Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели. Мы продолжаем изучение хадисов Посланника Аллаха (ﷺ), который нам привел имам Ан-Навави (р.а.) в книге «Рияду ас Солихин». С дозволения Аллаха, сегодня мы изучим сразу несколько хадисов, так как они небольшие и на одну тематику. Начнем с 45 хадиса, который передал нам Абу Хурайра (р.а.).
Передается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Не тот силен кто побеждает многих силен лишь тот, кто способен овладеть собой в гневе».
Давайте сразу перейдём к следующему хадису Посланника Аллаха (ﷺ), и в конце мы более подробно остановимся на этих хадисах.
46 хадис Посланника Аллаха (ﷺ). Этот хадис передал нам сподвижник Сулейман ибн Сурод (р.а.). Про этого сподвижника не так много информации. Наши ученые дают информацию, что данный сподвижник был из племени Хуза. Так же его старое имя было Ясарам, это во время джахилии. Потом после принятия религии ислам, Пророк Мухаммад (ﷺ) дал ему другое имя – Сулейман.
После смерти Пророка Мухаммада (ﷺ) он переезжает в город Куфу, где преподает религиозные знания и становится шахидом в 93 года. Вообще, в своей жизни Сулейман ибн Сурод (р.а.), передал в общем количестве 15 хадисов от Посланника Аллаха (ﷺ). Имам Бухари и имам Муслим передают по одному хадису от этого сподвижника в своих достоверных сборниках.
Этот сподвижник передает следующее, сообщается что Сулейман ибн Сурод (р.а.) сказал,
«Однажды, когда я сидел в обществе Посланника Аллаха (ﷺ) два человека вступили в перебранку между собой». У одного из них покраснело лицо, и вздулись вены на шее. Увидев это, Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине я знаю такие слова, произнеся которые он бы обязательно успокоился: Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями. Произнеся эти слова, он бы перестал гневаться». И ему сказали, Пророк (ﷺ) сказал: «Проси защиты у Аллаха от шайтана, побиваемого».
Эти два хадиса касаются гнева.
Давайте теперь более подробно изучим эти хадисы, основываясь на комментарии ученых ислама. Шайтан (да будет он проклят Аллахом), бросает раскаленные угли в сердце сына Адама, пробуждая в нем чувство гнева и человек начинает дрожать, его шейные вены вздуваются, лицо краснеет, как выше описал Пророк Мухаммад (ﷺ), и он начинает говорить слова, не понимая смысла. Поэтому передают со слов Абу Хурайры (р.а.) в вышеупомянутом хадисе, Посланник Аллаха (ﷺ) в первую очередь описывает самого сильного человека в религии ислам. Он (ﷺ) разъяснил, что силен не тот, кто побеждает в схватке. Обычно, по нашим понятиям, сильным называют того человека, который побеждает других в драках, схватках. Но в вышеупомянутом хадисе Пророк (ﷺ), меняет эту тему на 180 градусов. Он (ﷺ) говорит, что силен тот, кто может владеть собой в гневе. Это и есть настоящая сила. Эта сила, с помощью которой человек побеждает шайтана, хотя тот пытается пробудить в человеке гнев или злость. В этом хадисе, Посланник Аллаха (ﷺ) побуждает человека владеть собой в гневе, не давать волю своему нафсу. Ибо за этим, может последовать сожаление. Как часто человек находясь в гневе, разводит свою жену последним разводом. Или как часто человек уничтожает свое имущество, ломает мебель, создавая шум, панику. Или находясь в состоянии гнева, как часто человек бьет своего ребенка. Так же человек может избить свою жену, находясь в гневе. Есть много скверных, нехороших поступков, которые человек совершает, находясь в гневе. В иных хадисах, Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
«Даже судья, находясь в гневе не должен судить людей».
Ведь находясь в этом состоянии, судья неспособен проявить объективную реакцию и принять верное решение что может привести к тому, что он их рассудит не в соответствии с истиной. Так же в хадисе, который я выше прочитал, 46 хадис, со слов Сулеймана ибн Сурода (р.а.) сообщается, что два человека вступили в перебранку между собой перед Пророком (ﷺ). У одного из них покраснело лицо, и вздулись вены на шее. Увидев это Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Я знаю слова, произнеся которые он бы обязательно успокоился». Далее Посланник Аллаха (ﷺ) подсказывает: «Если бы он сказал: Прибегаю к защите Аллаха от шайтана побиваемого, то он бы перестал гневаться». Ведь злость, гнев человека вызван именно шайтаном. Посему, если человек разгневался ему максимально следует удержать свой нафс, проявить терпение и попросить у Аллаха защиту от шайтана, сказав: «Прибегаю к защите Аллаха от шайтана».
