Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаламу алейкум, уважаемые братья и сестры, уважаемые слушатели нашего ресурса! Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин» (Сады праведных). Сегодня, с дозволения Аллаха, мы переходим к 73 хадису Посланника Аллаха ﷺ, это будет последний хадис именно в этой 6 главе «О богобоязненности». Данный хадис передал нам известный молодой сподвижник по имени Абу Умама Судайй ибн ‘Аджлян.
Коротко о сподвижнике:
Абу Умама Судайй ибн ‘Аджлян ибн аль-Харис аль-Бахили — известный сподвижник, рассказывавший много хадисов со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Му‘аза ибн Джабаля, Абу ‘Убайды ибн аль-Джарраха (р.а.). Несмотря на свои молодые годы, пользовался уважением своих соплеменников, и они ответили на его призыв и приняли ислам. Есть сообщения о том, что он участвовал в присяге под деревом в Худайбии. Проживал в Египте, потом переехал в Хомс. Умер в 86 г. х.
Шарх хадиса. Прощальная проповедь Посланника Аллаха ﷺ
В своей проповеди во время совершения прощального хаджа (хадж аль-вада) Пророк (мир ему и благословение Аллаха) делал много наставлений для своей Уммы. Эта проповедь охватила почти все аспекты жизни мусульман.
Было сделано очень много завещаний для нас. Одним из таких завещаний, за исполнение которого обещан Рай, являются наставления данного хадиса, переданного от Абу Умамы Аль-Бахили. Он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал в прощальной проповеди… (Пророческая миссия Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, началась в сорок лет (приблизительно в 609-610 г. н.э.) и продолжалась 23 года (до 632 г.н.э.). Из мрака невежества он, по милости Всевышнего, привел людей к свету. Незадолго до кончины, пророк Мухаммад ﷺ, прочитал свою последнюю проповедь во время хаджа. Она известна как «Последняя проповедь». Это было не только напоминанием для последователей, но и важным наставлением для всей уммы Пророка ﷺ. Последняя проповедь знаменовала окончание пророческой миссии - говорят наши ученные.
Десятый год по хиджре примечателен тремя важными событиями в Исламе:
1. Последней проповедью, рассказанной во время прощального паломничества в Мекку Пророком Мухаммадом ﷺ,
2. прибытием нескольких делегаций для сообщения о принятии Ислама ими и их племенами.
3. массовым обращением людей в религию Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.
Итак, Пророк ﷺ совершил прощальный хадж в десятом году по хиджре. Этот первый и последний хадж Пророка ﷺ, занимает важное место в истории Ислама. Именно тогда он продемонстрировал, как следует выполнять каждый из ритуалов хаджа, пятого столпа Ислама.
Последняя проповедь состоялась 9 числа месяца Зуль-Хиджа (12-й месяц лунного календаря) в 632 г.н.э. на горе Арафат. Тогда огромное количество людей совершало паломничество вместе с Пророком ﷺ. И данный сподвижник, со слов которого передается хадис, слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в прощальной проповеди:
«Бойтесь Аллаха, совершайте свои пять намазов, поститесь во время месяца Рамазан, выплачивайте закят со своего имущества, очищая им свои души, повинуйтесь своим правителям, и вы войдёте в Рай Господа вашего». (Тирмизи).
Этот хадис в конце «Книги молитвы» приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».)
5 деяний, за которые верующим обещан Рай
Это завещание Пророка ﷺ – общее для всей уммы. В нём перечислены деяния, совершив которые, человек будет иметь успех, получит благодать от Всевышнего и обязательно войдет в Рай – в Рай, который уготован для тех, кто повиновался своему Господу. Поистине, Пророк ﷺ перечислил пять великих наставлений для получения благ Рая:
1. Бойтесь Аллаха.
Бойтесь Аллаха, выполняя все Его предписания и отдаляясь от того, что Он запретил. Богобоязненность бывает истинной, когда раб ставит преграду между собой и деяниями, из-за совершения которых Всевышний может быть недоволен им или наказать его. Богобоязненность требует большого усердия, постоянного старания и наставлений своего нафса.
2. Совершайте пять намазов.
Каждый день вовремя совершайте все обязательные намазы, поистине, это является причиной попадания в Рай. Намаз является опорой религии и самой важной составной частью Ислама после шахады. Это духовная связь между рабом и его Господом. В Судный день человек первым делом будет отчитываться за намаз. От Абдуллаха ибн Курта (р.а.) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«В День воскресения расчет с рабом Аллаха, прежде всего, будет произведен за намаз, и если его намаз будет в порядке, то и со всеми остальными делами все будет в порядке, если же его молитва окажется негодной, то и остальные его дела окажутся негодными».
(Табарани). Также от Абдуллаха ибн Амра Ибн Аль-Асса (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Для того, кто совершает намаз неуклонно, он станет светом, доказательством и спасением в День воскресения. А для того, кто не совершает его, не будет ни света, ни доказательства, ни спасения в День воскресения. Он окажется вместе с Каруном, Фараоном, Хаманом и Убаййем ибн Халафом». (Имам Ахмад, Табарани).
