Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин». С дозволения Аллаха мы переходим к 28 уроку на котором рассмотрим 29 хадис.
Этот хадис передал нам один из самых любимых сподвижников Абу Зайд Усама бин Зайд бин Харис (р.а) Прежде чем перейти к матну хадиса, давайте познакомимся с этим сподвижником более подробно. За 7 лет до хиджры, к Пророку (ﷺ) пришел человек с радостной вестью о том, что Умм Аймана родила мальчика. И Посланник Аллаха (ﷺ) очень обрадовался. Кто же был тот младенец, который осчастливил Пророка Мухаммада (ﷺ)? Это был Усама бин Зайд. Ни один сподвижник не был удивлен радости Пророка по случаю рождения этого ребенка, поскольку все они знали, как Посланник Аллаха (ﷺ) ценил родителей этого мальчика.
Мать ребенка звали Барака аль-Хабашийа, а назвали ее Умм Айман – мать Аймана. Она была помощницей Амины, т.е. матери Посланника Аллаха (ﷺ). Еще при жизни Амины, матери Посланника Аллаха (ﷺ) она воспитывала Пророка (ﷺ), а после ее смерти стала его кормилицей. После Пророк Мухаммад (ﷺ) не знал другой матери кроме нее. Он очень любил ее и много говорил про нее:
"Это моя вторая мать и самый любимый член моей семьи".
Это сведения про мать счастливого ребёнка, а что касается его отца, то он тоже был любимцем Посланника Аллаха (ﷺ) и поэтому имам ан-Навави (р.а.) добавляет, что Посланник Аллаха (ﷺ) любил Усаму бин Зайдаа также, как любил и его отца. Также Зайд ибн Харис был приемным сыном Посланника Аллаха (ﷺ) до прихода Ислама. Затем были ниспосланы аяты: «Они являются вашими братьями в религии Ислама». С этого момента Посланник Аллаха (ﷺ) не считал его больше сыном, но считал его самым близким братом в религии. Также он был другом и доверенным лицом в тайном, членом его семьи и самым любимым человеком в эпоху Ислама.
Все мусульмане обрадовались рождению Усамы ибн Зайда так, как не радовались ни одному другому новорождённому. Они всегда были счастливы тому, что радовало Пророка (ﷺ), да благословит его Аллах и приветствует. Мусульмане искренне радовались тому, что вселяло счастье в сердце Посланника Аллаха (ﷺ). Люди прозвали счастливого младенца "любимцем, сыном любимца”. Мусульмане нисколько не преувеличивали, когда прозвали так маленького мальчика Усаму. Посланник Аллаха (ﷺ) так сильно возлюбил его, что этой любви завидовал весь мир. Усама был также ровесником Хасан ибн Фатима (р.а.). В преданиях упоминается, что Хасан был белокожим, цветущим и красивым мальчиком, очень похожим на своего деда — Посланника Аллаха (ﷺ). Усама же был темнокожим очень похожим на свою мать-эфиопку.
Пророк (ﷺ) не делал различий между ними в любви. На одно колено он сажал Усаму, а на другое – аль-Хасана. Затем он их обоих прижимал к груди и говорил: "О Аллах! Истинно, я возлюбил их, возлюби же и Ты их”.
Об огромной любви Посланника Аллаха (ﷺ) к Усаме свидетельствует следующий случай. Как-то раз, споткнувшись о порог, Усама упал и до крови разбил себе лоб. Из раны сочилась кровь, и Пророк (ﷺ) сказал Аише (р.а.), чтобы она остановила кровотечение, но она побоялась вида крови. Тогда к Усаме подошёл сам Посланник Аллаха (ﷺ) и начал отсасывать кровь из раны, сплёвывая её. При этом он очень ласковыми и добрыми словами успокаивал Усаму.
Так же, как и в младенчестве, Посланник Аллаха (ﷺ) продолжал горячо любить Усаму и тогда, когда он стал юношей. Один из знатных курайшитов Хаким ибн Хазам подарил Посланнику Аллаха богатую одежду, которую он купил в Йемене за пятьдесят динаров золотом у одного из йеменских царей по имени Йазан. Отказавшись принять такой подарок от курайшита, поскольку тот в то время был всё ещё язычником, Пророк (ﷺ) купил у него эту одежду.
