Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые братья, слушатели. Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.).
Мы, с дозволения Аллаха, сегодня будем изучать урок 36 и соответственно 36 хадис Посланника Аллаха (ﷺ), который передал нам известный сподвижник Абу Абдуррахман Абдулла ибн Масуд (р.а.). Давайте остановимся более подробно на этом сподвижнике, как мы обычно это делаем. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал про этого сподвижника:
«Кому доставляет удовольствие читать Коран таким образом, как он был ниспослан, пусть читает его так, как это делал ибн Ум’абд».
То есть, ибн Ум’абд это и есть имя Абдуррахмана Абдулла ибн Масуда (р.а.). Ученые приводят касательно этого сподвижника очень много историй. Будучи еще юношей, Абдулла ибн Масуд (р.а.) пас овец на горе близ Мекки, одного из вождей Курайшитов. Его звали Уакаба ибн Муайд.
Люди называли его ибн Ум’абдом. Имя его было Абдулла, а отца звали Масуд. Когда он был маленький до него доходили разговоры о появившемся среди его народа Пророке (а.с.). С одной стороны, он не придавал этому значение, поскол ьку был маленьким, а с другой он был очень далек от жизни курайшитов. Рано утром он отправлялся пасти овец и возвращался уже поздней ночью. И именно Посланник Аллаха (ﷺ) сказал вышеприведенные слова. То есть, какими путями он был удостоен этого звания, статуса, которого сам Пророк Мухаммад (ﷺ) говорил благие слова, комментарии по отношению к этому сподвижнику.
Однажды Абдулла ибн Масуд (р.а.) увидел, как к нему приближаются издалека двое мужчин, и было заметно, что они двое были очень уставшими и их мучала жажда. Мы знаем, что Мекка Медина это пустынное место, где очень мало воды. Когда они подошли к нему поприветствовали его и попросили: «Подои эту козу, чтобы мы смогли утолить жажду, которая мучает нас». И Абдулла (р.а.) ответил: «Я этого не сделаю. Ибо эти козы и овцы не мои. Мне поручено присматривать за ними». Они не стали ему противоречить и остались довольными ответом. Затем один из мужчин сказал: «Покажи мне одну молодую, недоенную козу». И Абдулла Абдулла ибн Масуд (р.а.) указал на маленькую козочку, которая стояла возле него. Мужчина подошел к ней, и стал поглаживать ее вымя, поминая Аллаха. Абдулла (р.а.) с удивлением посмотрел на него, и подумал про себя: «С каких пор молодые козочки начали давать молоко?». Это смешная и очень известная история. Вымя козочки набухло, и начало обильно давать молоко. Другой мужчина подставил посудину под вымя, затем они напились оба, и напоили Абдуллу (р.а.). И когда они утолили жажду, человек, который чудесным образом подоил козу и сказал: «Сожмись», и вымя, сжавшись, приобрело прежний вид. Затем мальчик попросил благодатного мужчину научить его тем словам, которые он говорил. Мужчина ответил: «Ты обучен». Что касается удачливого мужчины это был Посланник Аллаха (ﷺ), а спутником его был Абу Бакр (р.а.). В этот день они бродили по горам из-за притеснений в Мекке, которые причиняли им курайшиты. И Абдулла (р.а.) возлюбил их обоих и привязался к ним. Посланнику Аллаха (ﷺ) и Абубакру (р.а.) Абдулла так же очень понравился. Они увидели в нем добро и преданность. И не прошло много времени, как Абдулла ибн Масуд (р.а.) принял ислам и Посланник Аллаха (ﷺ) принял решение взять его на службу, будучи еще маленьким. И Пророк (ﷺ) взял его. После этого Абдулла ибн Масуд (р.а.) оставив паству животных, перешел на служение Господину народов Пророку Мухаммаду (ﷺ).
Подобно тому, как тень сопровождает человека, так и Абдулла (р.а.) сопровождал Посланника Аллаха (ﷺ) в поездках, дома и в не дома. И так же был одним из приближенных Посланника Аллаха (ﷺ). Например, когда Пророк (ﷺ) спал, он будил его по его просьбе, одевал ему обувь, когда Посланник Аллаха (ﷺ) желал выйти на улицу или же войти в дом. Нес его посох и сивак, открывал дверь его комнаты, когда Посланник Аллаха (ﷺ) заходил для поклонения. Передается, что Абдулла ибн Масуд (р.а.) одевал обувь на Посланника (ﷺ) затем шел впереди с посохом. Например, когда приходили на какое-либо собрание, он снимал обувь с Посланника Аллаха (ﷺ) и брал их на руки. Подавал ему посох, ведь Посланник Аллаха (ﷺ) входил в комнату с посохом для поклонения Всевышнему Аллаху. Так же Посланник Аллаха (ﷺ) дал Абдулле (р.а.) разрешение входить в свой дом в любое время, когда он пожелает, слушать тайные дела. Люди даже стали называть его хранитель тайн Пророка (ﷺ). И соответственно он воспитывался в доме Пророка Мухаммада (ﷺ). Следовал его наставлениям и приобретал нравственные качества. Про него даже говорили, что Абдулла (р.а.) самый близкий и похожий на Посланника Аллаха (ﷺ) по характеру и убеждению. Например, Абу Муса (р.а.) сказал:
«Я и мой брат прибыли, из Йемена пробыв там немного времени. И по поводу Абдуллы ибн Масуда мы думали, что его мать из семьи Посланника Аллаха (ﷺ). Из-за того, что он много посещал дом Посланника Аллаха (ﷺ)».
