Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Казбек Ахметов
- Канатали Такиров
- Нурмухаммад Иминов
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев

Мы продолжаем уроки по циклу: «Рияду ас-Солихин» и сегодня мы мы пройдем небольшой, но значимый хадис, который рассказывает, какую награду приносит самый простой шаг. Иногда мы думаем, что важны только большие дела. Но один путь, пройденный в нужную сторону, может изменить наше положение перед Аллахом.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ:
«مَن غَدَا إِلَى الْمَسْجِدِ أَوْ رَاحَ، أَعَدَّ اللَّهُ لَهُ نُزُلًا فِي الْجَنَّةِ كُلَّمَا غَدَا أَوْ رَاحَ»
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто идет утром в мечеть или возвращается вечером, – для того Аллах готовит угощение (نُزُلًا) в Раю каждый раз, когда он выходит или возвращается». (Аль-Бухари №662, Муслим №669)
Теперь рассмотрим подробный шарх хадиса (т.е. пояснение со слов автора и других ученых хадисоведов):
Смысл упомянутых в хадисе слов «غَدَا» и «رَاحَ» — «идет утром» и «идет вечером» по словам самого автора имама ан-Навави (в “Шарх Сахих Муслим”) следующее: «Под “гадā” (غَدَا) понимается утренний выход (после рассвета), а “раā” (رَاحَ) — вечерний (перед или после заката). Это включает фаджр и ‘иша, но может распространяться и на другие молитвы, если выход совершается в указанные времена».
То есть хадис касается регулярного посещения мечети утром и вечером, особенно на фаджр и ‘иша, так как они совершаются в то время, когда людям сложнее всего быть искренними.
Что такое «نُزُلٌ» (нузуль) в арабском языке? Слово “نُزُل” в арабской лексике означает: «То, что приготовлено для гостя как угощение, приветствие или начальный прием перед основной едой».
Имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Фатх аль-Бари» пишет: «Это указывает на то, что Аллах будет угощать Своего раба в Раю как почетного гостя — и это только первая степень награды, а за ней последует гораздо большее».
То есть: “нузуль” – не сама награда, а только первое, с чего начнется почет верующего в Раю! Почему утренний и вечерний поход в мечеть заслуживает такой награды? Автор объясняет следующим образом:
Во-первых, потому что это требует жертвенности:
- Утром — сладкий сон.
- Вечером — усталость от дневных забот.
- Так же, иногда — погода, холод, темное время суток.
Во-вторых, мечеть – это дом Аллаха, и человек, посещающий её регулярно - гость у Аллаха. Ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир», №7470 — приводит хадис хасан: Пророк ﷺ сказал:
أَلا أَدُلُّكُمْ عَلَى مَنْ يَغْفِرُ اللَّهُ لَهُ وَيُكْرِمُهُ؟ قَالُوا: بَلَى، يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ: رَجُلٌ تَطَهَّرَ فِي بَيْتِهِ، ثُمَّ مَشَى إِلَى بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللَّهِ، فَهُوَ زَائِرُ اللَّهِ، وَحَقٌّ عَلَى الْمَزُورِ أَنْ يُكْرِمَ الزَّائِرَ
Хотите, я укажу вам на того, кого Аллах прощает и почитает?»
Они сказали: «Да, о Посланник Аллаха!»
Он сказал: «Человек, который очищается у себя дома, а затем идет к одному из домов Аллаха (т.е. мечетям), — он гость Аллаха. А по праву гостеприимства — хозяин должен оказать честь своему гостю».
Хадис не говорит: “тот, кто молится”, а — “тот, кто идет”. Это указывает на намерение, важность самого пути, а не только конечного действия. Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали в “Фатх аль-Барӣ” пишет: «Аллах вознаграждает за каждое искреннее стремление ради Него, даже если человек не достиг цели. Поэтому тот, кто выходит к молитве, даже если по дороге произойдёт преграда — он получит награду».