3. Поститесь во время месяца Рамадан.
Поститесь в благородный месяц Рамадан, сдерживая себя днем от еды, питья и других вещей, нарушающих пост. Это один-единственный месяц в году, во время которого пост обязателен. Всевышний Аллах в Коране говорит:
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – поистине вы будете богобоязненными». (2:183)
Всевышний Аллах обращается к верующим из этой Уммы с повелением о посте. Пост (ас-Сиям) – это воздержание от еды, питья и совокупления с искренним намерением ради Аллаха, с целью очищения душ от грязных примесей и от непристойного поведения.
Аллах также упомянул, что Он предписал пост верующим так же, как и предписал его тем, кто был до них, дабы те, кто был до них, были для них хорошим примером в исполнении предписания Аллаха, и дабы они исполнили пост лучше тех, кто был прежде них.
4. Выплачивайте закят со своего имущества.
Выплачивайте закят, который вменил вам в обязанность С ам Всевышний Аллах и сделал частью для бедных в вашем имуществе. Однако не все обязаны выплачивать закят. Выплата закята совершается с имущества, достигшего определённого количества (нисаба), которое эквивалентно 85 грамм золота. То есть его платят только имущие люди, очищая своё имущество и защищая его от бедствий. Всевышний Аллах в Коране говорит:
«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны в своих молитвах, отворачиваются от всего праздного и выплачивают закят» (23:1-4)
5. Повинуйтесь своим правителям.
Повинуйтесь тем, кто назначен правителем над вами, кроме случаев, когда они повелевают вам ослушаться Всевышнего Аллаха. Никогда не выходите против них и слушайтесь их приказов. Всевышний Аллах в Коране говорит:
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, Посланнику и обладателям власти над вами» (4:59).
Передается со слов Яхьи Ибн Хасына от его бабушки, что сказала: «Я слышала, как Пророк ﷺ, произнося проповедь во время прощального хаджа, говорил:
«И даже если для управления вами будет назначен раб, руководящий вами согласно книге Аллаха, то слушайтесь его и подчиняйтесь ему!» (Муслим).
В другом хадисе, который передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит:
«Слушайтесь и повинуйтесь, даже если вашим правителем будет эфиопский раб, голова которого подобна изюму». (Бухари).
Также от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Мусульманин обязан подчиняться, нравится это ему или нет, до тех пор, пока ему не приказывают совершать грех. Если ему приказали совершить грех, то ему не следует подчиняться и повиноваться». (Бухари, Муслим).
Поэтому старайтесь совершить эти вышеперечисленные деяния, проявляйте усердие в них, и Аллах обязательно введет вас в свой Рай и вознаградит вас всеми лучшими благами.
О деяниях, которые не будут приняты один без другого
Здесь также упоминается слова Ибн Масуд (р.а.), который говорил, что в Священной книге Коран есть слова Всевышнего Аллаха о наличие деяний, которые не будут приняты один без другого. Например, во многих аятах Корана, Всевышний Аллах начинает с таких слов:
«Читайте намаз и выплачивайте закят»,
а также:
«Господь приказывает поклонятся только Ему и проявлять добро по отношению к родителям»,
далее приходят аяты:
«Подчиняйтесь Аллаху и Его пророку»,
«Кто уверовал в Аллаха и в Его Судный день»,
Данные приказы Всевышнего Аллаха всегда приходят парой и ученные ислама говорят – один без второго принят не будет. Например, «Читайте намаз и выплачивайте закят». То есть, человек читающий пятикратный намаз и имеющий нисаб в достаточном количестве отказывается из жадности выплачивать закят, то ученные ислама предостерегают, что его пятикратный намаз не даст пользу в Судный день.
Также человек, поклоняющийся Единому Всевышнему Аллаху, но не проявляющий доброты к своим родителям может столкнутся с аннулированием его деяний в Судный день. Или же, кто-то скажет: «я подчиняюсь Всевышнему Аллаху, но не подчиняюсь Его пророку», то его подчинение Аллаху не будет принято в Судный день. И поэтому Пророк Мухаммад ﷺ упоминает 5 деяний, выполняя которые, мы, с дозволения Аллаха, попадем в Рай: первое - боятся Аллаха, второе - выполнять полноценно пятикратный намаз, третье – держать пост в священный месяц Рамадан, четвертое – выплачивать закят в случае, если наше имущество достигло уровня нисаба, пятое – подчиняйтесь вашим правителям.
Поэтому мы должны стараться выполнять вышеперечисленные, важные наставления Пророка ﷺ, нам надлежит проявлять усердие в этих деяниях и тогда Всевышний Аллах введет вас в Рай и вознаградит лучшими благами Рая.
Пусть Всевышний Аллах укрепит полученное знание в наших сердцах и сделает нас одними из полноценно следующими за сунной Пророка ﷺ.