Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели, мы продолжаем наши уроки по циклу «Рияду ас-Солихин», автором которого является выдающийся исламский ученный имам ан-Навави. Сегодня мы начинаем новую главу, в которой рассказывается о том, что значит придерживаться прямоты. Как всегда, мы даем два определения, основанные на словах ученных ахлю сунна уаль джамаа, это во-первых лексикологическое определение этого термина, а затем шариатское определение этого слова.
Лексикологическое значение «аль-истикама» - «придерживаться прямоты».
Шариатское определение - идти по прямому пути, которым является наша религия, без отклонения и перехода границ.
Аль-истикама – это очень важное качество, которым должен обладать каждый мусульманин. Мы должны наблюдать, придерживаемся ли прямоты в своих делах.
Учёные считают, что «аль-истикама» - это клятва, данная душами. Также сказано, что «аль-истикама» есть внешняя и внутренняя:
Внешняя «аль-истикама» простых людей - это выполнение предписанного и оставление запретного.
Внутренняя - это вера и убеждённость.
Внешняя «аль-истикама» приближенных (богобоязненных) - это освобождение от мирского и оставление его прелестей и страстей,
Внутренняя «аль-истикама» - это отречение от райских благ стремясь только ко встрече с Милосердным.
У Абу Бакра (р.а.) спросили о значении понятия «аль-истикама», и он ответил: «Это означает не придавать Аллаху сотоварищей ни в чём».
Усман бин Аффан (р.а.) сказал: «Аль-истикама» - это искренность».
Али (р.а.) сказал: «Аль-истикама» - это выполнение фардов». (из тафсира "Вехи ниспослания»).
Сказали некоторые из обладателей истины: «Аль-истикама» делится на 3 категории:
1. Яязыком - это регулярное повторение свидетельства веры
2. Сердцем - это неизменная искренность намерений
3. Телом - это регулярное поклонение и послушание Всевышнему Аллаху.
Другие сказали: «Аль-истикама» проявляется в четырёх деяниях:
1. Покорность по отношению к повелениям,
2. Богобоязненность в отношении запретов,
3. Благодарность за милости,
4. Терпение в обмен на Рай.
Эти четыре деяния завершаются четырьмя другими:
1. Совершенство поклонения в искренности,
2. Совершенство богобоязненности в покаянии,
3. Совершенство благодарности в признании немощности,
4. Совершенство терпения в абсолютном.
Автор приводит аяты:
فَاسْتَقِمْ كَمَا أُمِرْتَ وَمَنْ تَابَ مَعَكَ وَلَا تَطْغَوْا ۚ إِنَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ
«Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто обратился [к Аллаху]. И не преступайте [границ дозволенного], ибо, воистину, Он видит то, что вы вершите» (11:112)
Толкование: «Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено»: о Мухаммад, непреклонно следуй истине, как тебе было велено.
Имам аль-Куртуби говорит:
«Твердость на прямом пути (аль-истикама) — это идти в одном направлении и не сворачивать ни вправо, ни влево, в выполнении повеления Всевышнего Аллаха».
Ибн Аббас (р.а.) передает:
«Не было ниспослано более трудного и сложного аята для Пророка ﷺ, чем этот аят». И поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал, что из-за суры «Худ» он поседел.
Один из древних суфиев, Абдур-Рахман ас-Сулями, передает, что Абу Али аш-Шабуви увидел во сне Посланника Аллаха ﷺ и сказал ему:
«О Посланник Аллаха, от тебя передают твои слова: «Я поседел из-за суры «Худ»». Из-за чего именно ты поседел? Из-за историй пророков и уничтожения народов? И он сказал: «Нет, из-за слов: «Будь же стоек на прямом пути, как тебе велено»».
Безусловно, в Шариате сны не считаются доводами, но мы привели эту историю, потому что крупные ученые, такие как аль-Байхакы и аз-Захаби, передавали ее.
«Вместе с теми, кто покаялся», — в неверии и многобожии.
Следующий аят:
إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا تَتَنَزَّلُ عَلَيْهِمُ الْمَلَائِكَةُ أَلَّا تَخَافُوا وَلَا تَحْزَنُوا وَأَبْشِرُوا بِالْجَنَّةِ الَّتِي كُنْتُمْ تُوعَدُونَ
«Поистине, к тем, кто сказал: «Наш Господь — Аллах», — а затем был стойким (в вере и поклонении), спускаются ангелы (перед смертью и говорят): «Не бойтесь (смерти и того, что будет после) и не печальтесь! Возрадуйтесь Раю, который был вам обещан!» (41:30)
Толкование: «А затем был стойким»
Ибн Касир о тафсире: «Аллах Всевышний говорит: «Воистину к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», а потом были стойкими» — то есть те, кто совершал благие дела, искренне ради Аллаха и повиновался предписаниям Аллаха.
Анас ибн Малик (р.а.) сказал: «Посланник Аллаха ﷺ прочитал нам этот аят: «Воистину к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», а потом были стойкими». Люди произносили эти слова, но потом большинство из них впали в неверие. Те же, кто говорил их до самой смерти, считаются стойкими». (Тирмизи)
Саид ибн Имран сказал: «Я прочитал Абу Бакру Правдивейшему (р.а.) этот аят: «Воистину к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», а потом были стойкими». На что он сказал: «Это те, которые не придают сотоварищией Аллаху».
Аз-Зухри сказал: «Умар (р.а.) прочитал с минбара этот аят, а затем сказал: «а потом были стойкими» значит повиновались Аллаху и не изворачивались подобно лисе».
Ибн Аббас (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «а потом были стойкими» в выполнении Его предписаний».
Аль-Хасан часто говорил: «О Аллах, Ты – наш Господь! Надели нас стойкостью!».
Абу аль-Алия сказал: «а потом были стойкими» — т.е. они были искренними в религии и в делах».
О словах Аллаха Всевышнего: «нисходят на них ангелы», Муджахид и Судди сказали: «Они нисходят в момент смерти и говорят: «Не бойтесь» того, с чем вы столкнётесь в жизни Последней, «и не печальтесь» о том, что вы оставили в земной жизни: детях, семье, богатстве и долгах, мы позаботимся обо всем этом за вас»;
«а возрадуйтесь Раю, который был вам обещан» — т.е. это радостное известие о завершении всего плохого и приобретении хорошего.
В другом аяте говорится:
نَحْنُ أَوْلِيَاؤُكُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَشْتَهِي أَنفُسُكُمْ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَدَّعُونَ
«Мы — ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души!»
Ибн Касир: «Слова Аллаха: «Мы – ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и Последней жизни». Ангелы скажут верующему, когда он будет находиться на смертном одре: «Мы были вашими помощниками, то есть, товарищами, в мирской жизни. Мы помогали вам и охраняли вас по приказу Аллаха. Мы также будем с вами и в Последней жизни, чтобы избавить вас от одиночества в могиле, и когда подуют в Рог. Мы также обезопасим вас в День Воскресения».
«Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души!» — т.е. в Раю у вас будет всё, что пожелают ваши души и чего пожелает взор;
«вам там уготовано всё, о чём вы попросите!». Другими словами, всё, что вы попросите, тут же предстанет пред вами;
إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا فَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ
«Воистину, те, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — и последовали прямым путем, не познают страха и не будут опечалены».
Ибн Касир: «Толкование словам: «Воистину те, которые сказали: «Haш Господь — Аллах» и последовали прямым путем» было дано в начале суры «Разъяснены». Что касается слов: «не познают страха», то это значит, что они не будут страшиться того, что их ожидает впереди: «и не будут опечалены», тем что они оставили (в прошлом).
أُولَٰئِكَ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ خَالِدِينَ فِيهَا جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«Они — обитатели Рая, в котором они пребудут вечно в награду за то, что они совершали».
Толкование: «И они — верующие, строго следовавшие Шариату, — вечно будут в Раю, который станет для них наградой за благодеяния в земной жизни».
Вопросы по теме урока:
1. Что означает слово «аль-истикама»?
2. Дайте лексикологическое и шариатское определение этого термина
3. Назовите виды истикамы
4. В каких четырех деяниях проявляется истикама?
5. Назовите аят, который стал самым трудным для Пророка ﷺ