Этот хадис нам так же передают Бухари и имам Муслим. Поэтому он передал от Посланника Аллаха (ﷺ) 848 хадисов. Из них муттафакун алейх приблизительно в пределах 64 хадисов. Имам Бухари передает от этого сподвижника 21 хадисов, имам Муслим 5 хадисов.
Абдулла ибн Масуд (р.а.) изучил чтение Корана от Пророка (ﷺ) и был лучшим чтецом среди сподвижников, и лучше всех понимал их смыслы и знал законы шариата. Этому свидетельство следующая история с Умаром ибн Аль Хаттабом (р.а.). Однажды, когда Умар ибн Хаттаб (р.а.) стоял на горе Арафат, к нему подошел человек и сказал:
«О вождь правоверных, я пришел из Куфы, оставив там человека который переписывает Коран по памяти». И Умар ибн Аль-Хаттаб (р.а.) сильно разозлился и сказал: «Горе тебе. Кто этот человек?». И тот ответил: «Это Абдулла ибн Масуд (р.а.)». И тогда Умар (р.а.) сказал:
«Клянусь Аллахом, я не знаю человека, который бы лучше знал Коран, чем он».
Это есть слова Умара ибн Хаттаба (р.а.). И поэтому он был знатоком Корана, не только чтецом. Но также он хорошо разбирался в тафсирах. О знаниях Священной книги Абдулла ибн Масуд (р.а.) сам говорил вот так:
«Клянусь Аллахом, нет никого, кто лучше бы знал, Коран по какому-либо поводу и где был ниспослан тот или иной аят, чем я».
То есть Абдулла ибн Масуд (р.а.) обладал качеством и знал, выучив каждую суру и каждый аят в каком месте, и по какой причине было ниспослано. И далее продолжает:
«Если бы я знал, что существует человек, который знает это лучше меня, то пришел бы к нему, где бы он не находился».
То есть он не преувеличивает. Однажды Умар (р.а.) встретил по дороге караван. Но уже была поздняя ночь, и невозможно было различить лица. В караване был Абдулла ибн Масуд (р.а.). Умар (р.а.) повелел одному из своих людей задать следующие вопросы. На них отвечал Абдулла ибн Масуд (р.а.): «-Откуда вы? – Из глубокой дали. –Куда вы держите путь? – В старый дом». Умар (р.а.) сказал: «Среди них есть ученый человек». Затем он приказал задать следующие вопросы. На них так же отвечал Абдулла ибн Масуд (р.а.) аятами из Корана: «Что самое великое в Коране?». Смысл:
«Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле». (2:255)
То есть на вопросы Умара (р.а.) Абдулла ибн Масуд (р.а.) отвечал аятами Священного Корана. То есть, задав много таких вопросов, Умар (р.а.) приказал своему человеку узнать, есть ли среди них Абдулла ибн Масуд (р.а.). Люди ответили: «Клянемся Аллахом, да. Он среди нас». Абдулла говорил им, чтобы мы, когда изучали 10 аятов от Посланника Аллаха (ﷺ) не изучали последующие 10 аятов, пока углубленно не изучим первые 10 аятов. То есть здесь можно заметить какова была любовь к знаниям, к книге Аллаха. И так же он участвовал во множественных сражениях.
Приводятся следующие комментарии от Абу Убайды, что Абдулла ибн Масуд (р.а.) сказал: «Я дошел до Абу Джахля и он был повержен. И я сказал – Хвала Аллаху, Который унизил тебя, о враг Аллаха». То есть во множественных сражениях вместе с Посланником Аллаха (ﷺ) всегда присутствовал Абдулла ибн Масуд (р.а.). так же этот сподвижник который прочитал Коран вслух после Посланника Аллаха (ﷺ).
Смерть Абдуллы ибн Масуд (р.а.).
