Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.).
С дозволения Аллаха сегодня мы переходим к 53 уроку и 59 хадису Посланника Аллаха ﷺ. Данный хадис является последним в этой главе. Хадис передал нам известный сподвижник по имени Абу Холидин ибн Хаким ибн Хизам (р.а.), про которого Пророк ﷺ говорил такие слова:
«Поистине, в Мекке есть 4 человека, которые слишком возвышены, чтобы быть язычниками. Я очень хочу, чтобы они приняли ислам. Одним из них является Хаким сын Хизама (р.а.)».
Так же мы знаем из истории, и это исторически подтверждено, что это единственный человек, родившийся в стенах великой Каабы. История его рождения такова: как-то его мать, с группой своих сверстниц вошла вовнутрь Каабы, чтобы лучше рассмотреть ее. В тот день, она как раз была открыта. Находясь в Каабе, беременная женщина почувствовала, что у нее внезапно начались предродовые схватки, и она уже не смогла покинуть стены Каабы. Ее положили на кожаную подстилку, в итоге она родила своего младенца. И этим ребенком был Хаким ибн Хизам ибн Холидин. Он является сыном брата матери правоверных, самой госпожи Хадиджи бин Хувайлид (р.а.).
Хаким ибн Хизам вырос в семье, принадлежащей старому и знатному роду, занимавшего высокое положение и владевшего большими богатствами. И наряду с этим Хаким был умным, рассудительным и честным человеком, что побудило его соотечественников сделать Хакима своим руководителем и ответственным за оказание помощь нуждающимся и попавшим в беду паломникам. Он из своих собственных средств снабжал одиноких и отставших паломников в священный дом Аллаха, еще во времена джахилии. Так же Хаким (р.а.) был близким другом Посланника Аллаха ﷺ еще до того, как он начал выполнять пророческую миссию. Несмотря на то, что Хаким (р.а.) был старше благородного Пророка ﷺ на 5 лет, он очень любил общаться с ним, поддерживал самое доброе, дружеское отношение, охотно повсюду сопровождал его и проводил с ним все свое свободное время.
Посланник Аллаха ﷺ отвечал Хакиму (р.а.) взаимностью, любовью на любовь и дружбой на дружбу. Тем более, когда они стали родственниками их дружба еще больше окрепла и это произошло, когда Пророк ﷺ женился на тете Хакима – Хадидже (р.а.). Несмотря на то, что он тесно общался с самим Посланником Аллаха ﷺ, мы можем удивиться узнав, что Хаким принял ислам только лишь в день покорения Мекки, когда прошло уже более 20-ти лет с тех пор, как началась миссия пророчества.
Разумно было предположить, что такой человек как Хаким ибн Хизам (р.а.), которого Аллах наградил рассудительностью и такой тесной связью с Пророком ﷺ, должен был бы стать первым из уверовавших в миссию Посланника и стать на путь истинный. Но на все есть Воля Аллаха и Его предопределение. То есть происходит только то, что угодно Аллаху. Подобно тому, как мы удивляемся такому позднему переходу в ислам Хакима (р.а.), он сам удивился этому. Когда он принял ислам и вкусил вкус веры, Хаким (р.а.) ощутил острое чувство сожаления за каждое мгновение своей прежней жизни, когда он был язычником, когда он был неверующим в Аллаха и клевещущим на Пророка ﷺ. Увидив Хакима (р.а.) плачущим, после принятия ислама, его сын спросил: «Что тебя так расстраивает, отец?». И он отвечает:
«Абсолютно все в моей прошлой жизни меня расстраивает. Во-первых, это мое позднее принятие ислама, из-за чего я отстал в праведных делах, в то время как многие опередили меня. Даже если я потрачу все золото земли, даже тогда не верну упущенного. Во-вторых, Аллах спас меня в битвах при Бадре и Ухуде. Тогда, я сказал самому себе, что больше я не буду помогать курайшитам в их борьбе с Посланником Аллаха ﷺ и никогда не выйду из Мекки. Но тут же меня заставили сесть и помогать курайшитам. В-третьих, всякий раз устремляясь к исламу, я огладывался на пожилых и почтенных курайшитов, которые строго придерживались обычаев эпохи джахилии. Мне приходилось руководствоваться их примерами и подражать им. Если бы я не сделал этого, то нас бы погубило слепое подражание нашим отцам и руководителям. Как же мне не расстраиваться, сынок?».
Это слова сожаления Хакима (р.а.).
Пророк ﷺ, в ночь, предшествующую завоеванию Мекки, сказал своим сподвижникам вышеупомянутые слова: «Истинно, в Мекке есть 4 человека, которых я слишком уважаю, чтобы считать их язычниками, и я очень хочу, чтоб они приняли ислам». Его спросили: «О Посланник Аллаха, кто же это?». Он ответил: «Это Аттаб ибн Асая, Джубайр ибн Хутам, Хаким ибн Хизан и Сухаль ибн Амр (р.а.). Аллаху принадлежит заслуга в том, что все они стали мусульманами».
После похода на Хунайм, Хаким ибн Хизам попросил у Посланника Аллаха ﷺ свою долю трофеев и получил ее. После этого он попросил еще, и Пророк снова наградил его. В итоге его доля составила 100 верблюдов. Хаким тогда был мусульманином не долгое время. И Посланник Аллаха ﷺ сказал ему:
«Послушай Хаким, все это имущество желанный дар для каждого человека. Тот, кто принимает это без корысти в душе, получит благословение. А тот, кто с корыстью берет это, не получит благословение. Он уподобится тому, кто все время ест, но не может насытиться. Известно, что подающая рука лучше, чем берущая».
