Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые братья, слушатели. Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.).
С дозволения Аллаха мы переходим к новой главе. Глава: «О правдивости». Здесь мы остановимся на определении что такое правдивость в религии ислам, искренность и виды правдивости. Так же остановимся на тех аятах, которые привел нам сам автор. То есть очень много аятов на эту тему. Имам Ан-Навави (р.а.) здесь привел три аята из Священной книги Коран. Таким образом, он начинает эту главу. Прежде чем перейти к аятам из Священной книги Коран, которые привел нам автор, давайте дадим пояснение высказываниям ученых ислама ахлю сунна уаль джамаа касательно этой темы. Чтобы у нас была основа и понимание о том, что такое правдивость в религии ислам.
Ученые ислама дают нам следующее определение. Правдивость – это и есть основа веры. Так же как его антоним лицемерие или ложь. Это основа неверия. Чтобы понять этот термин, мы должны знать его антоним. Антоним правдивости – ложь или лицемерие, которое является основой неверия. То есть противоположное - лживость, это одно из тех качеств, который Пророк Мухаммад (ﷺ) назвал не совместимыми с нравом верующего человека. Далее ученые ислама комментируя этот термин, объясняют следующее.
«Это состояние, когда внешнее соответствует внутреннему».
В первом аяте, который привел нам автор, это сура «Тауба», 119 аят, Всевышний Аллах говорит:
«О уверовавшие, бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми».
Имам Куртуби (р.а.) объясняет этот аят следующим образом:
«Бойтесь Аллаха, это есть – избегайте греховных деяний. То есть следуйте запретам, где Всевышний Аллах упоминает, приказывает оставлять какие-то грехи. Непременно избегайте этих грехов. И будьте с правдивыми. Здесь имеется ввиду, что надо быть с правдивыми в вере и выполнять свои обещания».
Иными словами, имам Куртуби (р.а.) объясняет, что следует помнить Аллаха во всех своих делах и действиях, и всегда быть с праведниками. Праведники — это те люди чье внешнее совершенство соответствует внутреннему. И поэтому, основываясь на этом аяте ученые ислама говорят, что это состояние, когда внешнее соответствует внутреннему. То есть слова соответствует делам. И внешне, и внутренне вы должны быть одинаковым перед Всевышним Аллахом. В сунне Посланника Аллаха (ﷺ) есть специальное дуа, которому он учил своих сподвижников:
«О Всевышний Аллах, как Ты усовершенствовал мой внешний облик, также усовершенствуй мой внутренний мир».
Как Всевышний Аллах внешне создал нас очень красивыми, мы должны просить, чтобы наш внутренний мир был также прекрасен, усовершенствованный. И поэтому наши слова должны соответствовать нашим делам. Вероубеждение должно соответствовать поведению, благому нраву. Потому как во множествах хадисов Посланник Аллаха (ﷺ) раскрывает эту тему более глубже. И с дозволения Аллаха, в будущих уроках, мы разберем эти хадисы. Изучая, будем раскрывать эту тему глубже.
Ценность правдивости. Это качество Пророка (ﷺ). Потому что мы из истории ислама знаем, что до первого откровения, его общество, его люди настолько доверяли Пророку Мухаммаду (ﷺ), что прозвали его «правдивый, говорящий только правду, надежный, честный». Так же это путь к спасению. В правдивости ощущение спокойствия и свободы. Далее ученые дают нам следующий комментарий, что искренность – это ощущение спокойствия и свободы. Потому что приверженность к правде делает человека спокойнее, дает ему ощущение свободы и безопасности. Потому что ему не нужно ничего опасаться, у него нет внутренних конфликтов. А когда у человека бывают внутренние конфликты, на это уходят его душевные силы. Если человек правдив, он свободен и силен, оптимистичен и уверен.
Так же ученые ислама приводят нам виды правдивости. Например, некоторые ученые ислама разделяли виды правдивости на три. Первое, правдивость со Всевышним Аллахом, выражающаяся в искренности намерений, сохранения веры и совершений благих дел.
Второй вид, правдивость с людьми, выражающийся в том, чтобы говорить им правду и избегать лжи.
Третье, правдивость с самим собой, выражающаяся в том, чтобы познавать себя, признавать свои достоинства и также недостатки, ошибки, праведные дела и заботиться о совершенствовании своего духа и развития ума.
Также есть случай, когда правдивость может быть не менее вредной чем ложь. К подобным случаем относятся сплетни. Когда мы рассказываем о человеке то, что он хотел бы скрыть или не хотел бы открывать другим.
Второе, когда правдивость может быть не менее вредной, чем ложь, это злословие. Когда ты за спиной человека говоришь то, что ему бы не понравилось, если бы он услышал это будучи при тебе. Даже если это правда.
Третье, раскрытие своих грехов, когда скрытый Аллахом грех, человек выставляет напоказ. Гордится им и не скрывает его от других.
Четвертое, говорить о своем подаянии в благих делах. Потому что, во-первых, тайная милостыня предпочтительнее явной. Во-вторых, этим можно публично унизить человека, которому ты помог. Третье, это может привести к рие. Четвертое, это умоляет воздаяние за совершенное благодеяние. Поэтому ученые ислама также раскрывают эту тему, когда правдивость может быть не менее вредной, чем ложь. В остальных случаях правдивость относится к числу благородных черт, высоко оцениваемых качеств, с точки зрения исламской этики.
Ученые ислама далее говорят, что: «Правдивость – это величайшее состояние, которое дает начало всему остальному в жизни, прокладывающему свой путь к Всевышнему Аллаху. С нее начинается прямой путь. А не вступившего на него, ждет неминуемая гибель. Она отличает лицемера от верующего, и обитателя Огня от обитателя Рая. Правдивость это есть меч Аллаха на Его земле. С чем бы ни столкнулся, он разобьет ее. Какая бы ложь ему не противостояла, она окажется уничтожена. Вооружившийся правдивостью, станет непобедимым человеком. Говорящий ее непременно превзойдет противника. Это самая суть деяний и источник духовного состояния, позволяющий смело встретить опасность и дверь к познанию Единственного обладателя могущества. Это есть основа Ислама, главная опора уверенности и ступень, следующая за ступенью пророчества», говорят наши ученые в своих высказываниях касательно этой темы.
Далее, имам Ан-Навави (р.а.) приводит следующий аят из суры «Азхаб», 35 аят. Здесь он привел, то, что именно по этой главе совпадает:
«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин, и часто поминающих Аллаха мужчин, и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду».
Именно в этом аяте Всевышний Аллах восхваляет самое наилучшее качество мусульманина. Далее имам Ан-Навави (р.а.) приводит 21 аят из суры «Мухаммад»:
«Повиноваться и говорить слово доброе. Если же дело решено, то для них лучше быть верными Аллаху».
Ибн Касир (р.а.) объясняя этот аят следующим образом, дает нам комментарий: «Верующие говорят, почему ниспослана сура об этом. То есть этот аят касательно оборонительного джихада, когда Всевышний Аллах разрешил сопротивление неверующим, угнетающим мусульман. И верующие говорят, почему ниспослана сура об этом, об усердии на пути Аллаха верующие надеялись на то, что Всевышний Аллах ниспошлет им такую суру, где будет разрешено сопротивление неверующим, угнетающим мусульман. Но когда была ниспослана ясная сура, где говорилось о сражении: «Ты увидел, что те, чьи сердца больны, смотрят на тебя глазами умирающего, потерявшего сознание», обращается Всевышний Аллах к Своему любимому Пророку Мухаммаду (ﷺ). То есть часть людей охватил страх при мысли о сражении с врагами. И здесь Всевышний Аллах опять же восхваляет, именно останавливаясь, касательно нашей темы. «Если же дело решено, то для них лучше быть верными Аллаху», заканчивается аят.
То есть когда сражение приближается и становится неизбежным, то людям лучше выступить в бой, делая это искренне ради Аллаха. Искренность, правдивость так же восхваляется Всевышним Аллахом именно в этом аяте.
Таким образом, имам Ан-Навави (р.а.), переходит к следующим хадисам Посланника Аллаха (ﷺ). Но это с дозволения Аллаха мы начнем в следующих уроках. Сегодня мы раскрыли вам тему, давая комментарии ученых ислама именно о правдивости, что такое правдивость, лексикологическое, так же шариатское значение этого слова. Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее полученное знание в наших сердцах. Еще раз напомню, это Глава 4: «Глава о Правдивости». Пусть Всевышний Аллах сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха (ﷺ)