Урок 22. Глава 2: 23-24 хадис - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Аср 14:45
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:29 06:49 11:41 14:45 16:27 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Джумада-авваль 1446
Григорианский
20 ноября 2024

Циклы уроков

Урок 22. Глава 2: 23-24 хадис

Урок 22. Глава 2: 23-24 хадис

Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
8 окт. 2020 6 427 0
Скачать в pdf
| A | +

Видео версия  |  Аудио версия


Уважаемые слушатели! Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха, сегодня мы начинаем 23 хадис. Это предпоследний хадис этой главы. 24 хадис мы также рассмотрим сегодня, и на этом, с дозволения Аллаха, мы закончим вторую главу – «О покаянии». Хадис начинается таким образом.

 

Передают со слов ибн Аббаса и Анас ибн Малика (р.а.), что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если бы заимел человек целое ущелье полное золота, то пожелал бы иметь еще два и никогда не наполнит его утробу ничто кроме земли. А Аллах примет покаяние тех, кто покается».

 

Этот хадис приводится у Бухари и Муслима. В конце имеется ввиду, что Аллах простит тех, кто приносит ему покаяния за свою алчность, и прочие порочные устремления. Действительно, вышеупомянутые уделы и пропитание, материальные ценности, золото, серебро, богатство и т.д. никогда не бывает достаточным для человеческого нафса. Вообще наша жизнь, с момента появления на этот свет и до последнего дыхания становится полем сражения между человеком и шайтаном. В случае поражения, человек теряет свою душу.

 

Но всякая война ведется с переменным успехом. Бывают моменты, когда человек начинает побеждать свою страсть, похоть. И тогда душа его взлетает ввысь. Когда он начинает делать благие деяния, удерживать свой нафс, свои страсти, то тогда его душа начинает радоваться. Но бывает мгновение, когда человек теряет бдительность, и подпускает врага слишком близко. Враг – это и есть шайтан, да будет он проклят. Всевышний Аллах не раз упоминает об этом в Священном Коране:

 

«Он явный для вас враг».

 

Враг человека – это опытный, бескомпромиссный, беспринципный Иблис, да будет он проклят, который за долгие века существования неплохо изучил слабые места своего противника. Используя старость, алчность, жадность, страхи и другие слабости, он наносит удары, заставляя человека совершать грехи подобного рода, которые упоминаются в этом хадисе Посланника Аллаха ﷺ. И тогда кажется, что душа падает в бездонную пропасть, из которой уже никогда не выбраться. Всевышний Аллах в Священной книге Коран говорит нам:

 

«Ведь человек создан слабым».

 

Но в этой борьбе человек не одинок. С ним всегда Аллах, который радуется каждому своему рабу, приходящему с покаянием. Пророк ﷺ говорит в своем хадисе:

 

«Сказал Иблис, да будет он проклят: «О Господи, клянусь твоим Могуществом, что буду сбивать людей, пока их души не покинут их тела». Сказал Всевышний Аллах: «Клянусь Своим Величием и Могуществом, что буду прощать их, пока они будут просить у Меня прощение».

 

И поэтому ислам рассматривает процесс исцеления человеческой души в двух аспектах. Душа обладает изначальной фитрой, естеством, природой. Всевышний Аллах В Священной книге Коран говорит нам именно об этой теме: «Душа обладает изначальной природной фитрой, из которых, одна часть тянется к добродетели». То есть когда человек начинает делать добрые дела, раскаиваться, приносить покаяние за свои совершенные грехи, то ощущает состояние радости. Совершение зла, греховных деяний порождает в душе скорбь, печаль. И поэтому Всевышний Аллах описывает эту ситуацию подобным образом: «Мы изначально, когда вас создавали, вложили в ваши естества интерес к двум вещам. Первое, тянет вас к греховным деяниям. Вторая ваша часть тянет к богобоязненности». Между этими двумя порывами происходит обоюдная борьба за лидерство над душой человека. Окончательный же исход зависит от того, чему же она отдаст предпочтение. Всевышний Аллах также говорит в священной книге Коран:

 

«Преуспел тот, кто очистил ее и понес урон тот, кот опорочил ее».