Всего лишь один раз благородный Пророк (ﷺ) надел эту одежду на себя в одну из пятниц, а затем, сняв её, подарил Усаме ибн Зайду (р.а.). Он гордо носил её среди своих сверстников из молодых мухаджиров и ансаров.
Когда Усама ибн Зайд (р.а.) возмужал, в нём сполна проявились высокие и благородные морально-нравственные качества, что делало его достойным любимцем Посланника Аллаха (ﷺ).
Он отличался острым умом, беспримерным мужеством и отвагой, мудро и своевременно решал все вопросы, правильно определяя степень их важности. Усама был целомудренным человеком, которому претило всё низменное. Он был очень общительным, любимым людьми, праведным и набожным, что было угодно Аллаху.
Поэтому Посланник Аллаха (ﷺ) сделал его полководцем. Усама ибн Зайд (р.а.) участвовал с Пророком (ﷺ) почти во всех сражениях: при Ухуде, в Хандаке, в битве при Хунайне, когда мусульмане проигрывали, Усама бин Зайд (р.а.) вместе с Аббасом (р.а.) и Абу Суфьяном ибн Харисом и другими шестью сподвижников выстояли в бою. И Посланник Аллаха сумел таким малым количеством избежать поражения, а также уберечь отступающих мусульман от язычников.
В 11 году по Хиджре, Посланник Аллаха (ﷺ) приказал собрать войско для боя против римлян. Среди воинов были очень авторитетные сподвижники, как: Абу Бакр (р.а.), Умар (р.а.), Абу Убайда (р.а.) и другие сподвижники, но полководцем среди них Пророк (ﷺ) поставил Усаму ибн Зайда (р.а.), которому было около 19 лет. Посланник Аллаха (ﷺ) приказал Усаме ибн Зауду (р.а.) пройтись с конницей в районе аль-Балка и крепости ад-Дарум вблизи Газы в стране римлян.
Когда армия собиралась выступить в поход, Посланник Аллаха (ﷺ) заболел, а когда его болезнь усилилась, военные приготовления были приостановлены в ожидании исхода болезни Пророка (ﷺ). Сам Усама рассказывал:
"Когда болезнь пророка Аллаха обострилась, я с другими людьми навестил его. Когда я вошёл к нему, он так ослабел от болезни, что лежал молча, будучи не в силах разговаривать. Он поднял к небу руку, а затем положил её на меня. Я понял, что он благословляет меня”.
Вскоре Посланник Аллаха (ﷺ), расстался с этой жизнью, и мусульмане присягнули Абу Бакру (р.а.). Также мы знаем, что Усама бин Зайд (р.а.) участвовал во многих сражениях в качестве амира. И даже Умар ибн Хаттаб (р.а.), когда встречал Усаму бин Зайда (р.а.) говорил ему: «Ассаламу алейкум, мой амир!». Другим, удивленным подобным обращением он говорил: «Моим амиром его назначил сам Посланник Аллаха (ﷺ)». Усама бин Зайд (р.а.) умер в 54 году по хиджре, когда ему был 61 год. За время своей жизни он передал порядка 128 хадисов от Посланника Аллаха. Один из переданных хадисов мы рассматриваем на этом уроке:
"Сообщается, что вольноотпущенник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, которого он любил, как любил и его отца, Абу Зайд Усама бин Зайд бин Хариса, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(В своё время) дочь Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, послала (к нему человека), чтобы сообщить ему о том, что её сын находится при смерти, и позвать его к себе. Однако (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) отослал (этого человека обратно, велев ему) пожелать им мира и сказать: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха». Однако (через некоторое время) она снова послала за ним, заклиная его прийти к ней, и тогда (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) встал со своего места и вместе с ним поднялись Са’д бин Убада, My’аз бин Джабаль, Убайй бин Ка’б, Зайд бин Сабит и некоторые другие люди, да будет доволен ими Аллах. (В доме дочери) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, передали мальчика, который уже начал хрипеть, а он прижал его к своей груди и глаза его наполнились слезами. (Увидев это,) Са’д сказал: «О посланник Аллаха, что это?» Он ответил: «Это — милосердие, вложенное Аллахом в сердца Его рабов». В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: ...в сердца кого пожелал Он из числа рабов Своих, ведь, поистине, Аллах помилует только милосердных из числа рабов Своих". (Аль-Бухари; Муслим)
