Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые зрители и слушатели, мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», глава 10. Сегодня мы рассмотрим 92 хадис Пророка ﷺ.
Аз-Зубайр ибн ’Ади сказал: «В своё время мы пришли к Анасу ибн Малику и пожаловались ему на (произвол) аль-Хаджаджа, (на что) он сказал: «Терпите, ибо какое бы время ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещё хуже (и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от вашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)»». аль-Бухари, 7068.
Шарх хадиса
Аз-Зубайр ибн ’Ади рассказал о том, как он пришел с группой людей к Анасу ибн Малику, да будет доволен им Аллах. Анас ибн Малик был слугой Пророка ﷺ. Он прожил долгую жизнь, дожив до девяностых годов по хиджре. Анас застал уже те времена, когда начались смуты. Люди пришли к нему жаловаться на аль-Хаджаджа ибн Йусуфа ас-Сакъафи, который был одним из наместников халифов из рода Бану Умеййа. Он был известен своей несправедливостью, пролитием крови, надменностью. Пусть Аллах убережет нас от подобного!
Он даже осадил Мекку, чтобы сразиться с ’Абдуллахом ибн аз-Зубейром, да будет доволен им Аллах и обстреливал Каабу из катапульт так, что ее часть даже была разрушена. Своими действиями он причинил людям много страданий. И вот люди пришли к Анасу ибн Малику пожаловаться на аль-Хаджаджа, а Анас сказал им: «Терпите». То есть, приказал им терпеть несправедливость со стороны обладателей власти. Ведь, если Аллах поставил над людьми таких правителей, то это случилось по причине несправедливости самих людей. Аллах Всевышний сказал:
«Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают». (6:129)
Если вы увидете, что правители притесняют людей, то задумайтесь о состоянии самих людей! Тогда вы увидете, что корень проблемы в самих людях. Люди отклонились от религии, и Аллах дал над ними власть таким правителям. Поэтому в одном из преданий (асаров) сказано:
«Какими будете вы, такими будут ваши правители».
Рассказывается, что один из правителей бану Умеййа, предположительно, это был ’Абдуль-Малик ибн Маруан, услышав, что люди плохо отзываются о правителях, собрал знать и сказал: «О люди, хотите ли вы, чтобы мы были для вас такими же правителями, как Абу Бакр и ’Умар?». Они ответили: «Конечно, хотим!» Тогда он сказал им: «Тогда будьте подобным тем людям, которыми управляли Абу Бакр и ’Умар».
Однажды, один хариджит пришел к ’Али ибн Аби Талибу, да будет доволен им Аллах, и сказал: «Почему люди выступают против тебя, хотя они не выступали против Абу Бакра и ’Умара?» ’Али ответил:
«Потому что подданными Абу Бакра и ’Умара были я и мне подобные, а мои подданные – это ты и тебе подобные».
Поэтому Анас сказал людям: «Терпите». Терпение обязательно! Человек должен терпеть, ибо после каждого горя наступает просвет. Не думайте, что положение так легко изменится. Нужно решать все проблемы, проявляя мудрость, не нужно сдаваться. Аллах Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, - быть может, вы преуспеете» (3: 200).
Затем Анас сказал: «…ибо какое бы время ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещё хуже (и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха)».
И сейчас увеличилось богатство людей, но это открыло двери ко многому злу, разрушая людей. Смотря на все эти богатства и наслаждения, человек забывает о своем сердце. Самой большой заботой человека становится ублажение своего тела, хотя это тело в итоге будет съедено червями. Это – беда, которая вредит сегодня людям! В основном, можно увидеть, что люди только и говорят: «Какой дом построить? Какую машину купить? Какую мебель приобрести? Что поесть?» Даже некоторые люди, изучающие религию, изучают ее ради того, чтобы обрести блага этого мира. Человек живет так, будто он и не создан для великой цели.
Чем больше открывается для людей богатство, тем больше они начинают смотреть на него, теряя Последнюю жизнь. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Клянусь Аллахом, я боюсь не того, что вы будете жить в бедности, а того, что вам будут дарованы все блага этого мира, как были они дарованы тем, кто жил до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за них, как соперничали они, и это погубит вас, как погубило их». (Муслим)
Правдив был посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Это именно то, что сегодня губит людей. Губит людей сегодня то, что они соперничают ради мирских благ. Люди живут так, будто они созданы ради погони за мирскими благами, а не мирские блага созданы для них! Люди заняты тем, что создано для них, а не тем, ради чего они созданы!
В этом хадисе указание на обязательность терпения несправедливости со стороны обладателей власти. Ведь, в будущем вы предстанете вместе с этим правителем перед Царем царей. В Тот День вы будете вести с ним тяжбу, если он притеснял вас в этой жизни. Не думайте, что несправедливость, причиненная в этой жизни, исчезнет бесследно. Право творения будет взыскано в Судный День с того, кто попрал это право. Вы вместе с этим правителем предстанете пред Аллахом Всевышним, и Он рассудит по справедливости. Посему терпите, ожидая облегчения! Тогда вы обретете душевное спокойствие и стойкость. Ожидание облегчения является поклонением! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Знай, что помощь приходит после терпения, радость - после скорби, а облегчение - после тягот». (Ахмад).
Хадис, который мы рассмотрели на сегодняшнем уроке следует понимать тонко. Если ограничится буквальным и прямолинейным толкованием, игнорируя его глубокий контекст, то это может вместо пользы нанести вред. Мы живем в правовом обществе, где механизмы подачи жалоб на чиновников, в том числе высокопоставленных, принимаются властью. Такой механизм является формой народного контроля и способствует совершенствованию работы государственного аппарата. Таким образом, обоснованная и своевременная жалоба, не является формой нетерпения, но является частью взаимодействия между народом и правителями с целью улучшений как в обществе, так и во власти.
Терпение, к которому, основываясь на словах Посланника Аллаха ﷺ, призывает сподвижник Аннас ибн Малик, следует рассматривать более глубже, с пониманием обстоятельств, при которых это было сказано. Тогда становится понятно, какого рода это терпение, когда и где следует его проявлять и к какому благу это в действительности ведет. Также следует за основу восприятия хадиса брать упомянутый в шархе аят: «Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают». (6:129) и асар: «Какими будете вы, такими будут ваши правители», так как каждый народ заслуживает своего правителя и это истина.
Правители не являются людьми, которые свалились с Луны, но это такие же люди, как и мы, вышедшие из нас и им присуще все, что присуще нам. Поэтому, здесь и сейчас, следует уделять воспитанию как подрастающего поколения, не позволяя нарушать закон, приобщая к идеалам нравственности, которые несет Ислам, так и продолжать воспитывать самих себя.