 

То есть кто был вместе со Всевышним Аллахом, или же кто вернулся, раскаялся, попросил прощение у Всевышнего Аллаха, то он преуспел, он очистился. А понес урон тот, кто оставил все как есть. Оставил раскаяние и дальше продолжает совершать греховные деяния. Поистине, он опорочил свой нафс и этот человек понес урон, так описывает в Священной книге Коран Всевышний Аллах эту тему.

 

Наша религия, обращает внимание человека на том, что потакание страстям и подчинение им не насытит душу и не удовлетворит ее. И поэтому Посланник Аллаха ﷺ в вышеупомянутом хадисе, говорит: «Если бы человек заимел ущелье полного золото, то пожелал бы иметь еще два. И никогда не насытит его утробу ничто, кроме земли». Нафс таков, что каждый раз, когда он привыкает к какой-нибудь из своих похотей, он тут же проявляет желание перейти к следующей, пребывая постоянно в состоянии погони, не обращая на греховность и неправильные деяния.

 

Всевышний Аллах предостерегает нас от следования запретным страстям. В суре «Сод», 26 аяте, Господь говорит следующее:

 

«И не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчета».

 

То есть потакание порочным желаниям приводит к таким результатам, что этот человек собьется с прямого пути, отдалится от Аллаха, именно потому, что он следовал за своими страстями. Здесь может возникнуть вопрос, в чем же помощь и исцеление от этой проблемы? Непременно, наши ученые далее комментируют: «Они заключены только в искреннем покаянии за совершенные грехи». И поэтому в хадисе, Посланник Аллаха ﷺ говорит в конце этого хадиса: «И Аллах примет покаяние тех, кто покается».

 

Покаяние — это не только произнесение языком известной фразы «Астагфируллах». Покаяние включает в себя три элемента. На прошлых уроках я более подробно останавливался на этой теме. Во-первых, человеку следует отказаться от совершения такого греха. Второе, раскаяться в том, что он совершил это. Третье, принять твердое решение не выполнять этого вновь. И если хотя бы одно из вышеупомянутых условий не выполнить, то покаяние не может считаться правильным в полной мере.

 

В том случае, когда грех, совершенный человеком, так или иначе, затрагивает другого человека, покаяние должно удовлетворять уже 4 условиям. А именно, три вышеупомянутые и еще одно условие - загладить вину перед тем, кто пострадал. Например, если речь идет о присвоенных деньгах или других вещах, то их следует вернуть владельцу, а если дело касается клеветы, то виновному следует понести наказание или испросить прощение у потерпевшего. И на эту тему мы подробно останавливались в начале этой главы.

 

Одним из главных шагов в покаянии является признание своих грехов. Ведь может случиться так, что гордость и высокомерие могут затмить рассудок, что может помешать признанию грехов и искреннему покаянию. Это и случилось с нашим злейшим врагом Иблисом. В Священном Коране Всевышний Аллах описывает это следующими словами:

 

Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся. Он сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины».

 

То есть вместо покаяния он возгордился, и конечно же был проклят, стал неверным. Признание своих грехов будет знаменовать покорность перед своим Господом и возвращение к Нему. Ведь даже само слово «тауба» переводится как покаяние, означает возвращение к Господу.

 

На пути к покаянию, возвращению к Господу могут быть и другие препятствия. Человек может окинуть взглядом прожитую жизнь, и ему может показаться, что кроме грехов у него ничего нет. И в действительности он мог совершить много очень малых и больших грехов. И тут опять Иблис, явный враг человека, может внушить ему, что он безнадежный грешник, которому нет прощения. И человека может овладеть отчаяние. Или же он может внушить человеку ложный стыд, из-за которого человек будет стесняться покаяться перед Всевышним Аллахом. Также, касательно этой темы, мы приводили множество хадисов. У Пророка ﷺ спросили, каков признак покаяния. Он ответил: «Это есть сожаление».

 

Сподвижник ибн Масуд (р.а.) говорил: «Правдивая клятва – это когда ты больше не возвращаешься к греху, в котором покаялся ранее». Человек по своей слабости, периодически дает волю своему нафсу, вкушая сладость греха и калеча свою душу.

