Урок 126. Глава 13. 129 хадис - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Есик Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каратау Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:45
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Есик Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каратау Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:33 06:53 11:42 14:42 16:24 17:45
свернуть
Календарь
Хиджра
3 Джумада-сани 1447
Григорианский
24 ноября 2025

Циклы уроков

Урок 126. Глава 13. 129 хадис

Урок 126. Глава 13. 129 хадис

Урок 125. Глава 13. 128 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
2 час. назад 290 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Продолжаем уроки по книге: «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (رحمه الله). В хадисе, который мы пройдем сегодня, Пророк ﷺ разъясняет мусульманам, что омовение - это не просто вода, касающаяся кожи, но очищение души от грехов, связанных с телом.

 

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда раб (Аллаха), исповедующий Ислам (или: верующий раб), совершает омовение и омывает своё лицо, с лица его вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное, на что он смотрел своими глазами, когда он омывает руки, вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) с рук его сходит всё греховное, что он ими брал, а когда он омывает свои ноги, вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, и так продолжается до тех пор, пока не выходит он очистившимся от грехов». (Муслим)

 

Автор комментирует этот хадис следующим образом: 

 

«Этот хадис является великим основополагающим текстом, описывающим омовение (вуду). Все мусульмане единогласны в том, что обязательным при омовении является омывание каждого органа один раз, а трёхкратное омывание - это сунна совершенства, то есть дополнительное украшение и совершенство омовения. И как сказано в другом достоверном хадисе, где Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Тот, кто совершил омовение подобно моему омовению, — ему будут прощены прежние грехи».

 

Из этого следует, что, когда вода стекает по омываемой части тела, грех, который был связан с этой частью или органом - например, с глазом, если он смотрел на запретное, или с рукой, если она делала недозволенное, или с ногой, если она направлялась к греху, - удаляется вместе с водой. Если омовение выполнено в правильной форме, с соблюдением основ очищения, то есть:

 

- намерение (нийя),

 

- последовательность (тартиб),

 

- омывание (гусль).

 

А также передано, что, если женщина совершает омовение, даже у себя дома, в спокойствии, и исполняет этот раздел поклонения (фард вуду), ей записывается награда, ибо этот раздел (хадис) показывает, что омовение - не только очищение тела, но также является вратами к очищению сердца и души.

 

Объясняя этот хадис, имам ан-Навави говорит не только о внешних действиях омовения. Согласно его словам, вуду - это не просто вода, касающаяся кожи, а очищение души от грехов, связанных с телом.

 

Если человек совершает омовение искренне, только ради Аллаха, то каждая капля воды смывает не только пыль и нечистоту, но и проступки, совершённые руками, глазами, ногами. Когда он умывает лицо - стираются грехи взгляда; когда омывает руки - уходят проступки, сделанные ими; когда моет ноги - очищается путь, по которому они шли. Упоминание глаз, рук и ног - не просто образ. Это напоминание о том, что в Судный день именно эти части тела будут свидетельствовать о человеке, как сказано в Коране:

 

«Засвидетельствуют против них их языки, их руки и их ноги» (36:65).

 

Так вуду становится не просто очищением перед намазом, а актом покаяния. Внешнее действие очищает тело, а внутреннее намерение - сердце.

 

И в завершение имам ан-Навави говорит: «Вуду - это не просто обряд. Это врата к миру внутреннему — к душе и к очищению сердца (аль-кальб)».

 

Шарх Ибн Хаджара аль-Аскаляни:

 

«В этом хадисе - указание на великую добродетель омовения (вуду). Оно не ограничивается лишь физической чистотой, но является и духовным очищением, посредством которого Аллах стирает грехи, совершённые рабом его частями тела. Слова Пророка ﷺ “вместе с водой” - указывают, что прощение связано с искренностью (ихляс) и присутствием сердца (худур аль-кальб) при омовении. Когда это сочетается с правильным омыванием, человек становится очищенным как внешне, так и внутренне. И в этом - напоминание, что омовение является одним из величайших средств искупления грехов, и тот, кто совершает его так, как повелел Пророк ﷺ, получает успех и прощение».

 

Когда Пророк ﷺ говорил об омовении, он не имел в виду лишь внешнюю подготовку к намазу. Этот хадис напоминает нам, что вуду - это не просто подготовка к намазу, а духовное очищение перед Аллахом. С каждой каплей воды, падающей с лица, рук и ног, верующий избавляется от следов своих проступков, если он совершает омовение искренне ради Аллаха.

 

Омовение - это врата, через которые человек входит в состояние чистоты перед молитвой. Тело очищается водой, а сердце - намерением и покаянием. Так Пророк ﷺ учит нас, что всё, даже самые обыденные действия могут быть ’ибадатом, если совершаются ради Аллаха.

 

И потому после каждого вуду стоит осознанно подумать: “Какие грехи я смываю сейчас?” - глаза от харама, руки от ннеправедны действий, ноги от движения в места недозволенные. Так вуду становится шагом к такуа (богобоязненности).

 

Вопросы по теме урока:

 

1. Назовите главное предназначение воды в контексте хадиса

 

2. Назовите три основы очищения

 

3. Как вуду смывает не только физическое загрязнение, но и духовное?

 

4. Какие органы упоминаются в хадисе и какие грехи с ними связаны?

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi