Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые братья, слушатели. Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха сегодня мы переходим к 57 хадису Посланника Аллаха (ﷺ), который передал нам сподвижник по имени Абу Сабит (р.а.).
Передают что участник битвы при Бадре Бадре Абу Сабит Сахль Ибн Хунайф, да будет доволен им Аллах, сказал:
Пророк (ﷺ) сказал: «Того, кто обратится к Всевышнему Аллаху с искренней просьбой дать ему возможность погибнуть в сражении за веру Аллах возвысит до положения павших за веру, даже если этот человек умрет в своей постели».
Павшие за веру – это шахиды, которые стоят на второй ступени после правдивейших. И на это ученые ислама приводят аяты из Священного Корана, сура «Ан-Ниса», 69 аят:
«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!».
В тафсирах Ибн Касир (р.а.) говорит следующее: «Тем, кто следует за Аллахом, за Посланником в решениях шариата, Всевышний Аллах окажет великую милость, и они окажутся в Раю с приближенными Аллаха».
Имам Ас-Саид Аш-Шариф Аль Джуджани дает такое определение правдивейшему: «Это тот, чьи слова полностью соответствует тому, что в его сердце и его делам».
Можно сказать, что это особая, превосходная степень искренности. И в конце Всевышний Аллах говорит следующее: «Как же прекрасны эти спутники!». Есть много риваятов, почему был ниспослан именно этот аят. Ученые ислама приводят первый риваят от Саубан (р.а.), вольноотпущенник Посланника Аллаха (ﷺ). Саубан очень любил Пророка (ﷺ) и всегда был рядом с ним. Однажды он пришел к Посланнику Аллаха (ﷺ) со слезами горя на лице. Посланник Аллаха (ﷺ) спросил: «Что изменило цвет твоего лица?». И Саубан ответил: «О Посланник Аллаха, я ничем не болен. Но находясь вдали от тебя, я испытываю страдания и так до тех пор, пока я не увижу тебя. И размышляя о будущей жизни, я боюсь того, что никогда не увижусь там с тобой. Ведь ты будешь поднят на тот уровень, где будут пророки. Но что же касается меня, то сомнительно, что я буду в Раю. А если даже я попаду (в Рай), то, несомненно, окажусь на более низком уровне, чем ты. А если я не попаду в Рай, то уже никогда не увижу тебя».
И в связи с этим был ниспослан этот аят, принесший радостную весть о том, что те, кто был покорен Аллаха и Его Посланнику (ﷺ), в обоих мирах окажутся с теми, кого они любили. Так же ученые ислама приводят второй риваят, о том, что данный аят был ниспослан как утешение на слова Абдуллаха ибн Изайда (р.а.), выразившего свою печаль: «О Посланник Аллаха, когда ты умрешь, и мы умрем, и ты окажешься на самой вершине Рая и мы не сможем увидеться с тобой».
Например, когда Абдулла ибн Изайд (р.а.) услышал о смерти Посланника Аллаха (ﷺ), то чтобы не видеть никого после этого, он обратился к Аллаху с такими молитвами, чтобы Всевышний Аллах сделал его слепым и его дуа в тот час было принято. И наши ученые ислама приводят в пример именно этот аят к этому хадису.
Далее, к шахидам относятся так же те, кто погиб от чумы. Мы на эту тему в начале наших уроков останавливались. К шахидам относятся погибшие от чумы, от болезни живота, пожара, утонувшие. К ним также относятся люди, погибшие на пути Всевышнего Аллаха, убитые при защите своего имущества или своей жизни. Также приводится хадис Полсанника Аллаха (ﷺ), который передал нам Абу Хурайра (р.а.). Один человек пришел к Посланнику Аллаха (ﷺ) и спросил:
«О Посланник Аллаха, скажи, что я должен сделать, если ко мне явится человек, желающий отобрать мое имущество?». И Пророк (ﷺ) сказал: «Не отдавай ему своего имущества». Этот человек спросил: «А если он нападет на меня?». Пророк (ﷺ) сказал: «Сразись с ним». Человек спросил: «Скажи, а если он убьет меня?», и Пророк (ﷺ) сказал: «Тогда ты станешь шахидом», человек спросил: «А если я его убью?». Пророк (ﷺ) ответил: «Тогда он окажется в Огне».
Это известный хадис, который приводит очень множество ученых. И также Пророк (ﷺ):
«Тот, кто погибнет, защищая свое имущество, станет шахидом. Тот, кто погибнет, защищая свою жизнь, станет шахидом. Тот, кто погибнет, защищая свою религию, станет шахидом. И тот, кто погибнет, защищая свою семью, станет шахидом».
Так же шахидом является тот, на кого вероломно напали и убили без всякой причины. И поэтому этот хадис приводится именно в этой главе, по причине слов Посланника Аллаха (ﷺ): «Того, кто обратится к Всевышнему Аллаху с искренней просьбой».
То есть, здесь говорится об искренности перед Всевышним Аллахом. Если наши дуа, молитвы будут искренними, то Всевышний Аллах непременно исполнит наши молитвы.
«Того, кто обратится к Всевышнему Аллаху с искренней просьбой дать ему возможность погибнуть в сражении за веру Аллах возвысит до положения павших за веру, даже если этот человек умрет в своей постели».
Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее знание в наших сердцах и сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ. С дозволения Аллаха мы сегодня закончили короткий, 57 хадис. Пусть Всевышний Аллах укрепит это знание в наших сердцах и даст нам возможность, чтобы мы сделали деяние на вышеупомянутое наставление Посланника Аллаха ﷺ.