Дәрістер топтамасы
Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (рахимахуллах). С дозволения Аллаха мы переходим ко второму хадису в 6 главе. В общем количестве мы переходим к 70 хадису, который нам передал известный сподвижник Ан Аби Саидин аль Худри (р.а.).
Передается от Абу Саида Аль Худри, что Пророк ﷺ сказал:
«Поистине мир этот сладок и зелен. И Аллах сделал вас приемниками в нем, чтобы посмотреть, как вы будете поступать в нем. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин. Ибо поистине первое искушение сыновей Исраиля было связано с женщинами».
Хадис передает имам Муслим.
Основываясь на комментариях ученых ислама, мы попытаемся понять и раскрыть этот хадис глубже. Посланник Аллаха ﷺ в первую очередь начинает хадис с определения этого мира. То есть этот мир сладок на вкус и приятен взору. Давайте представим, если какая-то вещь является для нас сладкой и приятной, то сначала наши глаза желают этого. А затем к этому же стремится наша душа, нафс. Если какая-то вещь приятна и глазам и нафсу, то возникают опасения, что человек погрязнет в этой вещи. Человек может обмануться этим миром, погрузится в него и сделать этот мир своей главной заботой. А цель и миссия ислама корректировать наше внимание в нужное русло, в сторону Всевышнего Аллаха. Потому что именно на прямом пути очень множество соблазнов. И поэтому Пророк ﷺ объясняет нам, что все эти соблазны состоят из двух пониманий: «Этот мир сладок и зелен». Поэтому Посланник Аллаха ﷺ обращает наше внимание так же на следующее:
«Аллах сделал вас Своими приемниками в нем, чтобы посмотреть, как вы будете поступать».
То есть, Всевышний Аллах испытывает нас через мирские ценности. Здесь ученые ислама также приводят аяты из Священной книги Коран, сура «Аль Анам», 165 аят:
«О люди, Он тот, кто сделал вас приемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням».
То есть может быть по степеням богатства и по степеням уважения. Далее Всевышний Аллах продолжает:
«Чтобы испытать вас через то, что Он вам дал».
Что дал Всевышний Аллах? Имущество, богатство и власть. Далее Всевышний Аллах говорит:
«Поистине твой Господь скор в наказании».
То есть тех, кто не проявляет благодарность, в ответ на дарованные им блага, Он может наказать в любом момент, когда захочет. А поскольку то, что должно произойти уже близко, то неверующие очень скрор будут подвергнуты наказанию. Всевышний Аллах заканчивает аят следующим образом:
«Поистине Он Прощающий грехи тех, кто благоадрен за дарованные блага и исполняет свои обязанносит, свзяанные с этим».
То есть Он сострадателен к тем, кто благодарен Ему. И поэтому Всевышний Аллах, после уничтожения других народов и цивилизаций, сделал нас приемниками на земле и возвысил одних из нас над другими.
Изначально люди разные. Кто-то сильный, кто-то слабый. Кто-то богатый, кто-то бедный, кто-то умный, а кто-то глупый и т.д. Но самое важное разлчиие это между верующими и неверующими. И непременно это различие сыграет свою роль в Судный день. Посланник Аллаха ﷺ так же говорит в этом хадисе, что Всевышний Аллах будет испытывать нас, дарованными благами. Известный муфассир, ибн Аль Джаузи (р.а.) пишет: «Испытать вас, чтобы проявилось, кто заслуживает награду, а кто наказание».
Автор «Ат-Тасхиль» пишет следующее: «Всевышний Аллах в этом аяте объединяет страх и надежду вместе. И наказание наступит быстро, либо в этом мире, либо в мире вечном». Потому что Всевышний Аллах в первую очередь предостерегает от наказания. И поэтому наши ученые говорят, что наказание может наступить быстро. Ведь все что неизбежно, это близко. И поэтому Посланник Аллаха ﷺ основываясь на вышеприведенных аятах, также предостерегает свою умму, сподвижников и в том числе нас, чтобы мы были очень аккуратны, осторожны к вышеупомянутым соблазнам. Человек будет испытываться, будет ли он покорен или будет следовать своим страстям, или же будет ли исполнять приказы Аллаха или обманется этим миром? Далее Посланник Аллаха ﷺ говорит:
«Остерегайтесь этого мира»,
то есть выполняйте приказы Аллаха и оставьте то, что вам запрещено и не обольщайтесь красотой этого мира. Затем Посланник Аллаха ﷺ предупреждает нас, чтобы остерегались женщин.
Во-первых, ученые ислама здесь отмечают, что имеется в виду остерегаться хитрости своих жен, по отношению к своим мужьям. Во-вторых, остерегайтесь искушения, которое несут в себе женщины. Любая женщина — это искушение для мужчины. Мужчины в нафсах слабее. И женщина, в исламе прикрываясь, помогает мужчине в этом деле, чтобы он не перешагнул через самоконтроль к страсти. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Первое искушение сыновей Исраиля было связано с женщинами».
Всевышний Аллах в Священной книге Коран приводит множество примеров общин, которые жили до нас, чтобы это было для нас уроком. И поэтому Посланник Аллаха ﷺ приводит в пример сыновей Исраиля. Они впали в искушение, связанное с женщинами. Они заблудились и ввели в заблуждение других. Поэтому мы даже сейчас видим, как не мусульмане сосредотачивают свои усилия на женщинах. Чтобы женщина была равна с мужчинами, правится гендерная политика. Или усиливается давление, чтобы женщины сняли хиджабы, свободно общались и работали вместе с чужими мужчинами. Что бы люди бы стали подобны ослам, как упоминается во множественных хадисах Посланника Аллаха ﷺ, людей не заботило бы ничего, кроме живота и полового органа. А женщины стали бы куклами, от которых нужна только их внешность. К большому сожалению, сейчас мы замечаем, что именно женщины играют рекламы соблазна. Например, рекламируется какой-то вид продукта женщиной с открытым ауратом, искушая других людей. Это происходит, к большому сожалению, от незнания религии ислам. Пусть Всевышний Аллах убережет нас от вышеупомянутых заблуждений и сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ.
Сегодня с дозволения Аллаха мы закончили 64 урок. Пусть Всевышний Аллах укрепит наши знания и одарит нас Раем.