Дәрістер топтамасы
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Поистине, Всемогущий и Великий Аллах незадолго до смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ниспосылал ему откровения одно за другим, и он умер в тот период, когда откровений ниспосылалось больше, чем когда бы то ни было раньше». (Аль-Бухари; Муслим)
Когда Пророку ﷺ ниспосылалось Откровение, ему становилось из-за этого тяжело. И даже его лицо меняло свой цвет из-за тяжести ниспосылаемого Откровения и трудности его получения.
Посланник Аллаха ﷺ уделял максимальное внимание всему, что было связано с Откровением, благоговел перед требованиями поклонения Аллаху, благодарил Всевышнего Аллаха и возвеличивал веление Всевышнего Аллаха и весть от Него.
Какого было состояние Пророка ﷺ в последние моменты в своей жизни, когда он принимал Уахи от Аллаха? Имам Муслим передал хадис:
«Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт: «Поистине, бывало, что откровение ниспосылалось Посланнику Аллаха ﷺ в холодный день, но лоб его покрывался потом».
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщает в этом хадисе, что иногда Посланнику Аллаха ﷺ ниспосылалось откровение холодным утром, но при этом по лбу его начинал обильно течь пот — так тяжко становилось ему при этом.
Ученые толкователи ибн Касир, имам Куртуби приводят аяты из Корана:
لَا تُحَرِّكْ بِهِ لِسَانَكَ لِتَعْجَلَ بِهِ
«Не шевели своим языком, повторяя его [Коран]» (75:16)
Абдуллах ибн ‘Аббас объясняя эти аяты и причину ниспослания говорит нам следующее: «Ниспослание Откровения было трудным для Пророка (мир ему и благословение Аллаха): поэтому, он шевелил губами, повторяя его».
Передатчик Са‘ид ибн Джубайру сказал: «Ибн ‘Аббас сказал мне: Я шевелю губами для тебя так же, как шевелил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”».
Са‘ид сказал: «Я шевелю губами так, как шевелил Ибн ‘Аббас». И он пошевелил губами [и продолжил]: «И тогда Всевышний Аллах ниспослал Пророку упомянутый выше аят: «Не шевели своим языком, повторяя его [Коран], чтобы поскорее запомнить». И далее:
إِنَّ عَلَيْنَا جَمْعَهُ وَقُرْآنَهُ
«Нам надлежит собрать его и прочесть» (75:17).
То есть: Мы соберём Коран в твоей груди, и ты будешь читать его. Когда же Мы прочтём его, то читай его следом. Внимательно слушай и молчи, и Мы позаботимся о том, чтобы ты читал его правильно. И когда к Посланнику Аллаха ﷺ приходил Джибриль (мир ему), он внимательно слушал, а когда он уходил, Пророк ﷺ читал переданное ему так, как читал ему Джибриль». (Аль-Бухари, Муслим).
Ибн ‘Аббас рассказывал, что Пророку ﷺ было трудно, когда ему ниспосылалось Откровение, и он шевелил губами, повторяя то, что передавал ему Джибриль, ещё до того, как тот заканчивал передавать ему Откровение, опасаясь, что Джибриль уйдёт прежде, чем он запомнит ниспосланное Откровение.
Ибн ‘Аббас показал своему ученику Саиду ибн Джубайру, как Пророк ﷺ шевелил губами, что свидетельствует о том, что Ибн ‘Аббас видел Посланника Аллаха ﷺ в последнем состоянии его Жизни. И Са‘ид тоже показал это своим ученикам. И Всемогущий Аллах по этому поводу ниспослал аят: «Не шевели своим языком, повторяя его [Коран], чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть» (75:16-17).
То есть не шевели языком, повторяя Коран и торопясь таким образом запомнить его, ибо Мы и так соберём его в твоей груди. Затем Всевышний Аллах сказал: «Когда же Мы прочтём его, то читай его следом». То есть пока Джибриль не закончит, внимай ему молча. А потом мы сделаем так, что ты будешь читать его в точности так, как читал он. И после этого Посланник Аллаха ﷺ, когда к нему приходил Джибриль (мир ему и благословение Аллаха), слушал, а после ухода Джибриля Посланник Аллаха ﷺ читал точно так же, как читал Джибриль (мир ему). Так Пророкﷺ перед смертью принимал Откровение Всевышнего Аллаха.
Всемогущий Аллах ниспосылал больше всего откровений Посланнику Аллаха ﷺ незадолго до его смерти, дабы полностью завершить ниспослание Шариата.