Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые зрители, уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков основанный на книге «Рияду ас-Солихин», глава «О глубокой убежденности и уповании». С дозволения Аллаха мы переходим к 74 уроку и 80 хадису, который нам передал известный сподвижник Абу Умар аль-Бари бин Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими.
Краткая биография сподвижника
Прежде чем мы перейдем к 80 хадису Посланника Аллаха ﷺ давайте коротко остановимся на этом сподвижнике. Его полное имя Абу Умар аль-Бари бин Азиб ибн Харис аль-Ауси аль-Ансари. Он родился в Медине и был родом из бану Харис и племени Аус. Он принял ислам в раннем возрасте еще до хиджры, т.е. до переселения мусульман в Медину. Аль-Бара участвовал в сражениях мусульман начиная с битвы при Ухуде и Хайбаре. При первых праведных халифах, как Абу Бакр (р.а.) участвовал в военных сражениях с Персией и Византией. Участвовал в походах на Рей и Туштар. Также он является передатчиком большого количества хадисов. Участвовал в конфликте между Му‘авией ибн Абу Суфьяном и ‘Али ибн Абу Талибом находился на стороне последнего и поселился в Куфе. Умер в 72 г. х. В момент смерти ему было около 80 лет.
80 хадис Посланника Аллаха ﷺ
Умар ибн аль-Хаттаб сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«О такой-то, если захочешь лечь в постель, скажи: «О Аллах, я предался Тебе, и обратился к Тебе лицом своим, и вручил Тебе дело своё, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха (пред Тобой). Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал».
(Транслит: Аллахумма, инни аслямту нафси иляй-кя, ва ваджжахту ваджхи иляй-кя, ва фаввазту амри иляй-кя ва альджа’ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальджа’а ва ля манджа мин-кя илля иляй-кя! Аманту би-кита-би-кя аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта.)
И, поистине, если (после этого) ты умрёшь этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии, а если доживёшь до утра, то обретёшь благо»»
(Аль-Бухари, Муслим).
Шарх хадиса
Таким образом, Посланник Аллаха ﷺ учит нас перед сном произносить упомянутое в хадисе дуа. Если мы по воле Аллаха во время сна покинем этот мир, то покинем его будучи в начальном естесстве, то есть в том состоянии, которое нам было присуще при рождении. Это состояние упоминается как аль-фитр. Давайте остановимся на объяснении ученных ислама о том, что такое фитра. «Фитра». Это слово образовано от корня «фа-та-ра». От этого же корня образовано и слово «фатр» - изобретение; начинание. Что же касается слова «фитра», то оно обозначает собой состояние, иными словами «фитра» - есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности.
Ибн Касир пишет: «Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций».
По словам Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Все дети рождаются в фитре, а потом родители делают их христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари)
Что же касается Ибн Хаджара, да помилует его Аллах, то в «Фатх алъ-Бари» (3/248) он пишет: «Люди разошлись во мнениях о том, что следует понимать под словом «фитра», но самое распространённое мнение состоит в том, что имеется в виду Ислам. Ибн Абд алъ-Барр сказал: «Так его понимала большая часть наших предшественников; что же касается обладающих зна- нием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего:
فِطْرَةَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا
«С естеством, что дано тебе Аллахом, и Который сотворил людей так...» (30:30)
То есть здесь, под «естеством» подразумевается Ислам (покорность воле Аллаха)».
В другой версии этого хадиса сообщается, что аль-Бара сказал:
«Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи … "», - после чего аль-Бара передал нечто подобное вышеупомянутом, а потом он сказал: «А затем пророк ﷺ сказал: "И сделай эти слова последним, что ты будешь говорить в конце каждого дня"». аль-Бухари, 247; Муслим, 2710.
В этом хадисе пророк, да благословит его и приветствует, указал на слова, которые следует говорить перед сном. Проро, ﷺ, повелел ложиться на правый бок, ибо это лучше. Врачи говорят о том, что сон на правом боку лучше для тела, чем сон на левом боку.
Поистине, пророк ﷺ, повелел сделать эти слова поминания (зикр) последними словами, произносимыми в конце каждого дня. Есть еще другие слова поминания (азкары), произносимые перед сном.
Например, когда человек ложится спать, ему следует 33 раза сказать «СубханаЛлах» (Пречист Аллах), затем 33 раза «аль-Хамду ли Ллях» (Вся хвала Аллаху), а затем 34 раза «Аллаху Акбар» (Аллак велик).
Но разбираемый нами хадис указывает на слова, которые необходимо произносить последними и в этом случае, Пророк ﷺ говорит, что если человек умрет этой ночью – он умрет безгрешным.
Вопросы по теме урока
1. Расскажите краткую биографию Абу Умара аль-Бари бин Азиба, сподвижника, передавшего хадис, которые мы рассмотрели в настоящем уроке.
2. Повторите в памяти хадис, пройденный на этом уроке, где Пророк ﷺ учит нас молитвам перед сном.
3. Пророк в хадисе упоминает о состоянии фитры. Расскажите, что такое фитра? Как вы это понимаете?
4. Перечислите суннаты Пророка ﷺ перед сном, о которых было рассказано в настоящем уроке.