 

Наши ученые, в том числе ибн Аль Кайим говорил: «Грехи подобны ранам на теле. Множество грехов приводит к смерти». Так же после покаяния, следующий шаг, это совершение благих, добрых дел, которые будут удалять предыдущие грехи. Очень много аятов именно на эту тему. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был. И пусть за каждым твоим грехом следует благодеяние, которое непременно удалит твой грех. И относись к людям в наилучшей форме».

 

И всякий раз, когда ислам говорит о человеческой слабости, он дает понять, что очищение от этих пороков кроется лишь в следовании религии и ее заветам. Ведь раскаяние это и есть возвращение к Всевышнему Аллаху. И поэтому в этом хадисе Посланник Аллаха ﷺ после того, как описал человеческий нафс, преподносит нам именно истинное исцеление от вышеупомянутых болезней сердца. Всевышний Аллах так же говорит в Священной книге Коран, сура «Кахф»:

 

«Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше»

 

Именно рассматриваемый в этом уроке хадис, дает нам четкое и ясное исцеление от вышеупомянутых болезней всего человечества.

 

Далее, с дозволения Аллаха, мы начинаем 24 хадис и заканчиваем эту главу. 24 хадис передал нам Абу Хурайра (р.а.).

 

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Всевышний, слава Ему, улыбнется двоим (окажет превеликую милость), один из которых убьёт другого, (после чего) оба они войдут в Рай. Этот станет сражаться на пути Аллаха и будет убит, а потом Аллах простит убившего, он примет Ислам и (тоже) погибнет в сражении за веру».

 

То есть один человек убьет другого, но в конце оба войдут в Рай. Далее Посланник Аллаха ﷺ объясняет нам, каким образом: «Мусульманин будет сражаться на пути Аллаха, то есть на войне, которая будет вестись между мусульманами и неверными, и на этом пути он будет убит, став шахидом. А потом Аллах также простит убившего. Убивший человек, в свою очередь примет ислам, и в дальнейшем погибнет в сражении».

 

То есть через некоторое время после убийства, этот человек раскаивается в совершенном грехе, потом принимает религию ислам и через некоторое время становится шахидом, сражаясь на пути Аллаха.

 

Наши ученые ислама дают комментарии, почему имам Ан-Навави (р.а.) заканчивает эту главу, именно этим хадисом. Потому что Всевышний Аллах Всемилостивый, Милосердный, примет покаяние даже того, кто убил другого человека. То есть когда этот человек раскаивается в своем грехе, в том числе и в убийстве, Всевышний Аллах проявляет Свою Милость. Всевышний Аллах дает нам большую надежду. Когда человек совершает большие грехи, придает сотоварища Аллаху, впав в ширк или же совершает убийство, воровство и т.д., никогда не теряет надежду в милости Аллаха. «Воистину, только Всевышний Аллах прощает все ваши грехи. Воистину, Он Всепрощающий и Всемилостивый».

 

И поэтому, уважаемые слушатели, в этой главе мы должны укрепить полученные знания из хадисов Посланника Аллаха ﷺ. Эти знания мы должны практиковать в нашей жизни.

 

«Все сыновья Адама ошибаются. А самые наилучшие из них те, которые каются».

 

Всевышний Аллах примет все наши раскаяния. Он прощает, даже если они запоздалого характера. Если даже человек делает раскаяние за совершенные грехи через 10, 20 лет, если он конечно жив, по Воле Аллаха. Мы должны успеть раскаяться, за все грехи, даже если это раскаяния запоздалого характера.

 

С дозволения Аллаха, мы сегодня заканчиваем 2 главу. Мы разобрали, таким образом 24 хадис, который имам Ан-Навави заканчивает тем, что Всевышний Аллах прощает даже раскаяния человека, совершившего тяжкий грех и с дозволения Аллаха, он войдет в Рай. Потому что Всевышний Аллах решает участь Судного дня. Он Всемилостивый и Милосердный, и лишь к Нему наше возвращение.

 

Пусть Всевышний Аллах укрепит вышеупомянутые воспитания и знания в наших сердцах, и сделает полезными в обоих мирах. Пусть Всевышний Аллах сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi