Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха мы переходим к 60 уроку. Следующий хадис нам передал Абу Йа’ля Шадад бин Аус, (р.а.). Об этом сподвижнике я также давал вам информацию.
Абу Йа’ля Шадад бин Аус (р.а.) передал что Пророк ﷺ сказал: «Умён тот, кто требует у своей души отчёта и совершает (праведные) дела ради того, что будет после смерти, слаб тот, кто позволяет своей душе следовать её страстям, надеясь на Аллаха».
Здесь Посланник Аллаха ﷺ сразу же дает определение антониму умного человека. Здесь имеется ввиду человек, откладывающий на потом совершение благих дел. А потом еще надеется на то, что в мире вечном, он окажется среди преуспевших.
Хороший хадис, который приводит Ат-Тирмизи и дургие мухаддисы.
Теперь давайте остановимся на толковании ученых ислама, касательно этого хадиса. Ученые ислама приводят в начале шарха этого хадисы аяты из Священной книги Коран, 79 сура, 40-41 аяты:
«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай»,
говорит нам Всевышний Аллах. Кто действительно уверовал, именно на практике, а не в теории, что будет Судный день, и каждый будет отвечать за свои деяния, которые совершал в этом мире и который удерживал свой нафс, от всяких страстей и греховных деяний, то есть никогда не переступал границы Аллаха, то естественно, пристанищем его будет Рай, говорит нам Всевышний Аллах. Вопрос об отчете самому себе имеет большое значение в исламе. И поэтому Посланник Аллаха ﷺ давая определение тому, упоминает, что это человек, который дает отчет своим деяниям и тем самым готовится к Судному дню. Эту проблему в основном осознают бдительные, стремящиеся к благу в следующей жизни, те, которые понимают разницу между этой и последующей жизнью. Поэтому будущая жизнь лучше, и она вечна. Всевышний Аллах говорит в 93 суре, 4 аят:
«Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее»,
то есть Судный день. И поэтому умен тот человек, который живя в этом временном мире, уже готовится к следующей жизни, отчитывая самого себя, что он сделал ради Аллаха, какую он принес пользу религии и т.д. те, которые готовятся к Судному дню, именно тех мучает этот вопрос. Ученые ислама так же приводят слова матери правоверных Айшы (р.а.), которая сказала:
«Тот, у кого потребуют полного отчета, будет подвергнут к наказанию».
Тот, кто понял это, и поторопился исправить свое положение в этой жизни, чтобы исправить свои грехи, ошибки, и поторопился совершить то, в чем он проявлял медлительность, он непременно будет готов к завтрашнему дню. Например, вы знаете о дате экзамена, который будет проводиться. И вы заранее готовитесь к этому экзамену, у вас максимальная готовность в наилучшей форме. Таким образом, в день экзамена вы несомненно сдадите все с легкостью. И точно также человек, который будет готовиться уже в этом мире к Великому экзамену, то он так же он будет готов ко Дню воскрешения. Принимая во внимание тот факт, что все сыновья Адама являются грешниками, необходимо наблюдать, прослеживать свои ошибки. Потому что Посланник Аллаха ﷺ предостерегает в любом случае:
«Все сыновья Адама ошибаются. Но самые наилучшие из них те, которые раскаиваются».
И поэтому надо постоянно прослеживать свои ошибки, упущения. Ведь в этой жизни совершаются поступки, и нет отчета. Например, в данное время мы находимся внутри супермаркета и ходим с корзиной или коляской и каждый кладет в свои корзины то, чего желает сам. Но до кассы мы еще не дошли. Вот эта касса как раз-таки является отчетом за то, что мы положили в свои корзины и за это мы будем отчитываться. Точно так же в данном мире у нас отсутствует отчет. Каждый делает все, что захочет его нафс. Завтра будет великий спрос, и не будет возможности для исправления чего-либо. И поэтому Всевышний Аллах говорит во многих аятах:
«В день воскрешения мы установим справедливые весы. И ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом в горчичное зернышко, мы принесем его. Довольно того, что мы ведем счет».
Поэтому Посланник Аллаха ﷺ в вышеупомянутом хадисе дал подобное определение умному человеку. А слабый человек этот то, кто позволяет душе следовать своим страстям. Есть великие слова Умара (р.а.), которые приводят очень множество ученых в своих книгах:
«Отчитывайте себя, пока вас не отчитали и взвесьте свои деяния, пока их не взвешивали и готовьтесь к Великому Суду».
И он написал Абу Мусе (р.а.):
«Отчитывай себя в процветании и спокойствии, пока не настал Судный день».
