Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели. Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас Солихин». С дозволения Аллаха мы сегодня переходим к 39 уроку и соответственно к 40 хадису Посланника Аллаха (ﷺ), который передал нам известный сподвижник. Про этого сподвижника я не раз останавливался на прошлых уроках. Это Ан Анас (р.а.). Передается со слова Анаса (р.а.) что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья. Но если уж это станет для него неизбежным, тогда пусть он скажет следующее: «О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, пока жизнь для меня будет лучше. И дай мне умереть, если смерть будет для меня лучше».
Этот хадис передал нам Бухари и имам Муслим.
Давайте теперь разберем этот хадис, смысл его более глубже. Наши ученые ислама здесь рассматривают 2 фактора. Во-первых, несмотря на то, что эти наставления были сказаны своим сподвижникам они так же охватывают всех мусульман вплоть до наступления судного дня. Во-вторых, по мнению большинства ученых ислама здесь Посланник Аллаха, (ﷺ), упомянул слово несчастье. Пусть никто из вас вследствие чего-либо не желает себе несчастья, смерти. Многие ученые ислама объясняют несчастье, упоминаемое в этом хадисе, как постигающими человека именно в мирской жизни. И в соответствии с этим, если человек столкнётся с испытаниями в религии, то желание смерти в этом случае не будет являться грехом. То есть когда человека настигает испытание по отношению к своей религии, то в этом случае желание смерти не будет являться грехом. А если эти несчастья, упоминаемые в этом хадисе, являются несчастьями мирской жизни, то желать смерти самому себе запрещено. Ученые ислама объяснят этот хадис Посланника Аллаха (ﷺ), а именно слова о «несчастье» таким образом. Передается риваят, переданный ибн Хиббаном, который вносит большую ясность этого хадиса. То есть в другом хадисе Посланника Аллаха (ﷺ) сказано:
«Пусть никто из вас не желает себе смерти из-за бедствий, постигших его в мирской жизни».
То есть здесь подчеркивается именно что бедствия, постигшие именно в этой жизни. Здесь открыто указывается на то, что речь идет о мирской жизни, то есть Посланник Аллаха (ﷺ) явно уточнил. Некоторые хотели для себя смерти по причинам, не имеющим отношения к мирской жизни. «Аль муатта» - это известная книга. В ней приводится следующее дуа, которое делал Умар (р.а.):
«О мой Господь. Я состарился. Мои силы ослабли, мое правление распространилось во все стороны. Забери же мою душу, пока я не понес ущерб, и не переступил границ».
Так же в этой книге приводится такое дуа, который делал Посланник Аллаха (ﷺ):
«О Аллах, я прошу Тебя направить меня на выполнение благих деяний, на отказ от плохого. И прошу даровать для меня любовь бедных, если я стану причиной фитны, то забери меня к себе, чтобы я ушел из жизни, не запятнав себя смутой».
То есть в таких ситуациях, именно когда испытания настигают по отношении к религии, то просить смерти не считается греховным деянием. А в остальных считается запретным.
Почему просить смерти считается запретным? В соответствии с вероубеждением религии Ислам смерть привязана к предопределению. И не зависит от дуа или от желания. Когда смерть приходит к человеку, он не в силах ни ускорить, ни отсрочить ее. На это есть очень множественно аятов, которые я не раз приводил. Если посмотреть с этой точки зрения, то в желании смерти можно увидеть две нравственные проблемы, говорят наши ученые. Первое, в данном случае речь может идти о недовольстве предопределением. То есть когда человек просит смерть, по причине своих несчастий этого мира или желает умереть, то это и есть недовольство предопределением.
На это так же есть очень множество хадисов Посланника Аллаха (ﷺ), где говорится:
«Если кто-то из вас, просыпаясь рано утром, будет доволен своей судьбой, то Всевышний Аллах доволен этим человеком. Если кто-то не будет доволен своей судьбой, всевышний Аллах также не будет доволен этим человеком».
И поэтому ученые ислама в первую очередь подчеркивают для нас две нравственные проблемы. В первую очередь, в данном случае может идти речь о недовольстве предопределением.
Второе, речь может идти о попытке убежать, от своих обязанностей в мирской жизни. То есть мы видим, очень много суицидов, в том числе и среди мусульман, молодежи. Они думают, что избавившись от проблем, от жизненных испытаний в этом мире, на этом все закончится. Нет. На самом деле, проблема начинается лишь потом. А это является проявлением ничтожности и духовной слабости. В Священном Коране говорится о том, что человек был создан, чтобы быть испытанным своим имуществом, бедствиями и страхом. Например, в суре «Аль Бакара», 155 аяте говорится:
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых».