Он дожил до времен правления самого Усмана (р.а.). Когда он смертельно заболел, Усман (р.а.) пришел навестить его. Он спросил Абдуллу: «На что ты жалуешься?». И Абдулла ибн Масуд (р.а.) ответил: «На свои грехи». И далее спрашивает: «А чего ты желаешь?». И Абдулла ибн Масуд (р.а.) отвечает: «Милости Аллаха». «Я прикажу выплатить тебе то, от чего ты отказывался многие годы». То есть он не брал ни одного дирахама, ни одного динара. И он всегда преподавал уроки, оставив после себя очень большое количество учеников. И Абдулла ибн Масуд (р.а.) отвечает Усману (р.а.): «Нет мне в этом нужды». Далее халиф говорит: «За то это останется дочерям твоим». Абдулла ибн Масуд (р.а.) говорит:
«Ты боишься, что мои дочери останутся нищими? Я повелел им каждую ночь читать суру Аль-Вакиа».
Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Кто каждую ночь читает сура Аль-Вакиа, того никогда не постигнет бедность или нищета».
И поэтому Абдулла ибн Масуд (р.а.) приказал своим дочерям, чтобы всегда в ночь они читали суру Аль-Вакиа. Это воистину защищает от бедности и нищеты. Когда наступила ночь в 32 году по хиджре со словами поминания Аллаха, Абдулла ибн Масуд (р.а.) ушел в мир иной. После его смерти Зубайр (р.а.) пришел к Усману (р.а.) и сказал: «Дайка мне должное Абудллы (р.а.). Поистине, его семья нуждается в этом». И Усман (р.а.) отдал 15 тысяч динаров. И мы знаем, что молитву джаназу читал именно сподвижник Зубайр (р.а.). То есть этот хадис передал именно этот сподвижник Абу Абдуррахман Абдулла ибн Масуд (р.а.).
Теперь обратимся к непосредственно к 36 хадису. Вышеупомянутый сподвижник Абдулла ибн Масуд (р.а.) сказал:
«Я будто сейчас вижу Посланника Аллаха (ﷺ) рассказывающего об одном из Пророков, благословение и мир им, которого до крови избили его соплеменники и который вытирал кровь со своего лица со словами: «О Аллах, прости моим соплеменникам. Ибо поистине они не ведают о том, что делают».
Этот хадис передается от Бухари и имама Муслима. Мы знаем, что хадисы муттафакун алейх упоминаются у Бухари и Муслима. Основываясь на вышеупомянутую биографию Абдуллы ибн Масуда (р.а.) мы знаем, что он был одним из приближенных к Пророку Мухаммаду (ﷺ) с малых лет, со дня принятия религии ислам и до конца жизни Пророка Мухаммада (ﷺ) был в тесных отношениях с ним. То есть все суннаты, адабы, этика, эстетика, весь характер Пророка Мухаммада (ﷺ) передает именно этот сподвижник. Он даже имел разрешение присутствовать в тайных делах мусульманской общины. И он рассказывает:
«Я будто сейчас вижу Посланника Аллаха (ﷺ) рассказывающего об одном из Пророков, благословение и мир им, которого до крови избили его соплеменники и который вытирал кровь со своего лица со словами: «О Аллах, прости моим соплеменникам. Ибо поистине они не ведают о том, что делают».
Именно так многие Пророки были испытаны. Это для них степень в Раю. Например, когда обычному рабу Всевышнего Аллаха посылаются испытания подобного рода, через это испытание, если он проявит терпение, то прощаются грехи. Так как Пророки не имеют недостатков как у обычных людей, они избранные рабы, и любые испытания, ниспосланные Пророкам Всевышнего Аллаха, являются для них степенью в Раю. И поэтому Пророк Мухаммад (ﷺ) чтобы наставить своих сподвижников на прямой путь и преподнести им очень важную информацию, всегда рассказывал им истории тех общин, которые жили до них. То есть, прежде чем поведать наиважнейшее наставление сподвижникам Посланник Аллаха (ﷺ) имел методику донесения, раскрывания их душ и сердец, чтобы это наставление они приняли должным образом.
Всегда начинал со слов «жили до вас, которые в следствии каких-либо (дурных) деяний Всевышний Аллах уничтожил». «Какое-то деяние» и далее Посланник Аллаха (ﷺ) рассказывает: «Они выходили за грани дозволенного, не придерживались золотой середины».
Или же, как упоминается в этом хадисе: «До вас жили Пророки. Точно так же они призывали к истине, к единобожию, чтобы их соплеменники поклонялись Единому Аллаху». Но мы знаем, что потомкам Исраиля были ниспосланы многие Посланники. И они от высокомерия убивали всех подряд. Не разбираясь в их искренности, истинности, тем самым зародили гнев Аллаха по отношению к себе. И по причине этих грехов, Аллах уничтожал их общину. Через некоторое время приходила новая община. И точно так же по причине, каких-то определенных грехов Всевышний Аллах уничтожал их. И это было наставлением для других общин, которые приходили после них. Чтобы хоть как-то образумить их, чтобы они включили свой разум, взяли полезное из этого наставления и исправлялись в наилучшую сторону.
