Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые братья, уважаемые слушатели. Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). Глава о терпении. Сегодня с дозволения Аллаха мы переходим к 34 уроку, соответственно к 34 хадису. Передают со слов известного сподвижника Анаса (р.а.), что он слышал, как Посланник Аллаха(ﷺ) сказал:
«Поистине Всемогущий и Великий Аллаха сказал: «Если Я подвергну испытанию раба моего, лишив его двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему за это от меня послужит Рай».
Имам Ан-Навави сразу добавляет комментарии, что под двумя любимыми имеется в виду глаза. В этом хадисе Пророк Мухаммад (ﷺ) передает от Своего Господа Всевышнего Аллаха, Который сказал:
«Если Я подвергну испытанию раба Моего».
Какого рода испытание происходит с этим рабом Аллаха? Всевышний Аллах лишает его двух любимых глаз. И в результате чего человек слепнет. Уважаемые слушатели это очень сложное и тяжелейшее испытание. Давайте на миг мы закроем свои глаза и представим, что Всевышний Аллах лишил нас зрения. Мы понимаем, что вокруг нас темнота. Мы не видим свет и вы беспомощны. Соответственно вы нуждаетесь в чьей-то помощи. Вы не можете самостоятельно ходить, сидеть, или делать то, что вы захотите. И поэтому в этом есть благо от Всевышнего. И поэтому мы должны ценить то, что у нас есть в данное время, пока мы не потеряли это. Пророк Мухаммад (ﷺ) говорил:
«Сыновья Адама не ценят двух вещей. Первое, здоровье. Второе, свободное время…».
То есть, мы должны ценить свое здоровье, пока мы не потеряли его, воистину, если Всевышний Аллах забирает какие-то органы тела — это своего рода тяжелые испытания для нас, когда мы без чьей-то помощи привыкли делать все что захотим. И поэтому Посланник Аллаха (ﷺ) приводит нам слова Всевышнего Аллаха. Если в такой ситуации человек проявит терпение, то Аллах воздаст ему раем. То есть когда человек ослепнет и непременно ради Всевышнего Аллаха переживет все трудности этой жизни, тяжелейшие испытания, если проявит терпение ради Всевышнего Аллаха в наилучшем виде, то всевышний Аллах воздаст ему раем. Уважаемые слушатели, Рай намного лучше мирской жизни. Пророк (ﷺ) говорил:
«Место в Раю, которая заняла бы плеть любого из вас лучше мира этого со всем тем, что в нем есть».
Этот хадис передал имам Бухари (р.а.). То есть метр в Раю, маленькое место в Раю лучше всего это мира со всем, что в нем есть, говорится в вышеупомянутом хадисе от Посланника Аллаха (ﷺ). И поэтому наши многие пожилые люди всегда делали дуа, со словами: «О Всевышний Аллах забери мою душу будучи в здравом смысле». Потому что неприятно, когда человек не видит или лежит постоянно, по состоянию здоровья. Ему неприятно, что кто-то обмывает его нижнюю часть, открывая аурат. Меняет нижнее белье и т.д. И поэтому всегда делали дуа, чтобы Всевышний Аллах забрал их души в здравом смысле, чтобы они не нуждались ни в чьей помощи, кроме Аллаха. И поэтому маленькое место в Раю, лучше мира этого со всем, что в нем есть. И это потому, что последняя жизнь, Судный день никогда не прекратится в отличии от этого мира, который безвозвратно исчезнет. Все что в этой жизни - все временное, есть начало и есть конец. А последняя жизнь никогда не прекратится, она вечная. Посему, маленькое местечко в Раю лучше этого мира со всем тем, что в нем есть. И поэтому, уважаемые слушатели, мы должны извлекать из этого хадиса первую пользу. Мы должны ценить свое здоровье. Это воистину бесценное благо. Если мы здоровы, Альхамдулилля, если мы полноценно здоровы, то воистину это бесценное благо, которое мы порой не ценим. Мы являемся миллиардерами, если у нас есть полноценное здоровье. Есть очень много людей, которые ждут донора, по пересадке какого-либо органа. Посмотрите, многие люди инвалиды, у которых отсутствуют глаза, либо же они не видят с рождения или же ослепли со временем. Это воистину тяжелейшее испытание, как и для них, так и для нас, это наставление от Всевышнего Аллаха, чтобы мы ценили свое здоровье, так как это наивысшее благо, которым Всевышний Аллах одарил нас. И поэтому, владея полноценным здоровьем, мы являемся самыми богатыми людьми в этом мире.
Первая польза, мы должны ценить то, что мы имеем. Необязательно терять, чтобы потом ценить. Мы должны ценить наше здоровье, пока мы здоровы, пока мы не заболеем.
Второе, если все-таки нас настигнет какая-либо болезнь, то это в любом случае от Аллаха. Потому что мы испытываемся посредством нашего здоровья. Человек, по воле Аллаха подвергается болезни на какое-то время, и по воле Аллаха через некоторое время исцеляется. И именно в этот период мы должны проявить терпение показывая, что мы воистину следуем за аятами и хадисами Посланника Аллаха(ﷺ). То есть проявляем терпение ради Аллаха. Что обозначает, проявляем терпение ради Аллаха? Мы надеемся на благо в другом мире, через это испытание, что Всевышний Аллах в конце этих испытаний одарит нас благом в обоих мирах.
И вторая польза от этого хадиса, ученые приводят, что мы должны проявлять терпение, когда мы испытываемся по причине нашего здоровья, когда мы заболеваем. Или же Всевышний Аллах просто забирает наши взоры. И поэтому Посланник Аллаха (ﷺ) не зря говорит, что Всевышний Аллах сказал:
«Если Я подвергну испытанию раба Моего лишив его двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему за это от меня послужит Рай».
И поэтому уважаемые братья, сестры, слушатели мы должны следовать за этой сунной Посланника Аллаха. Мы должны проявлять максимум терпения во всех наших испытаниях. Пусть Всевышний Аллах одарит нас благом в этом мире и в Судный день. Пусть Всевышний Аллах через любое испытание одарит нас Раем в Судный день.