Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Завершаем главу «О необходимости поспешного устремления к благому». Сегодня мы рассмотрим последний в этой главе хадис.
Передают со слов Абу Хурайры, что в день Хайбара Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я обязательно вручу это знамя человеку, который любит Аллаха и Посланника Его и через которого Аллах дарует (нам) победу!». Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «И если не считать того дня, никогда не хотелось мне командовать, но тут я устремился к нему в надежде, что к знамени позовут меня, однако Посланник Аллаха ﷺ подозвал к себе Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, вручил это знамя ему и сказал: «Иди и ни на что не обращай внимания, пока Аллах не пошлёт тебе победу!» И Али отошёл на некоторое расстояние, а потом остановился и, не повернувшись, закричал: «О посланник Аллаха, ради чего мне сражаться с этими людьми?» Пророк ﷺ сказал: «Сражайся с ними до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его посланник, а если они сделают это, то тем самым защитят от тебя свою жизнь и своё имущество после чего это будет доступно для других только по праву, а расчёт с ними произведёт Аллах». (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ сказал это во время похода на Хайбар, который является оазисом к северу от Медины. Хайбар был населён иудеями, против которых в 628 году был предпринят военный поход: «Я непременно отдам это знамя человеку, который любит Аллаха и Его Посланника, и Аллах поможет ему покорить некоторые крепости Хайбара». ‘Умар (р.а.) сказал: «И я никогда не стремился к предводительству, за исключением этого дня». Но в этом случае он надеялся, что окажется тем человеком, о котором говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он сам сказал о себе, что стоял в ожидании, надеясь, что его позовут взять знамя. Здесь следует понимать, что Умар (р.а.), стремился не к командованию, но надеялся, что именно он будет выделен среди всех как человек, любящий Аллаха и Его Посланника ﷺ.
Тем не менее, Посланник Аллаха ﷺ позвал к себе ‘Али ибн Абу Талиба (р.а.) и вручил знамя ему, сказав: «Иди и не поворачивайся, пока Аллах не дарует тебе победу». Эти слова— «ла тальтафит» — означают также «не поворачивайся по сторонам; не оборачивайся», то есть: пусть ничто не отвлекает тебя, занимайся только этим. Пророк ﷺ сказал это, подчеркивая бескомпромиссность этой миссии дабы ничто не отвлекало Али выполнять дело, к которому он был призван.
И Али (р.а.), продвинувшись немного вперёд и не поворачиваясь, дабы не нарушать оглашённый Пророком ﷺ запрет, спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), повысив голос спросил:
«О Посланник Аллаха, до каких пор мне сражаться с людьми?» На что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Сражайся с ними, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха. Если они сделают это, их жизни и имущество станут неприкосновенными для тебя, и не могут быть отняты у них иначе как по праву ислама» (как в случае с казнью убийцы или выплатой закята).
Шариат гарантирует неприкосновенность личности и имущества мусульманина, не нарушающего соответствующих установлений нашей религии. Вследствие этого лишить его жизни можно только в качестве воздаяния равным (кысас) за неправомерное убийство другого человека и в некоторых других оговорённых шариатом случаях. В соответствии с шариатом, отобрать часть имущества *позволялось только в случае отказа выплачивать обязательный налог (закят) в пользу неимущих и других категорий мусульман, нуждающихся в помощи. (И в настоящее время за неуплату налогов предусматривается наказание в виде штрафов, в том числе значительных).
Что же касается того, что между ними и Всевышним Аллахом, то если они были искренними и уверовали, то это принесёт им пользу в мире вечном и спасёт их от наказания в мире вечном, как спасает это их в этом мире. А в противном случае это не принесёт им пользы, так как они будут лицемерами — обитателями Огня. Имеется в виду, что если произнесут слова обоих свидетельств искренне, то это принесет им пользу в обоих мирах, а если нет, то окажутся в числе лицемеров, которым уготован Ад, об истинных же намерениях человека может судить только Аллах, Который и произведёт расчет с каждым в день Воскресения.