Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели. Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха мы переходим к 58 уроку, 63 хадису. В этой главе это будет 4 хадис Посланника Аллаха ﷺ. Здесь упоминаются слова известного сподвижника Анаса ибн Малика (р.а.), о котором вы уже знаете многое из предыдущих уроков. Анас ибн Малик (р.а.) сказал:
«Поистине вы совершаете деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса. Мы же, во время Посланника Аллаха ﷺ считали их тяжкими грехами».
Благородный сподвижник Анас ибн Малик (р.а.) обращается к людям, которые относились к каким-то греховным деяниям легкомысленно. То есть со словами: «Поистине вы считаете некоторые грехи незначительными, забывая о величии Аллаха, Кого вы ослушиваетесь».
Сподвижники Посланника Аллаха ﷺ считали их погибелью. Поскольку осознавали величие Того, Кого они ослушивались. Испытывали великий страх, помнили о том, что Всевышний Аллах видит их всегда и везде, и строго спрашивали с себя. И поэтому автор привел слова Анаса ибн Малика (р.а.) именно в этой главе.
В следующем, 64 хадисе Посланника Аллаха ﷺ, Абу Хурайра (р.а.) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Поистине Аллах Всевышний Ревнивый. А проявляется ревность Всевышнего Аллаха в том случае, когда человек совершает то, что Аллах запретил ему делать».
Этот хадис приводит Аль Бухари, и имам Муслим. То есть в хадисе разъясняется, что Аллах относится ревностно к Своим запретам и ему ненавистно нарушение установленных Им ограничений.
К таким нарушениям может относится любой грех. Например, прелюбодеяние или грех, который представляет собой низкий и скверный путь. Поэтому Аллах запретил своим рабам прелюбодеяние и все, что ведет к нему. Потому что Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
«Не подходите к тем деяниям, которые ведут к прелюбодеянию».
И когда раб Аллаха совершает прелюбодеяние, ревность Аллаха больше, чем при других нарушениях запретов. Тоже самое в случае с мужеложством. Это действие еще более отвратительно перед Всевышним, чем прелюбодеяние. Это зависит от тех грехов, которые совершает мусульманин. Чем более тяжкий грех совершает мусульманин, тем более ревнив Всевышний Аллах. Также, например, воровство, употребление спиртных напитков и вообще все другие нарушения установленных запретов. Все это вызывает ревность Аллаха.
Однако одни грехи вызывают большую ревность нежели другие, в зависимости от тяжести преступления, которые становятся следствием данного греха. То есть оба хадиса Посланника Аллаха ﷺ показывают, что Всевышний Аллах всегда наблюдает за Своими рабами. Слова Анаса ибн Малика (р.а.) призывают нас к тому, что мы не должны как попало относится к своим даже малейшим грехам. Посланник Аллаха ﷺ предостерегал нас от грехов, которые мы совершали по причине своего языка, об этом упоминается в сахих хадисе, что большинство сыновей Адама совершают грехи из-за своего языка. Это, казалось бы, маленькие грехи, на которые мы не обращаем внимание. Но как говорит Анас ибн Малик (р.а.), во времена Посланника Аллаха ﷺ сподвижники считали это самым большим грехом. То есть ни в коем случае мы не должны пренебрегать своими малыми грехами.
Второй хадис, который нам передал Абу Хурайра (р.а.), говорит о том, что Аллах ревностно относится к рабам, которые совершают грехи, переступают запретные границы Всевышнего Аллаха. И поэтому в любом случае мы должны воспитывать себя на основе вышеупомянутых важных наставлений сподвижников и благородного Пророка ﷺ.
Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее наше знание в наших сердцах, сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ.