Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков на основе книги: «Рияду ас-Солихин». С дозволения Всевышнего Аллаха мы сегодня начинаем 3 главу: «О терпении». Здесь имам ан-Навави (р.а.) приводит аяты именно на тему терпения. Но, прежде чем перейти к аятам Всевышнего Аллаха давайте дадим определение и понимание смысла терпения, что это означает, как мы это понимаем? Терпение – это качество сильного и устойчивого человека. И наши ученные Ислама говорят, что терпение - это сила сдерживать себя в самые эмоциональные периоды жизни, например гнева, в период нервного срыва, в период каких-то проблем, бедствий в таких случаях, когда сложно контролировать свою реакцию.
Терпение, удержание себя от греховных деяний под воздействием гнева – это качество сильного и морально устойчивого человека. И поэтому многие аяты и хадисы Посланника Аллаха (ﷺ) воспитывают мусульманина обладать таким качествами. Также вознаграждение и степень терпеливых возвышены в соответствии со сложностью сдержать себя. Всевышний Аллах говорит о терпеливых людях, восхваляя их. Имам Ахмад (р.а.) сообщает, что в Священном Коране 90 раз упоминают терпеливых. 90 раз Всевышний Аллах похвалил это качество. Множество аятов заканчиваются таким образом:
«… Воистину Всевышний Аллах с теми, кто проявляет терпение»
И, таким образом, Всевышний Аллах возвеличивает это качество. Давайте теперь дадим определение термина «сабр» - терпение.
Лексикологическое определение. Слово «Сабр» переводится как удерживание или сдерживание. Шариатское определение – это слова ученных Ислама основанных на Священном Коране и на сунне Посланника Аллаха (ﷺ). Сабр – терпение, это удерживание своего нафса в трех вещах.
Во-первых, сдерживание своего нафса, своей души в подчинении Аллаху.
Во-вторых, удерживание нафса от совершения запретного.
В-третьих, терпение относительно предопределения Всевышнего Аллаха. Эти три вида упоминают наши ученные ахлю сунна уаль джамаа. Давайте более подробно разберем что это означает.
Терпение в подчинении Аллаху, что это такое? Наши ученные дают следующее определение: подчинение Всевышнему Аллаху является тяжелым для человеческого нафса и трудным для человека. Иногда подчинение Аллаху может быть тяжелым с материальной стороны, например, выплата закята, садака или совершение хаджа. Поэтому, при подчинении Аллаху могут возникнуть душевные и телесные трудности. Посему, человек нуждается в терпении. При чтении намаза, при посте в Священный месяц Рамадан, при выплачивании закята, т. е. во всех предписаниях Аллаха – проявление терпения. И здесь имам ан-Навави (р.а.) приводит первый аят, Всевышний Аллах сказал:
«О те, кто уверовал! Терпите и проявляйте больше выдержки».
Т. е. в данном случае, проявляйте выдержку в перенесении тягот войны, чем ваши враги. Именно после обращения к мусульманам, Всевышний Аллах нам приказывает терпение и проявление выдержки. О, те, которые уверовали! Проявляйте больше выдержки или несите службу на заставах.
Далее, терпение в отстранении от запретного. Что это такое? То есть удерживание своего нафса от того, что запретил нам Всевышний Аллах в Священной книге Коран. Так как непроработанный нафс постоянно повелевает человеку совершение плохого. В прошлых уроках мы разбирали эту тему. Всевышний Аллах говорил: «Мы создали человечество и вложили в него интерес к двум вещам. Одна часть тянет к греховным деяниям, а другая часть тянет к богобоязненности. И, непременно, второй вид терпения, который мы должны проявлять – отстранение от запретного упомянутого в Священной книге Коран. Человек должен заставить себя удерживать свой нафс от лжи, мошенничества, поедания чужого имущества, не имея на то права, расточительства, прелюбодеяния, распития спиртных напитков, азартных игр, сплетен, и т. д. Это есть второй вид терпения – отстранение от запретного.
И третий вид – терпение относительно предопределения Аллаха. У каждого из нас есть своя судьба, которая была нам предписана до рождения. Предопределение бывает двух видов: то, что человеку нравится и то, что приносит ему страдания. Имам ан-Навави (р.а.) приводит следующий аят:
«И мы обязательно испытаем вас страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых». (2:155)
И вновь Всевышний Аллах, говоря: «обрадуй терпеливых» возвышает это качество. Если Всевышний предопределил человеку то, что ему нравится, то человеку следует благодарить Аллаха. Благодарность – это один из видов поклонения. Например, если Всевышний Аллах одарил человека полноценным здоровьем, то этого уже достаточно. В будущих уроках мы будем воспитывать себя посредством многих хадисов Посланника Аллаха (ﷺ) именно на эту тему. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Если кто-либо просыпается рано утром, кто спокоен душой, здоров телом и у него есть на один день пропитание, тот подобен человеку, которому дали мир целиком».
Мы непременно должны благодарить Всевышнего, потому что благодарность – это один из видов поклонения Аллаху. Если будете благодарить Всевышнего, то Аллах непременно преумножит ваше благо.
