставляет то, что обязан делать. Это и есть испытание, связанное со страстями.
Самое опасное из того, что относится к этому виду – прелюбодеяние и гомосексуализм. Это из самых опасных вещей для общины!
Человек также может быть испытан богатством, болезнью, детьми, супругом или же супругой, религией, обществом и т. д.
На протяжении многих веков мусульмане и человечество в целом сталкивалось с различными угрозами и испытаниями. Возьмем к примеру «черную смерть» – пандемию чумы и холеру в средние века, которые буквально за два десятилетия унесли жизни более 60 млн человек. Если мы начнем говорить обо всех кровопролитных войнах и ее жертвах, то у нас не хватит ни бумаги ни чернил. Важно помнить о том, что Создатель испытывал и продолжает испытывать всех людей разными вещами.
Именно поэтому мы должны спешить совершать благие деяния до того, как возникнут препятствия, потому что грядут смуты, подобные чёрной-чёрной, совершенно непроглядной ночи, во время которых не будет человек знать, где истина, и будет человек просыпаться утром верующим, а ложиться вечером уже неверующим (да убережёт нас Аллах от подобного!), и будет человек ложиться вечером верующим, а просыпаться утром уже неверующим, продавая религию свою за мирские блага, будь то имущество, влияние, высокий пост, женщины или что-то иное.
Поэтому для человека, уверовавшего во Всевышнего, нет времени для отдыха, пока он не встретится со своим Господом. Так старайтесь же опередить друг друга в добрых делах.
Вопросы по теме урока:
1. Какие две вещи включает в себя поспешное устремление к благому?
2. Назовите условия, при которых наши деяние будут праведными
3. Какие виды испытания приводят учёные ссылаясь на данный хадис?
4. Перескажите или расскажите наизусть 87 хадис пройденный на этом уроке.