Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые зрители, уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков основанный на книге «Рияду ас-Солихин», глава «О глубокой убежденности и уповании». С дозволения Аллаха мы переходим к 84 хадису.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «При жизни Пророка ﷺ в Медине жили два брата, один из которых постоянно приходил к Пророку ﷺ, а другой зарабатывал на жизнь своим ремеслом. Однажды тот, кто зарабатывал, пожаловался Пророку ﷺ на своего брата, а он сказал: «Возможно, что удел твой даруется тебе благодаря ему».
Этот хадис, иснад которого является достоверным по условиям Муслима, приводит ат-Тирмизи. В этой версии Анас, да будет доволен им Аллах поведал, что во времена Пророка ﷺ жили два брата, один из которых постоянно посещал собрания Пророка ﷺ и сопровождал его всюду, дабы перенять от него знания, слушая его слова и наблюдая за его действиями. Что же касается второго, то он занимался своим ремеслом, чем зарабатывал себе на жизнь, а также помогал своему брату. Как-то раз этот второй пожаловался Пророку ﷺ на то, что его брат перестал заниматься заработком, на что Пророк ﷺ сказал:
«Возможно то, что ты взял на себя заботу о его материальном обеспечении, является причиной того, что отныне твой удел даруется тебе с лёгкостью, ибо Аллах помогает Своему рабу до тех пор, пока тот помогает своему брату».
И ученные здесь рассматривают положение двух братьев: 1 - получение знаний, 2 - заниматься своим ремеслом.
Насколько важно получать знания? Ислам – это путь, указанный Всевышним. Подобно тому, как тело без души разлагается, так и Ислам без знаний приходит в упадок.
Приобретать знания, стремиться к ним нас призывают сотни хадисов, а также текст Священного Корана.
Посланник Аллаха ﷺ придавал огромное значение приобретению знаний. Он сказал:
«Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Табрани, Байхаки и другие).
Абу ад-Дарда (р.а.) передаёт: «Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тому, кто отправился в путь, желая приобрести знания, Аллах облегчит путь, ведущий в Рай. Поистине, ангелы непременно будут простирать свои крылья пред ищущим знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает. И, поистине, прощения для знающего непременно станут испрашивать обитатели небес и земли, и даже рыбы в воде! И превосходство обладателя знания над простым поклоняющимся подобно превосходству луны в ночь полнолуния над прочими небесными светилами. И, поистине, учёные — наследники пророков, а пророки не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов. Они оставляют в наследство знание, и кто приобрёл его, тот обрёл великий удел». (Абу Дауд)
В хадисе разъясняются достоинства обладающих знанием. Первое из них заключается в том, что если человек отправился в путь ради того, чтобы приобрести полезное знание, то даже если он ищет знание в собственном доме, Всевышний Аллах вознаградит его, облегчив ему путь в Рай. Сюда относится не только физическое перемещение по дороге, но и то, что можно назвать путём условно, то есть поиск знания на собраниях учёных или в книгах. (Как в вышеупомянутом хадисе молодой человек получал знание у Посланника Аллаха ﷺ). Потому что тот, кто ищет ответ на шариатские вопросы в трудах учёных или сидит с шейхом, обучаясь у него, следует путём, ведущим к знанию, даже если сам он при этом не двигается с места.
К достоинствам обладателей знания, упомянутым в хадисе, относится и то, что прощения для них просят обитатели небес и земли — даже рыбы в море и даже звери на суше. К их достоинствам относится и то, что ангелы, которых почтил Всевышний Аллах, опускают крылья свои перед искателем знания, выражая довольство тем, что он делает, демонстрируя скромность и возвеличивая знание и его обладателей. Среди достоинств обладателей знания, упомянутых Посланником Аллаха ﷺ в этом хадисе, и то, что учёные — наследники пророков. Они наследуют от них знание и деяния, а также призыв к религии Аллаха и указание истинного пути, пути к Аллаху и Его религии. К их достоинствам относится и то, что превосходство обладателя знания над невежественным поклоняющимся подобно превосходству луны в ночь полнолуния над звёздами, потому что свет поклонения и полнота его остаются при поклоняющемся и не покидают его и они подобны свету звёзд, тогда как свет знания и полнота его переходят к другим и эти другие могут пользоваться этим светом.
Посланник Аллаха ﷺ упомянул о том, что пророки не оставляют в наследство тем, кто переживёт их, мирские блага, дирхемы и динары. Они оставляют величайшее наследство — знание. И тот, кто принимает от них это наследство, становится обладателем великой доли. Это действительно полезное наследство.
Кто находится на пути знаний – тот на пути Аллаха. Здесь подразумеваются не только религиозные знания, а каждый, кто трудится на пути получения полезных для общества знаний. Кто-то в медицинской сфере, кто-то строитель, кто-то в бухгалтерии и любой другой профессии, которых сейчас очень много в нашей стране. Специальность, которая несет в себе пользу для общества, людей, государства. Кто вышел на путь знаний и начал трудиться, Пророк ﷺ сказал:
من خرج في طلب العلم فهو في سبيل الله حتى يرجع
«Кто вышел на путь знаний, тот находится на пути Аллаха до тех пор, пока он не вернется».
И это положение первого брата, упомянутого в хадисе, который брал знания у самого Пророка ﷺ
Теперь, рассмотрим положение второго брата – это заработок своим собственным трудом.
«Лучший способ заработка — честная торговля и работа человека своими руками» - упомянуто в хадисе Посланника Аллаха ﷺ
Во время Пророка ﷺ один юноша крепкого телосложения прошёл мимо Посланника Аллаха и его сподвижников. Тогда, Абу Бакр и Умар сказали: «Горе этому юноше, если он не расходует свои силы на пути Аллаха!» На что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Если он (юноша) обеспечивает своих старых родителей, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить маленьких детей своих, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить себя и не нуждаться в людях, то он на пути Аллаха» (Табарани)
Тем самым Пророк ﷺ говорит о достоинстве такого человека, которого Всевышний возвеличивает до степени мужахидов.
Так что пусть знают те люди, которые занимаются дозволенным по Исламу делом, трудом, соблюдают предписания Ислама, что Аллах воздаст этому человеку и что он на пути Аллаха.
На самом деле мы и не представляем, насколько в Исламе воздаваемо занятие ремеслом или каким-то трудом. Пророк ﷺ сказал:
«Если человек в поисках дозволенного пропитания с целью не полагаться на людей (попрошайничества) и быть щедрым к своей семье и соседям, то Аллах воскресит его с лицом, подобным сияющей луне в ночь полнолуния…»
(Абу Нуайм в книге «Хульятуль авлия»).
Если хорошо подумать, человек целый день работает, зарабатывает на кусок хлеба честным и, порой, не лёгким трудом и при этом остаётся истинным мусульманином, совершает молитвы вовремя, соблюдает каноны Ислама – Справедливый Аллах достойно и высоко оценит труд своего раба. Как Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Аллах любит дела, в которых есть тяжесть»
Пророк Мухаммад ﷺ как и многие пророки, пас овец. Другие пророки занимались резьбой по дереву, как пророк Закария (мир ему), который был плотником. Это показывает, что ремесло и труд – это и есть благородность.
Если бы ремесло и дозволенный труд не были бы перед Аллахом благородным делом, то Аллах не наделил бы ремеслом самых благородных и любимых творений – пророков и посланников.
Есть история, где рассказывается, как человек своим трудом ради своей семьи, ради себя, ради Аллаха добивается степени выше, чем человек, который находится в постоянном поклонении.
Однажды пророк Давуд (мир ему) решил переодеться в бедняка и расспросить народ о себе. И когда он расспрашивал людей, к нему спустился ангел Джабраил в облике человека и сказал: «Он (Давуд) очень хороший раб Аллаха, но есть у него один недостаток». Пророк (мир ему) спросил: «Какой недостаток?», тот ответил:
«Он (Давуд) обеспечивается из общей казны мусульман, Аллах более любит рабов, которые обеспечивают себя сами»
Тогда пророк (мир ему) вернулся плачущим домой и обратился к Аллаху: «О, мой Господь! Научи меня какому-нибудь ремеслу, которым я буду обеспечивать себя».
Аллах обучил его изготовлению доспехов из железа, подчинив железо рукам Давуда, как пластилин или глину.
Из истории видно, как ангел передал любовь Аллаха к рабочим и трудящимся людям. И в данном хадисе оба брата находятся на пути Аллаха, у каждого великая степень перед всевышним Аллахом
Вопросы по теме урока:
1. Каким облегчением одаряет Всевышний Аллах того, кто помогает человеку, находящемуся на пути знания?
2. Какое вознаграждение ожидает тех людей, которые находятся на пути знания и которые занимаются своим ремеслом?
3. Назовите, какими видами ремесла занимались известные пророки?