Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Казбек Ахметов
- Канатали Такиров
- Нурмухаммад Иминов
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге: «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам ан-Навави (رحمه الله). Хадис, который мы пройдем сегодня, рассказывает о фундаментальном принципе исламской жизни: регулярное поклонение это не формальность и не ритуал «по расписанию», а постоянный процесс очищения человека. Ислам не строится на редких всплесках религиозности, он строится на устойчивости ибадата верующего.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: (Совершение) пяти (ежедневных) молитв, (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) и (соблюдение поста в каждый следующий) Рамадан (после предыдущего) искупают (прегрешения, совершённые) между ними, если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов. (Муслим).
В шархе к сахих Муслим имам ан-Навави комментирует этот хадис таким образом:
Смысл хадиса в том, что эти виды поклонения (пять намазов, пятницы, Рамаданы) искупают малые грехи, а, тяжкие грехи не прощаются, кроме как через искреннее покаяние.
В хадисе содержится побуждение регулярно совершать намаз, пятничные молитвы и пост Рамадана, а также, призыв избегать тяжких грехов, чтобы искупление было полным и совершенным.
Комментируя слова Посланника Аллаха ﷺ: «искупают (прегрешения, совершённые) между ними, если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов» - имам ан-Навави говорит, что данный хадис показывает величайшее достоинство трёх видов поклонения: ежедневных пяти намазов, пятничной молитвы, и поста в Рамадан. Они являются средством очищения от малых грехов, а тяжкие грехи не искупаются ими, кроме как через искреннее покаяние.
Ан-Навави, делая вывод говорит: хадис содержит мощное побуждение быть постоянным в этих поклонениях и остерегаться тяжких грехов, чтобы очищение было совершенным и полным. Таким образом, мы видим метод ан-Навави - он соединяет фикх и тарбият, показывает связь между внешним поклонением и внутренним состоянием сердца.
Ибн Хаджара в своем труде «Фатхуль бари» сказал: Очевидно, что подразумевается искупление малых грехов, совершённых между двумя (молитвами, пятницами или Рамаданами). Но, искупление действительно лишь тогда, когда человек избегает тяжких грехов, поскольку тяжкие грехи способны уничтожить (свести на нет) вознаграждение за благие дела.
А если раб удерживается от тяжких грехов, то искупление совершается полностью. И здесь появляется вопрос: почему тяжкие грехи мешают искуплению малых? Потому что Аллах сказал:
«Если вы будете избегать тяжких грехов, то Мы простим вам ваши малые прегрешения». (Сура ан-Ниса, 31)
То есть условие прощения - воздержание от кабаир (тяжких грехов). И, далее автор заканчивает:
И, это проявление великой милости и щедрости Аллаха.
Регулярный ибадат - это не только награда, но и очищение души от грехов. Пять молитв становятся щитом между рабом и огнём, а постоянство ценится выше редких, но больших поступков. Тауба открывает двери к прощению даже тяжких грехов, а избегание кабаир делает весомыми даже малые благие дела. Этот хадис внушает надежду верующему: Аллах очищает сердце того, кто неизменно стоит в поклонении.
1. Назовите три вида поклонения, искупающие малые грехи?
2. Какое условие делает искупление малых грехов действительным?
3. Почему тяжкие грехи мешают искуплению малых?
4. Какое ключевое качество мы можем извлечь из пользы хадиса?