Так же человеку следует совершить малое омовение, так как это упоминается в других хадисах. Ибо вода остужает гнев человека. Шайтан создан из огня, вода же, тушит огонь. И точно также, когда человек гневается, затем берет омовение, тем самым он способствует погашению огня, т.е. гнева. Если человек стоял, то ему следует сесть. Если сидел, следует лечь. Если человек разгневан ему лучше выйти из помещения, дабы гнев не вылился во что-то серьёзное, о чем он может сожалеть всю свою жизнь, как упоминается в этих двух хадисах Посланника Аллаха (ﷺ).
Далее продолжаем - 47 хадис Посланника Аллаха (ﷺ), который передал нам Муаз ибн Анас (р.а.). Про этого сподвижника так же мало информации. Наши ученые упоминают, что он был из племени Джухайна, и в своей жизни он передал примерно 30 хадисов от Посланника Аллаха (ﷺ). Передается от Муаза ибн Анаса (р.а.), что Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«В день воскресения, Всевышний Аллах перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев имея возможность излить ее чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает».
48 хадис. Этот хадис передал нам Абу Хурайра (р.а.). Передается от Абу Хурайра (р.а.), что один человек попросил Пророка Мухаммада (ﷺ):
«Дай мне совет, о Посланник Аллаха». На что Пророк Мухаммад (ﷺ) ответил: «Не гневайся». После этого тот человек несколько раз попросил свою просьбу, но каждый раз Пророк Мухаммад (ﷺ) отвечал ему не гневаться».
Опять же Посланник Аллаха (ﷺ) здесь отмечает, чтобы мы контролировали свой гнев.
49 хадис Посланника Аллаха (ﷺ), который так же нам передал Абу Хурайра (р.а.). Передается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Верующий и верующая будут подвергаться испытаниям, которые затронут любого человека, его детей, имущество до тех пор, пока он не встретит Всевышнего Аллаха безгрешным».
Все вышеупомянутые хадисы указывают на достоинство терпения. Имам Ан-Навави (р.а.), привел вышеупомянутые хадисы именно в главе о терпении. В 46 хадисе Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«В день воскресения, Всевышний Аллах перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев имея возможность излить его чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает».
Здесь речь идет о сильном гневе человека. Вообще, человек гневается тогда, когда обладает силой. Если же он слаб, то и гнева как правило не бывает. Слабый человек обычно не гневается, а печалится. Именно поэтому, одним из качеств Всевышнего Аллаха является Гнев, а не печаль. Ибо печаль вытекает из слабости, а Всевышний Аллах пречист от недостатков. Что же касается гнева, то это является атрибутом совершенства, если проявляется там, где это необходимо. Гнев, проявляющийся там, где это необходимо, является атрибутом совершенства. Так вот, если человек сильно обиделся, и имеет способность отомстить своему обидчику, но оставит это, желая довольства Аллаха, проявив терпение, то его ждет великая награда. А именно, уточняет Пророк Мухаммад (ﷺ), что Аллах перед своими творениями обратится к нему, чтобы предложить ему ту из гурий, которую он пожелает.
И во всех остальных хадисах идет та же тематика. 49 хадис указывает на то, что Аллах Всевышний сотрет грехи того, кто терпит и надеется на награду Аллаха. То есть если его постигают беды, или его семью, но он терпит, то Аллах продолжает его испытывать до тех пор, пока у этого человека не останется ни одного греха. Этот хадис указывает на то, что испытания служат искуплением грехов человека, в условии, если человек проявляет терпение. Если же он негодует, то его ждет Гнев Аллаха, как я вам рассказывал в прошлых наших уроках.
Сегодня мы с дозволения Аллаха, соединили короткие хадисы. Это 45, 46, 47, 48 и 49 хадисы. Соответственно сегодня мы их изучили за один урок. Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшние полученные благие знания в наших сердцах и сделает нас одними из тех, кто полноценно следует сунне Посланника Аллаха (ﷺ).