Ведь мечеть — это самая наилучшая часть земли. Про это посланник Аллаха ﷺ сказал:
عن أَبي هريرة رضي الله عنه، أنَّ رَسُولَ اللهِ ﷺ قَالَ:
«أَحَبُّ الْبِلادِ إِلَى اللَّهِ مَسَاجِدُهَا، وَأَبْغَضُ الْبِلادِ إِلَى اللَّهِ أَسْوَاقُهَا»
«Самая любимая часть земли для Аллаха — это мечети, а самые ненавистные — это рынки». (Сахих Муслим, №671)
Почему мечети — самые любимые места у Аллаха? Потому что это — дома поклонения. В мечетях произносится имя Аллаха, читается Коран, совершается намаз, собираются ангелы.
Только ради довольства Аллаха верующий идет в мечеть, оставляя свою постель, дом, дела.
Имам ан-Навави в шархе «Сахих Муслим» поясняет: «Мечети любимы Аллаху, потому что они посвящены исключительно поклонению и зикру, тогда как рынки — места, где преобладают мирские страсти, обман, ложь, отвлечение от религии».
Имам Ибн Абдуль-Барр сказал: «На рынках больше всего небрежности по отношению к Аллаху, а в мечетях — наибольшее смирение перед Аллахом».
Практическое наставление со слов автора, по сегодняшнему хадису:
1. Посещать мечеть регулярно утром и вечером, даже если это трудно.
2. Важно помнить: путь в мечеть — это само по себе отдельное (поклонение).
Посланник Аллаха ﷺ сказал в аналогичном хадисе, который передал Абу Хурайра:
«مَنْ تَطَهَّرَ فِي بَيْتِهِ، ثُمَّ مَشَى إِلَى بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللَّهِ، لِيَقْضِيَ فَرِيضَةً مِنْ فَرَائِضِ اللَّهِ، كَانَتْ خُطْوَتَاهُ: إِحْدَاهُمَا تَحُطُّ خَطِيئَةً، وَالْأُخْرَى تَرْفَعُ دَرَجَةً»
«Тот, кто у себя дома совершил омовение (тахарат), а затем отправился в один из домов Аллаха (мечеть), чтобы выполнить обязательный намаз — то за каждую его пару шагов: один шаг смывает грех, а другой возвышает его степень в Раю». (Сахих Муслим, №666).
3. Даже если не вы успели на джамаат, но шли искренне — вам будет записана награда как идущему ради Аллаха.
4. Привыкать выходить в мечеть с чистой одеждой, хорошим запахом, спокойствием и зикром.
5. Наставлять своих детей и семью к этой благой привычке — таким образом мы оставим «садака джария» после себя. Непрерывную садака. В заключение ученые приводят аят 18 из суры «ат-Тауба»:
إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ ٱللَّهِ مَنْ آمَنَ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْآخِرِ وَأَقَامَ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتَى ٱلزَّكَوٰةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلَّا ٱللَّهَ ۖ فَعَسَىٰٓ أُو۟لَـٰٓئِكَ أَن يَكُونُوا۟ مِنَ ٱلْمُهْتَدِينَ
«Воистину, мечети Аллаха поддерживают только те, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, совершает молитву, выплачивают закят и не боятся никого, кроме Аллаха. Возможно, именно они будут среди наставленных» (9:18).
Имам аль-Куртуби пишет в своем тафсире:
- Слово «يَعْمُرُ» означает заселять, поддерживать, благоустраивать как физически, так и духовно (намазом, зикром, чтением Корана).
- Аят указывает, что истинные обитатели мечетей — это искренне верующие, которые проявляют свою веру через: молитву (الصلاة), закят (الزكاة), страх перед одним лишь Аллахом (لم يخش إلا الله).
Таким образом, посещение мечети — это знак веры и прямой путь в Рай. Когда человек преодолевает сон, усталость, холод или суету ради того, чтобы поклоняться Аллаху в Его доме, — он становится особым гостем у Господа миров.
Пусть Аллах сделает нас из числа людей этой категории!