И чтобы пройти это испытание, мы в первую очередь должны проявлять терпение. Этот хадис, неспроста встречается во главе «О терпении». То есть Посланник Аллаха (ﷺ) так же сказал:
«Посади дерево, даже если будешь знать, что завтра наступит конец света».
То есть прояви терпение. С точки зрения ислама, принесшего такой взгляд на мир, просьбу о смерти, вследствие мирских трудностей и бедствий, является недопустимой. Если бы было дозволено просить о смерти из-за бедствий мирской жизни, то это бы подорвало стойкость и терпение в людях.
А что же касается тяжело больных людей, испытывающих мучительную боль, а также слабых и кто лишен ухода, то им как раз следует делать дуа, которое Посланник Аллаха (ﷺ) упомянул выше:
«Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья. А если уж это станет для него неизбежным».
То есть если человек болеет неизлечимой болезнью, он мучается и ему очень тяжело, то в любом случае он должен говорить одно и эти слова ни в коем случае не должно противоречить шариату. Мы должны быть в очень хорошем мнении и мыслях о Всевышнем Аллахе. Даже в такой ситуации у нас намерения должны быть благого характера. Посланник Аллаха (ﷺ) так же уточняет:
«Если уж это станет для него неизбежным, тогда пусть он скажет: «О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, ока жизнь для меня будет лучше. И дай мне умереть, если смерть будет для меня лучше».
Это и есть упование на Всевышнего Аллаха в полноценном виде. То есть то, что нам кажется хорошо, перед Всевышним Аллахом в Судный день может оказаться плохим. Или же наоборот. Аллах лучше знает об этом, а мы не знаем. Всевышний Аллах говорит: «Аллах лучше Знает, а вы не знаете». И поэтому если Всевышний Аллах решит, что в этой жизни благо для того человека, который болеет неизлечимой болезнью, то Он сохранит ему жизнь. И впоследствии терпения, через эту болезнь прощаются ему все его грехи. Человек очищается от скверных дурных дел, которые он совершал до этого периода. А если Всевышний Аллах решит благо, что это человек умрет, то в этом опять же нет спора. Всевышний Аллах лучше знает, и этот человек покинет этот мир. Именно в тот момент, как было предопределено в его судьбе.
И поэтому, уважаемые слушатели, уважаемые братья, сестры, этот хадис Посланника Аллаха (ﷺ) в первую очередь, о чем нам говорит? С точки зрения ислама, принесшего такой взгляд на мир, просьбу о смерти вследствие мирских трудностей и бедствий, является недопустимой. И также ученые ислама уточняют, если бы было дозволено просить о смерти из-за бедствий в мирской жизни, то это бы подорвало стойкость и терпение в людях, которое восхваляется Всевышним Аллахом. Потому что терпение это и есть ключ к Раю. Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
«Всевышний Аллах с теми, кто проявляет терпение».
А что касается больных людей, то вышеупомянутое дуа, которое я сказал, мы должны укрепить это в наших сердцах. Также здесь приводятся другие риваяты, предания. Например, передает имам Муслим, который привел хадис Посланника Аллаха (ﷺ), следующее дуа:
«О Аллах, если жить это благо для меня, то продли мне жизнь. Если благом для меня является смерть, то забери мою душу».
То есть предсмертное состояние, и выход души из тела, является очень тяжелым периодом. Верующий мусульманин знает, что все это от Аллаха и проявляет терпение. Если человек будет терпеть эти муки, и тяготы, то его грехи будут стерты. И его терпение станет искуплением за них.
Пусть Всевышний Аллах одарит терпением и стойкостью тех людей, которые болеют в данное время, неизлечимой болезнью. Пусть Всевышний Аллах облегчит проблему и участь тех людей, который сейчас, в данное время терпят несчастье, именно мирской жизни. Это все временно. Рано или поздно это испытание закончится. И это испытание должно быть для вас как уважаемый гость. То есть мы должны встретить это испытание так же, как мы встречаем уважаемого гостя. И через это испытание, проявляя терпение, мы непременно должны воспользоваться моментом, чтобы Всевышний Аллах очистил нас от всяких греховных дел, дурных деяний, которые мы совершали в этом мире, зная и не зная. Потому что Всевышний Аллах описывает наше состояние:
«Все сыновья Адама созданы очень слабыми, склонными ошибаться и грешить».
И как раз-таки этот шанс, через разные испытания и бедствия, голод страх, неизлечимая болезнь, даже укол колючки, как я упомянул в прошлом уроке, это все является причиной очищения наших грехов.
Пусть Всевышний Аллах простит все наши грехи с помощью наших испытаний и одарит каждого из нас Раем в Судный день.