Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Казбек Ахметов
- Канатали Такиров
- Нурмухаммад Иминов
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев

Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге: «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (رحمه الله). Сегодня мы пройдем 125 хадис Посланника Аллаха ﷺ в котором Пророк сообщает, что о ветвях веры.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вера (включает в себя) более семидесяти /или: шестидесяти/ответвлений, наилучшим из которых является произнесение слов «Нет бога, кроме Аллаха» /Ля илаха илля-Ллах/, а наименьшим —устранение с пути того, что наносит вред (людям), и стыдливость — (одно из) ответвлений веры». (Аль-Бухари; Муслим).
Теперь перейдем к шарху имама ан-Навави
Имам ан-Навави (رحمه الله) в толковании хадиса говорит: «Ученые относительно слов Пророка ﷺ: «Вера состоит из более чем семидесяти, или более чем шестидесяти ветвей» - сказали: слово «бид’» (بضع) в арабском языке означает число от 3 до 9. Следовательно, имеется в виду, что ветвей веры 70 (+ от 3 до 9), то есть больше 70 и меньше 80, либо 60 (+ от 3 до 9), то есть больше 60 и меньше 70.
А разница в передаче этих чисел не является противоречием, поскольку возможно, что Пророк ﷺ сказал это в разное время, либо передатчик усомнился в точном числе».
Теперь, когда мы говорим о «ветвях» веры, в чем суть этого слова?
Ан-Навави поясняет, что под ветвями (شُعَب) подразумеваются разные проявления веры — как внутренние, так и внешние. К таким проявлениям относятся:
- Деяния сердца: убеждения, намерения, искренность, любовь к Аллаху, упование на Него.
- Деяния языка: произнесение шахады, чтение Корана, поминание Аллаха.
- Деяния телесные: молитва, устранение вреда с дороги, помощь людям.
Почему шахада названа «лучшей ветвью»?
Ан-Навави говорит: «Ля илаха илля-Ллах» — это основа Ислама и фундамент всех других ветвей. Без неё ни одно другое дело не принимается, поэтому она — самая высокая степень веры. Всевышний Аллах про это сказал в Коране:
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَـٰهَ إِلَّا ٱللَّهُ
В переводе: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (47:19).
Этот аят — ясное подтверждение того, что основа религии и начало пути — знание и признание таухида. Так же, Цель сотворения людей и джиннов:
الذاريات
وَمَا خَلَقْتُ ٱلْجِنَّ وَٱلْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Тафсир этого аята следующий: Ибн Аббас (رضي الله عنه) сказал: «ليعبدون» — то есть ليوحدون (чтобы они признавали единство Аллаха). Ат-Табари, Ибн Касир и другие муфассиры разъясняют: смысл поклонения здесь — таухид, признание «Ля илаха илля-Ллах». Таким образом, цель создания людей и джиннов — не просто обряды, а признание единобожия и служение одному Аллаху.
Далее в хадисе говориться, что устранение вреда с дороги является, хоть и самой низкой, но ветвью веры. Это потому, что даже малое благо в Исламе имеет значение. Ан-Навави отмечает, что устранение вреда (камня, колючки, ямы) — телесное действие, и, хотя оно проще, чем молитва или пост, оно всё равно входит в состав имана.
Следующее, о чем говориться в хадисе – это что стыдливость является частью веры. Имам ан-Навави объясняет, что стыдливость — это качество, побуждающее человека оставлять запретное и пренебрегать ненужным, боясь гнева Аллаха и мнения людей. Это свойство связывает сердце с иманом, поэтому Пророк ﷺ сказал: «Стыдливость — ветвь веры». В суре «Ан-Нур» священного Корана говориться:
قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا۟ مِنْ أَبْصَـٰرِهِمْ وَيَحْفَظُوا۟ فُرُوجَهُمْ ذَٰلِكَ أَزْكَىٰ لَهُمْ ۗ إِنَّ ٱللَّهَ خَبِيرٌۢ بِمَا يَصْنَعُونَ (30) وَقُل لِّلْمُؤْمِنَـٰتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَـٰرِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ… (31)
В переводе: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы — это чище для них. Поистине, Аллах ведает о том, что они совершают. И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы…». (24:30–31)
Ибн Касир в своем тафсире пишет: «Аллах приказывает верующим хранить стыдливость: не смотреть на запретное и охранять целомудрие. Это проявление хая’ (стыдливости) перед Аллахом».
Согласно Аль-Куртуби: «Эти аяты — доказательство того, что стыдливость и целомудрие — основа нравственности в Исламе. Они защищают общество от разврата».
По словам имама ан-Навави: хая’ — это не только природная черта, но и воспитанное качество, проявляющееся в том, чтобы избегать всего греховного из-за страха перед Аллахом.
Какие выводы, согласно имаму Ан-Навави, мы можем сделать из сегодняшнего хадиса?
- Первое – это то, что вера состоит из разных уровней и проявлений — слов, дел и убеждений. Все эти ветви соединяются в одном человеке, но степень их наличия и силы различается.
- Слабая вера — это когда остаётся только часть ветвей, сильная вера — когда они все присутствуют и совершенны.
Имам ан-Навави, комментируя этот хадис, извлекает из него полезные для нас выводы, которые можно сформулировать следующим образом:
- Иман состоит из разных составляющих — слов, дел и убеждений, а не только из внутренней веры в сердце.
- Иман увеличивается и уменьшается — он возрастает через послушание и уменьшается через ослушание.
- Вера имеет ветви разного уровня — есть высшие (шахада) и есть низшие (например, убрать вред с дороги), но все они важны и входят в иман.
- Малые дела тоже являются частью веры — даже простое устранение вреда с дороги — это проявление имана.
- Этика и нравственность — часть веры. Стыдливость, скромность и благонравие относятся к её ветвям.
- Слова Пророка ﷺ объединяют акыду и ахляк — он упомянул и основы убеждений, и простые нравственные поступки.
- Разнообразие ветвей веры указывает на её целостность — ислам охватывает и отношения с Аллахом, и с людьми, и с самим собой.
На этом наш урок завершен. Теперь, с целью закрепить пройденный материал перейдем к вопросам по теме урока:
1. Назовите высшее и низшее проявление веры?
2. Перечислите внутренние и внешние проявления веры.
3. Почему шахада названа «лучшей ветвью»?
4. Почему стыдливость причислена к ответвлениям веры?