Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
С дозволения Аллаха продолжаем уроки по книге «Рияду ас-Солихин». Сегодня мы пройдем 105 хадис Посланника Аллаха ﷺ который начинается следующим образом: "Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же (близок к каждому) Огонь». (Аль-Бухари).
Этот хадис содержит в себе две вещи: Побуждение (таргъиб) الترغيب и устрашение (тархиб). الترهيب
Слово «таргъиб» لترغيب с арабского языка переводится как «подталкивание» кого-либо к действию или поступкам. А «тархиб» имеет противоположное значение, означающее «удерживание» индивида от совершения неблаговидных поступков и ограждение его от всяческих отрицательных побуждений.
С точки зрения воспитания, способствующего правильному выбору жизненного пути и удерживанию человека от плохого, как таргиб, так и тархиб содержат в себе большую силу и оказывают ощутимое воздействие. Исходя из психологии человека, Всемогущий Аллах и Его Посланник в равной степени использовали таргиб и тархиб.
Одним из свойств Корана является المثاني «Масани». Данное слово имеет множество значений, المثاني» произошло от арабского слова «иснайни», что означает «два». Однако наиболее распространенным является значение «содержать парный смысл», то есть каждый вопрос рассматривается как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Проблемы изучаются со всех сторон, однако приоритет отдается полярным особенностям. Действительно, многие положения в Коране рассматриваются таким образом. После нескольких примеров тема станет более понятной.
Например: известная сура в Коране под названием «Фатиха», во втором аяте которой сообщается об атрибутах Аллаха – «Милостивый и Милосердный», и тем самым всем дается надежда на прощение грехов и проступков. И сразу после этого в третьем аяте содержится угроза и предупреждение, ибо об Аллахе говорится следующее: «Дня Судного Один Он властелин». Это является суровым предупреждением в контексте гнева Всевышнего на грешников. Опять же в этой суре произносится молитва о том, чтобы Господь даровал «прямую стезю» мусульманам, и сразу следом читается молитва с просьбой оградить от заблуждения и ошибок, как это произошло с теми, кто заслужил Его гнев.
Пророк Мухаммад ﷺ, следуя за Кораном, в своих наставлениях также использовал одновременно таргиб и тархиб. Привлекая внимание слушателей к большой пользе, которую человек получит от зикра, поощряя мусульман стремиться к совершению благих деяний, он тут же рассказывает о наказаниях, что является угрозой тем, кто нарушает Божественные установления.
Теперь переходим к самому хадису:
Побуждение содержится в словах «Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий».
Действительно, Рай близок к человеку. Человек может сказать одно слово, которое поможет ему достичь довольства Аллаха, и человек войдет в Рай.
На самом деле этот хадис указывает на более обширный смысл. Поистине, есть много благих деяний и много возможностей оставить запретное, следовательно, есть много причин для вхождения в Рай. Это легко для тех, кому облегчил Аллах Всевышний.
Но также близок к человеку и Огонь. Пророк ﷺ сказал: «…и столь же (близок к каждому) Огонь».
То есть, Огонь ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий. Человек может произнести одно слово, которое разгневает Аллаха, и человек окажется в Огне на долгие годы. Как много слов произносим мы, не обращая на них внимания! А, ведь, может быть так, что это слово заведет кого-то в Огонь.
Биляль бин Харис (р.а.) передал, что слышал, как Пророк Мухаммад ﷺ сказал следующее:
«Раб произнесет слова, которые очень нравятся Господу, но при этом он даже представить себе не может, что тем самым обрел довольства Творца. А ведь благодаря одному только его слову Аллах будет доволен им до самого Судного дня. Также бывает и такое, что раб произносит слово, которое сразу вызывает гнев Аллаха, однако при этом он даже не подумает о том, что его ожидает Божий гнев. А ведь только из-за одного слова Господь будет гневаться на него до самого Судного дня». (Тирмизи)
В этом хадисе использован метод таргиба и тархиба. Как видим, в данном случае Пророк Мухаммад ﷺ обучает своих последователей одному из самых важных приемов общения. Здесь открыто говорится о том, что иногда случайно оброненное слово, сказанное просто так, на самом деле может иметь большие последствия и привести индивида к разочарованиям и сожалениям.
Разве мы не слышали из истори Ислама о лицемерах, которые вышли вместе с Пророком ﷺ в походе на Табук? Лицемеры общаясь друг с другом говорили: «Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана», имея в виду Пророка ﷺ и его сподвижников. Но Аллах Всевышний ниспослал следующие аяты:
وَلَئِن سَأَلْتَهُمْ لَيَقُولُنَّ إِنَّمَا كُنَّا نَخُوضُ وَنَلْعَبُ قُلْ أَبِاللَّهِ وَآيَاتِهِ وَرَسُولِهِ كُنتُمْ تَسْتَهْزِؤُونَ
لاَ تَعْتَذِرُواْ قَدْ كَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ إ
«Если ты их спросишь, они непременно скажут: "Мы только болтали и забавлялись". Скажи: "Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали"». («Ат-Тауба»: 65-66)
Именно поэтому Пророк ﷺ сказал: «…и столь же (близок к каждому) Огонь». Человек может произнести одно слово, которое разгневает Аллаха, и человек окажется в Огне на долгие годы, поясняют сегодняшний хадис наши ученые мухадисы.
На этом урок завершен. Пусть Всевышний Аллах одарит нас всех богобоязненностью и сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Пророка, мир ему и благословение Аллаха!