Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Казбек Ахметов
- Канатали Такиров
- Нурмухаммад Иминов
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев

Мы продолжаем уроки по циклу: «Рияду ас-Солихин» и сегодня мы мы пройдем хадис, который учит нас: даже самое простое доброе дело, сделанное ради Аллаха, может стать причиной вечного спасения.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Я видел человека, наслаждавшегося в Раю (в тени) того дерева, которое он срубил (и убрал) с дороги (, поскольку) оно мешало мусульманам». (Муслим)
В другой версии (этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк ﷺ : Один человек прошёл мимо ветки, которая лежала на дороге, и сказал (себе): «Клянусь Аллахом, я уберу её, чтобы она не мешала мусульманам», — и (за это) он был введён в Рай.
В той версии (этого хадиса, которую приводят и аль-Бухари, и Муслим, сообщается, что Пророк ﷺ : Один человек, шедший по дороге, увидел (на ней) ветку, покрытую колючками, и убрал её, (за что) Аллах отблагодарил его и простил.
Приводим как обычно, полный шарх хадиса со слов имама ан-Навави (رحمه الله) из его «شرح صحيح مسلم»
Пророк ﷺ сказал: «Я видел человека, который наслаждается в Раю из-за дерева, которое он срубил и убрал с дороги». То есть: он получает наслаждение в Раю её благами благодаря тому, что убрал это дерево.
В другой версии: «Один человек прошёл мимо ветки дерева, лежавшей на дороге, и сказал: “Клянусь Аллахом, я уберу её, чтобы она не мешала мусульманам”. И за это он был введён в Рай». Это явно указывает на достоинство такого поступка.
В третьей версии: «Один человек шёл по дороге, увидел на ней ветку с колючками и отодвинул её. И Аллах отблагодарил его за это и простил ему [грехи]». В этом хадисе разъясняется безмерность милости Аллаха и то, что Он прощает рабу даже за малые дела.
Имам ан-Навави (رحمه الله) говорит: «Эти хадисы, приведённые в данной главе, ясно показывают достоинство удаления вреда с пути — независимо от того, является ли это дерево, причиняющее неудобство, ветка с колючками, камень, о который можно споткнуться, нечистота, падаль или что-то другое. А удаление вреда с дороги — одна из ветвей веры. В этом содержится также указание на достоинство всего, что приносит пользу мусульманам и избавляет их от вреда».
Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни в своем труде (فتح الباري) комментирует наш Хадис следующим образом: Слова Посланника ﷺ: «Аллах поблагодарил его и простил ему» —указывают на то, что даже малое из праведных дел может стать причиной прощения и вхождения в Рай. В разных версиях хадиса упоминается: «и он был введён в Рай», или: «я видел человека, наслаждающегося в Раю благодаря дереву, которое он убрал с дороги», или: «один человек сказал: клянусь Аллахом, я уберу эту ветку, чтобы она не мешала мусульманам». Смысл всех этих версий — показать достоинство удаления вреда с дороги, и что это из дел, которыми прощаются грехи.
Также в этом хадисе указывается, что удаление вреда с пути входит в хадис Пророка ﷺ: «Вера состоит из более чем семидесяти ветвей: наилучшее — слова “لا إله إلا الله”, а самое низшее — удаление вреда с дороги».
Имам Ан-Навави делает акцент на общественной пользе (служение другим мусульманам), а Ибн Хаджар подчёркивает широту милости Аллаха, Который может простить человека даже за незначительное дело. Оба учёных сходятся в том, что «удаления вреда с дороги» — это часть имана и средство к прощению и Раю.
Выводы Имама ан-Навави из хадиса
Удаление вреда с дороги — одно из великих дел, ведущих человека к прощению Аллаха и Раю. В этом поступке заключено огромное достоинство, ведь он проявляет заботу о других и очищает путь мусульман от всего, что может причинить им неудобство. Под вредом подразумеваются любые его виды — не только упавшее дерево или ветка с колючками, но и камень, о который кто-то может споткнуться, нечистоты, падаль или любая вещь, мешающая прохожим. Всё, что доставляет людям трудность, должно быть устранено ради довольства Аллаха. Такие действия несут большую пользу для мусульман: любое добро, которое облегчает их жизнь, считается добродетелью и щедро вознаграждается. Удаление вреда — не просто личное дело, а общественный ибадат, проявление заботы об умме, свидетельство живого сердца и искреннего намерения. И, наконец, хадис напоминает о широте милости Аллаха: даже простое, на первый взгляд незначительное дело может стать причиной вечного блаженства в Раю.
Подводя итог, имам ан-Навави делает главный акцент на том, что хадис показывает ценность даже простых поступков, если они совершаются ради пользы мусульман. Удаление вреда — это не мелочь, а проявление веры и часть религиозного совершенства. О помощи друг другу в добрых делах всевышний Аллах сказал во 2 аяте суры «аль-Маида»:
«Помогайте друг другу в добродетели и богобоязненности, и не помогайте друг другу во грехе и вражде» (5:2).
Удаление вреда с дороги — это сотрудничество в добродетели. О ценности любого доброго дела Аллах сказал в Коране:
«Кто сделает добро весом в мельчайшую пылинку, тот увидит его» (99:7).
Даже простое убирание ветки с дороги — увидит человек в День Суда. В другом аяте говориться:
«Воистину, Аллах не лишает награды творящих добро» (9:120).
Таким образом, хадис учит нас: даже самое простое доброе дело, сделанное ради Аллаха, может стать причиной вечного спасения.
1. Перескажите или расскажите наизусть текст хадиса;
2. Назовите смысл этого хадиса, согласно комментарию аль-‘Аскаляни;
3. Назовите перечисленные имамом ан-Навави виды удаления вреда.