Точно так же Абдулла ибн Масуд (р.а.) рассказывает, что Посланник Аллаха (ﷺ) рассказывал об одном Пророке (а.с.), которого избили до крови его соплеменники. Мы знаем, что Пророк Мухаммад (ﷺ) также не раз получал испытания подобного рода, когда в городе Таиф на него напали не только взрослые, но и были натравлены молодые, практически дети, которые не понимали истину и суть религии. И закидав камнями до крови Посланника Аллаха (ﷺ) он не проклинал их, а наоборот делал за них дуа. И именно это и есть метод, миссия всех Пророков. Они были ниспосланы милостью для двух миров. Как описывают Посланника Аллаха (ﷺ) в Священной Книге Коран Сам Всевышний Аллах:
«Воистину, Мы тебя послали милостью для всех миров».
То есть Посланник Аллаха (ﷺ) сеял только милость, милосердие, был толерантным, так же был альтруистом. Альтруист - этот тот человек, который приносит в жертву свои личные амбиции, желания ради блага общества, ради того, чтобы общество было хорошим, благочестивым, богобоязненным. То есть он жертвует своими личными амбициями. И поэтому все Пророки имели именно это качество, они были альтруистами. Так же и в религии ислам. Вы не уверуете полноценной верой до тех пор, пока не будете желать своему брату того, что желаете самому себе. То есть жертвуете своими личными амбициями, желаниями, чтобы помочь другим, чтобы этот брат был наилучшим, богобоязненным, и также он не нуждался ни в чем. Непосредственно за это ты получаешь полноценную веру. И точно также Посланник Аллаха (ﷺ) рассказывает миссию всех Пророков (а.с.). Они так же были избитыми, испытанными, и это являлось для них достижением степенью в Раю.
Ни один из Пророков никогда не проклинал. Бывали такие истории, но большинство Пророков никогда не проклинали свой народ, так же, как и Пророк Мухаммад (ﷺ). В этом хадисе также упоминается история, что этот Пророк вытирал кровь со своего лица и делал мольбу, обращаясь к Всевышнему Аллаху: «О Аллах, прости моим соплеменникам. Ибо поистине они не ведают о том, что делают». И поэтому мы приводили очень много историй, касательно этой темы. Это также наставление, пример метода Пророка Мухаммада (ﷺ): «О Аллах, прости моим соплеменникам. Ибо поистине они не ведают о том, что делают». Для своей уммы. Если мы считаем себя уммой, которая следует за сунной Пророка Мухаммада (ﷺ) в полноценной форме, в любых случаях, испытаниях мы должны придерживаться этой миссии. Не проклинать врага, своего брата, по отношению каких-либо его деяний. А наоборот, делать за него дуа с мольбой Всевышнему Аллаху, чтобы Всевышний Аллах наставил этого брата на прямой путь, даже если он вредит вам, даже если он относится несправедливо по отношению к вам. Потому что во множественных хадисах Посланника Аллаха (ﷺ) рассказывают, мотивируя Раем:
«Не показать ли вам то деяние, делая которые в этом мире вы попадёте в Рай в Судный день. Эти деяния возвеличат вашу степень в Раю? Будьте прощающими по отношению к тем, кто относится к вам несправедливо. Так же проявляйте терпение к тем, кто с вами враждует. Помогайте тем, кто вам не помог. Так же укрепляйте, воссоединяйте родственные узы, которые с вами порвали, даже будучи правыми».
То есть мотивирует раем. И поэтому Посланник Аллаха (ﷺ) учит нас быть альтруистами, такими же, как он сам. Мы должны жертвовать своими благими амбициями, желаниям, даже будучи правыми, мы должны успеть попросить прощения первыми. Потому что мы смотрим очень далеко, нас интересуют положения Судного дня, степень в Раю. Даже если какой-либо человек вам не помог, вы должны помочь ему, когда он будет нуждаться в помощи. Если он проявляет несправедливость по отношению к вам, вы должны простить его ради Аллаха. Если он с вами враждует, вы должны проявлять терпение. Вы не должны перешагивать границы дозволенного, даже когда враждуете. То есть своя этика и эстетика. И поэтому этот хадис самый наиважнейший хадис для всей мусульманской уммы.
Пусть Всевышний Аллах укрепит полученные знания в наших сердцах, и в дальнейшем с дозволения Аллаха мы должны стараться делать деяния на вышеупомянутый хадис Посланника Аллаха (ﷺ), прежде чем перейти к 37 хадису.
Сегодня, с дозволения Аллаха мы закончили 36 урок. Пусть Всевышний Аллах будет доволен всеми нами и сделает нас одними из тех, кто полноценно следует за сунной нашего Пророка Мухаммада (ﷺ).