Услышав такие слова от Пророка ﷺ Хаким воскликнул: «О Посланник Аллаха, клянусь Тем, Кто послал тебя с истинной миссией. После тебя не у кого я ничего не буду просить. А также не у кого ничего не возьму, до самой смерти».
Хаким (р.а.) выполнил эту клятву самым достойным образом. Например, в эпоху Абу Бакра (р.а.), правдивейший много раз приглашал его получить причитающиеся ему имущества и деньги из мусульманской казны. Однако Хаким (р.а.) отказывался от всего. Когда халифом стал Аль Фарук, он также неоднократно приглашал Хакима (р.а.) получит свою долю. Но он также отказывался брать что-либо из этой казны. Однажды, во времена Умара (р.а.), Умар (р.а.) встал перед людьми сказал:
«Свидетельствую перед вами мусульмане, что я постоянно зову Хакима (р.а.) взять свою долю, но он всегда отказывается».
И так, до самой своей смерти, Хаким (р.а.) ни у кого ничего не взял.
Данный сподвижник, сегодня передает слова Посланника Аллаха ﷺ. Сообщается, что Абу Халиф Хаким ибн Хизам (р.а.) сказал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе до тех пор, пока они не расстались друг с другом. Если оба они были правдивы и разъясняли, то сделка их будет благословенной. Если же они скрывали что-то и лгали друг другу, то благо этой сделки будет уничтожено».
Хадис передали имам Бухари и имам Муслим.
Посланник Аллаха ﷺ регламентирует в своем хадисе, положение людей, которые занимаются торговлей. Здесь упоминается, какое слово: «Остаются свободными в своем выборе». То есть каждый из них имеет право выбора до тех пор, пока они не расстанутся. Например, человек продал другому свой автомобиль за 10 млн тенге. Если продавец и покупатель составили договор, но еще не расстались, то они оба имеют право выбора. То есть именно в законах торговли, взаимоотношению торговца с покупателями учитывается именно этот факт в Исламе.
Если продавец хочет, он может передумать и вернуть машину. Точно также, если покупатель передумал, то он может вернуть свои деньги обратно. Это является милостью Аллаха и облегчение для рабов. В другом хадисе упоминается так же в дополнении к вышеупомянутому хадису:
«Или же один передаст право другому».
То есть один из них может сказать: «Я передаю право выбора тебе». Когда они оба составляют договор, там один из них учитывает факт, что передает право кому-либо. Тогда право расторгнуть сделку будет только у одного из них. Или же они могут вдвоем отказаться от этого права, и тогда сделка будет считаться окончательной. В итоге, здесь возможны 4 ситуации, как показывают наши ученые.
Первое, право выбора имеют покупатель и продавец в том случае, если никто из них не отказывался от своего права.
Второе, ни покупатель, ни продавец не имею права выбора в том случае, если они отказались от выбора, в результате чего сделка считается завершенной и окончательной.
Третье, право выбора имеет только продавец, по причине того, что покупатель отказался от этого права.
Четвертое, право выбора имеет только покупатель, по причине того, что продавец отказался от этого права. И далее Посланник Аллаха ﷺ продолжает: «И если они оба были правдивы и разъяснили, то сделка их будет благословенной». То есть правдиво описали своей товар.
У мусульманина, который занимается торговлей, в первую очередь оценивается правдивость. Он должен быть правдивым, когда продает некий товар. Например, когда перед продажей хвалили свой товар и разъяснили все те недостатки, которые имеются в этом товаре. Например, человек, который продает машину, говорит: «Это почти новая машина, 2020 года выпуска, километраж очень маленький. В ней есть такие-то преимущества и т.д.». Хотя на самом деле все не так. То есть, следовательно, продавец, солгав, что есть какие-то дефекты, например, в двигателе, который знает только он и Аллах, но при этом он его скрывает. Либо же продавец мог скрыть недостатки своего автомобиля, и это так же является препятствием для получения баракята. Благодать будет лишь тогда, когда продавец правдиво описывает все достоинства и недостатки своего товара. Всевышний Аллах Всезнающий. И даже когда продавец продает свой товар, скрыв какие-то недостатки, получает определенную нужную сумму, но в этой сумме не будет достатка.
Ислам учитывает именно этот тонкий момент. Чтобы покупатель и продавец были довольны друг другом, а Всевышний Аллах был доволен ими обоими. Сюда так же относится то, что в данное время делают многие люди, пусть Аллах убережет нас от подобного. Они ставят хорошую часть товара вперед, на видное место, а плохую часть товара прячут позади. Такие люди не придерживается правдивости, такие люди лгут. Во-вторых, они не разъяснили недостатков, они их скрыли. В начальных уроках мы приводили множество хадисов на тему антонима правдивости – это ложь. Посланник Аллаха ﷺ ненавидел эту черту характеру людей. Человек может быть скупым, жадным, слабым. Но мусульманин не имеет право быть лжецом. Правдивость всегда оценивалась Посланником Аллаха ﷺ очень высоко.
И поэтому сегодня, данный урок, уважаемые слушатели, очень полезный урок именно для тех людей, которые работают в области торговли. Посланник Аллаха ﷺ регламентирует правила этики и эстетики продавца и торговца.
«Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе до тех пор, пока они не расстанутся. Если они оба были правдивыми и разъяснили, то сделка их будет благословенной. Если же они скрывали что-то и солгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено».
Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее знание в наших сердцах и даст возможность каждому из нас, делать деяние на вышеупомянутый хадис Посланника Аллаха ﷺ.