Теперь давайте перейдем к комментариям ученных Ислама касательно данного хадиса. В этом хадисе Усама бин Зайд поведал, что одна из дочерей Посланника Аллаха (ﷺ), а именно Зайнаб (р.а.) отправила к нему посыльного с вестью о том, что ее сын находится при смерти, а посему она желает, чтобы Пророк (ﷺ) пришел к ней. Когда это известие доставили Пророку (ﷺ) он велел ее посыльному передать ей, что бы она проявляла терпение и надеялась на награду Аллаха. Ибо, поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал и то, что Он даровал и для всего Он определил свой срок. Таким образом Посланник Аллаха (ﷺ) призвал ее к истине. То есть, следует обратить внимание, что Пророк (ﷺ) велел своей дочери не только проявлять терпение перед лицом постигшего ее горя, но наряду с этим надеяться еще и на награду Аллаха за свое терпение. Бывает так, что люди проявляют терпение, но не надеяться на награду Аллаха. Что касается слов Пророка (ﷺ) Аллаху принадлежит то, что Он забрал и то, что Он даровал, следует отметить, что эта, поистине, великая фраза несет в себе очень глубокий смысл, ибо что бы не забрал Аллах у человека является Его собственностью, (в том числе и то, что Он даровал), а потому не следует роптать, сожалеть о том, что у тебя забрали то, чем ты не владеешь. К слову сказать, именно поэтому, если человека постигает некое горе или напасть, то в соответствии с сунной, ему следует сказать:
«Поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернемся».
Помимо прочего, по мнению ученных Ислама, слова: «Аллаху принадлежит то, что Он дарует и то, что Он забирает» указывают на то, что на все свое имущество мы имеем ограниченные права собственности. А потому мы не можем ими пользоваться так как нам заблагорассудится, а только так, как это позволил Всевышний Аллах.
Продолжаем рассматривать хадис. Далее Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «… и для всего определи Всевышний Аллах свой срок». Все сущее имеет у Аллах свой строго установленный срок. Так, если человек будет глубоко убежден в том, что Аллаху принадлежит то, что Он забрал и то, что Он даровал и для всего определил Он срок, то ему не останется ничего кроме как смирится со своей утратой и покорится воле Аллаха.
В целом, последние слова этой фразы означают, что человек не в состоянии изменить предопределенное. Изменить свою судьбу. Как-то отсрочить его или напротив приблизить, как сказал Всевышний Аллах:
«Для каждой общины установлен срок. Когда же наступает их срок они не могут отдалить его или приблизить даже на час».
Другими словами, если все события в этом мире предопределены и люди не могут их отдалить или приблизить ни на мгновение, то какой смысл или польза в том, чтобы печалится или хуже того гневаться в связи с этим.
Далее в хадисе повествуется о том, что дочери Посланника Аллаха (ﷺ) передали его слова, она все же настояла на том, чтобы он пришел к ней. В ответ на ее просьбу Пророк Мухаммад (ﷺ), а вместе с ним и группа его сподвижников пришли в ее дом, где Пророку (ﷺ) подали ребенка, душа которого вот-вот должна была покинуть его тело и глаза Посланника Аллаха (ﷺ) наполнились слезами. Увидев это Са’д бин Убада задал вопрос: «Что это?», т.е. Са’д (ﷺ) подумал, что Пророк (ﷺ) плачет из-за того, что он не может смириться с предопределенным, с судьбой, однако, Посланник Аллаха (ﷺ) разъяснил, что его слезы были вызваны милосердием и состраданием к умирающему ребенку. И это является доказательством того, что в Исламе не запрещается плакать в знак своего сострадания и милости к тому, кого постигло несчастье, но мы должны придерживаться определенного регламента именно в этой области.
Уважаемые слушатели, мы закончили 29 хадис Посланника Аллаха (ﷺ), который передал нам самый любимый сподвижник Усама бин Зайд (р.а.).
Пусть Всевышний Аллах укрепит полученные сегодня наставления, знания, бесценную сунну в наших сердцах и сделает нас уммой, которая следует за сунной Посланника Аллаха (ﷺ) в полноценной форме!