Также предопределенное может причинять человеку страдание. Человек может быть испытан потерей имущества как в вышеприведенных аятах. Существует много видов испытания, которые требуют от человека проявления терпения. Человек должен удерживать свое сердце, свой язык и свое тело от проявления недовольства. Человек, которого постигло несчастье находится в одном из четырех состояний: он проявляет гнев, либо он проявляет терпение, он проявляет довольство либо он благодарит Аллаха. Всевышний Аллах сказал в аяте, что мы непременно будем испытаны. Человек может проявлять гнев, и гнев может проявляться в виде недовольства сердцем. В этом случае он может испытывать гнев и недовольство по отношению ко Всевышнему Аллаху. Да упасет нас Аллах от этого! Такой человек может испытывать недовольство Всевышним если его настигают какие-либо проблемы или не исполняются его планы. Например, человек не получил урожай, который планировал, или не получил доход от инвестиций. Его может настигнуть банкротство. В этом случае он начинает гневаться и испытывать злобу по отношению к Аллаху и думать, что Всевышний причинил ему зло. Это запрещено в религии Ислам.
Что касается недовольства языком. В этом случае это может быть проявлено в виде истерики. Если человека настигает беда, то у него начинается паника, истерика, ругань в тот период, когда происходят плохие события.
Что касается недовольства органами тела, то, например человек может бить себя по лицу, рвать на себе волосы или одежду. Проявляя такое недовольство человек, лишается вознаграждения, которое мог бы получить в случае терпеливого отношения к негативному событию. Постигшая его беда никуда не уйдет только потому, что человек начнет испытывать один из видов недовольства, потому что это предписанное и есть в его судьбе. Вести себя, проявляя недовольство в таком случае означает совершить грех. У такого человека вместо одного несчастья появляется два: во-первых, несчастье в религии, потому что он посмел проявить недовольство Всевышним Аллахом, а во-вторых, несчастье в мирской жизни, так как произошло то, что причинило ему страдания. А что касается терпения – сабр, то оно заключается в том, чтобы удерживать свой нафс от недовольства. Далее, имам ан-Навави приводит следующий аят:
«Скажи Моим рабам, которые уверовали: «Бойтесь вашего Господа! Тем, которые совершили добро в этом мире, уготовано добро. Земля Аллаха обширна. Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета». (39:10)
В этом случае, у человека несмотря на предопределенные тяготы нет никаких претензий к Аллаху, хотя произошедшее может быть для него неприятно. Но это может быть тем не менее для человека благом. «Аллах лучше знает, в чем благо для Его рабов». Поэтому, терпеливый человек получит свою награду от Аллаха и благодарен Ему что бы ни произошло.
Что касается довольства, то человек, в этом случае, спокойно относится к тому, что с ним происходит и полностью доволен этим, как если бы с ним ничего не случилось. Такой человек всегда благодарит Аллаха за любую судьбу, за любую проблему, за любое испытание. Видя что-то неприятное, Посланник Аллаха (ﷺ) всегда говорил: «Хвала Аллаха в любой ситуации». Человек благодарит Аллаха за то вознаграждение, которое Всевышний дарует человеку за перенесенное несчастье. Несомненно, это вознаграждение больше, чем величина испытания. Имам ан-Навави (р.а.) приводит следующий аят:
«Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине это - от решимости в делах». (42:43)
Речь идет о близких, имеется в виду твердая решимость человека делать то, что велит ему Всевышний Аллах. Это одно из самых наилучших и наивысших деяний, когда человек проявляет терпение, затем прощает, потом поистине уповает на Аллаха.
Поэтому многие ученные Ислама, многие халифы, в том числе Умар (р.а.) говорил: «Терпение — это то, что вы сдерживаете своими душами, оставаясь покорными Всевышнему Аллаху и терпите это сердцами своими, когда приходит испытание от Аллаха и поддерживаете в своих душах стремление к Аллаху». В других своих высказываниях Умар (р.а.) говорил:
«Поистине все благо в довольстве и, если сможешь быть довольным – так и делай, а в противном случае терпи».
А также Умар ибн Хаттаб (р.а.) говорил:
«Лучшее в этом мире мы приобрели благодаря терпению».
Поэтому терпение и спокойствие это путники знающего, что каждая беда имеет конец. Благодаря благу и стойкости, которые обретают как проявляющие терпение Всевышний отблагодарит их без счета в следующей жизни. А благодаря этому богатству, они обретают счастье и в этом мире. И далее автор также приводит аяты из Священного Корана:
«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми». (2:153)
Когда нас настигают беды, испытания, проблемы, в первую очередь нам необходимо терпение, а потом уже через намаз и молитвы. То есть, терпение стоит на первом месте. Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Какую роль играет голова в теле человека, такую роль играет терпение в нашей вере».
Если не будет головы, тело не имеет смысла и важности. Точно также, человек потеряв терпение, не проявляя терпение может потерять свою веру. Во многих хадисах Посланник Аллаха (ﷺ) резюмирует:
«Иман – это терпение».
Также автор приводит из суры «Мухаммад», 31 аят:
«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести».
Воистину, от нас только требуется подчинение Аллаху, удержание своего нафса и терпение. Это – сабр. А сабр, как было упомянуто бывает трех видов: первое – это сабр в повиновении Аллаху, второе – это сабр в оставлении грехов, третье – это сабр к тому, что предопределено. И далее автор продолжает: имеется множество аятов относительно необходимости хранить терпение и разъясняются его достоинства.
С дозволения Всевышнего Аллаха в прошлом уроке мы продолжим Главу 3, главу о терпении, о сабре, и будем ин шаа Аллах, воспитывать себя основываясь на хадисах Посланника Аллаха (ﷺ) касательно этой темы. Уважаемые слушатели, с дозволения Аллаха, вам было предоставлено коротко и ясно, в облегченной форме, что такое сабр, что такое терпение в религии Ислам. Пусть Аллах сделает полезным знание полученное в обоих мирах и примет и одарит нас всех Раем!