Также отчитывание самого себе - это вершина авангарда, ведущая людей к добру, приверженности. Ученые ислама приводят в пример так же множество слов сподвижников, которые говорили именно об этом теме. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Я приношу покаяние перед Всевышним Аллахом ровно 100 раз в день»
или в другом риваяте «Больше 70 раз в день». Так же приводятся слова Малика ибн Динара (р.а.):
«Да благословит Аллаха раба, который сказал своему нафсу: разве ты не обладатель такого-то качества. Затем обуздал его. И Коран стал его предводителем».
Однажды халиф Умар (р.а.) зашёл в мечеть. При виде халифа сидящие встали, выказывая ему почтение, а в мечети наступила тишина. Разгневанный оказанными ему знаками почитания Умар (р.а.) немедленно поднялся на минбар и созвал людей. Когда мусульмане собрались, он горячо заговорил:
«…Я обратился к своему прошлому и вспомнил, как, будучи пастухом, пас овец племени Махзум за пригоршню фиников. А если хотя бы один день я отказывался пасти их, то мой отец гонялся за мной со своей клюкой, приговаривая: «Как я буду кормить твоих тёток?»
Абдурахман бин Ауф (р.а.) обратился к нему: «О правитель правоверных, ведь ты унижаешь себя». Умар (р.а.) ответил: «Вы заставили меня сделать это! Захотели посадить в моём сердце дерево гордыни, а я захотел вырвать его с корнем».
Анас ибн малик (р.а.) так еже сказал: «Однажды я услышал, как Умар (р.а.) говорил, когда между ним и мной была стена: «О повелитель правоверных, клянусь Аллахом, если ты не будешь бояться Аллаха, он непременно накажет тебя».
Также приводятся слова Хасана Аль Басри: «Верующий - это тот человек, который владеет своим нафсом и отчитывает себя ради Аллаха. Поистине, в Судный день облегчится суд того, кто отчитывал себя в этом мире. И тяжким будет суд того, народ которого в День воскрешения взял это дело и не отчитывал себя».
Хасан Альт Басри (р.а.) также говорит: «Застрахован тот верующий, который упрекает себя говоря: «Что ты хотел этими словами? Почему ты хочешь кушать, пить это? А грешники живет и не упрекает себя».
Ато (р.а.) сказал: «Однажды я зашел к Фатиме (р.а.), дочери Абдуль Малика, после смерти Умара Абдуль Азиза (р.а.). Я скзал ей: «О дочь Абдуль Малика, расскажи мне о повелителе верующих». И она сказала: «Я сделаю это. Но если бы он был жив я бы не делала этого. Поистине, Умар посвятил себя и свое тело людям. И если отставить незавершенные дела дня, он посвящал им ночь, пока не завершит дела дня. Затем он просил светильник, который он заправлял на свои деньги. Затем читал 2 ракаата намаза и ложился на бок, на загнутую руку. Он клал голову на нее и по его щекам текли обильно слезы. После чего я говорила: «Душа покинула его». В таком положении он лежал до утра. Затем просыпался и постился. Я сказала ему: «О повелитель верующих. Я видела от вас вчера то, что не видела до этого». Он сказал: «Да, но оставь меня в покое и занимайся своими делами». Я сказала ему: «Я надеюсь, что извлеку из этого урок и пользу». Он ответил: «Тогда я скажу тебе. Я посмотрел на себя и понял, что я ответственный за дела этой уммы. За большие и малые дела, за черное и красное. Затем я вспомнил о тех, кто потерялся вдалеке, бедных и нуждающихся, заключенных и им подобных. Я понял, что Аллах спросит меня за них. Я испугался за себя, и потекли слезы из глаз. А в сердце было опасение. И чем больше я думал об этом, тем больше мое сердце опасалось. Я рассказал тебе. А сейчас оставь меня и извлеки из этого урок и пользу».
Таким образом, касательно отчета самого себя вышеупомянутые сподвижники, ученые ислама будут для нас наилучшим примером. Потому что Всевышний Аллах говорит: «Никогда не оправдывайте самих себя». То есть когда мы начинаем оправдываться, после совершения каких-либо грехов, ошибок, это является ненавистным деянием перед Всевышним Аллахом. «Он лучше знает кто из нас богобоязненный». И поэтому на этот аят и Посланник Аллаха ﷺ и его последователи, четыре халифа делали деяния в полноценном виде.
Уважаемые слушатели, этот хадис учит нас, что если мы хотим быть умными в обоих мирах, мы уже сейчас должны готовиться к этому. Потому что:
«Умен тот, кто требует у своей души отчета и совершает благие дела ради того, что будет после смерти. А слаб тот, кто позволяет своей душе следовать страстям и надеется на Аллаха».
Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее наше знание в наших сердцах, сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ.