Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели! Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (рахимахуллах). С дозволения Аллаха в прошлых уроках закончили главу «Муракаба» где приводили в начале аяты из Священного Корана с толкованием, основываясь на тафсирах ученных Ахлю-Сунна-уаль-Джама’а. Далее перешли к хадисам и изучили все хадисы касательно этой главы, также основываясь на комментарии ученных Ислама – мухаддисов. Сегодня с дозволения Аллаха мы переходим к новой главе – глава 6: о богобоязненности.
Такуа (богобоязненность) – известный термин, который мы встречаем в аятах Священного Корана, а также и в хадисах Посланника Аллаха ﷺ. Имам Ан-Навави (рахимахуллах) начинает эту главу традиционно приводя аяты Корана, относящихся к данной главе о богобоязненности. Есть множество аятов касательно этой темы. Мы сегодня, с дозволения Аллаха, остановимся на определении данного термина учеными Ислама, также будем приводить аяты, и в очень облегченной форме объяснять, что такое богобоязненность.
Итак, такуа (богобоязненность) толкуется ученными как искренний страх или боязнь перед Всевышним Аллахом, вне зависимости от места и времени. То есть неважно мусульманин находится где-то в обществе, либо находится наедине с собой – везде его страх будет одинаковым, это и есть искренняя боязнь перед Всевышним Аллахом. Как и дуа, богобоязненность является опорой мусульманина. Несомненно, богобоязненный – это человек из числа совершающих пятикратный намаз, также, выплачивающих закят, и по возможности, совершающих хадж, то есть, выполняющих все пять столпов Ислама.
Однако каждый из нас понимает богобоязненность по-своему. Как же узнать ее истинные черты? Конечно же, нужно прислушаться к тому, что нам говорит наш Любимый Пророк ﷺ, его сподвижники, а также ученные Ахлю-Сунна-уаль-Джама’а. Когда спросил у Пророка ﷺ про богобоязненность, один из особенных и мудрых сахабов Али (р.а.), то Посланник Аллаха ﷺ перечислил все как на ладони:
«Богобоязненность – это совершение деяний в соответствии с Кораном и Сунной, подготовка ко дню смерти и довольство малым».
После этого Умар (р.а.) спросил: «О Посланник Аллаха, опиши нам богобоязненных, чтобы мы могли представить их перед глазами».
Еще раз повторюсь, у каждого из нас есть свое индивидуальное мнение, кто такой богобоязненный человек, но лучше Пророка ﷺ об этом никто не знает. Давайте послушаем, что нам говорит Посланник Аллаха ﷺ о богобоязненных чтобы хотя бы представить их перед глазами и, соответственно, использовать подобный нрав и качества на практике, чтобы стать богобоязненным, потому что это может послужить вхождению в Рай.
Тогда Али (р.а.) ответил, Хумаму (р.а.), описав то, как описал Пророк Мухаммад ﷺ про богобоязненных людей:
«Дела богобоязненных направлены только на благое».
Что бы ни дела богобоязненный человек, он всегда приносит пользу окружающим, обществу, семье.
«Так же слова его основаны только на истине»,
то есть этот человек никогда не врет, не лжет, не приближается к вранью, не сквернословит. Держится подальше от клеветы и сплетен. Так же здесь описываются и внешние атрибуты:
«Одежда его очень скромная».
То есть, они не стремятся к реализации через внешние данные.
«Они берегут глаза от харама».
Они опускают взоры, как приказано в Священном Коране и в хадисах Посланника Аллаха ﷺ.
«Прислушиваются к полезным знаниям».
Они постоянно в поиске знания.
«Они одинаково встречают и горе, и радость».
Когда их настигает горе, они проявляют терпение и стойкость. Потому что знают, что это испытание от всевышнего Аллаха и проявляя терпение они надеются на благое в этом мире и в Судном дне. Так же они одинаково встречают и радость. Когда их настигает радость и счастье они сразу же вспоминают Всевышнего Аллаха и благодарят Его за эту радость, говоря: «Альхамдулилля». На эту тему есть множество хадисов Посланника Аллаха ﷺ:
«Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом»
Далее Али (р.а.) продолжает:
«Если бы ни смерть, их душа ни на миг не оставалась в их телах от большой тоски к Аллаху».
То есть они полноценно полюбили Всевышнего Аллаха. Далее:
«Они ставят Всевышнего Аллаха и Его Посланника ﷺ выше этого мира».
Таким образом, они обладают полноценной верой. На это есть также множество хадисов. Мы должны ставить Алл аха и Его Посланника ﷺ выше этого мира или выше того, что мы любим, прежде всего. Выше родителей, материальных ценностей, детей и т.д. Далее:
«Они печалятся об ахирате, о Судном дне».
Они переживают о том, какая будет у них учесть в Судный день, каково будет их положение. Они уже в этом мире готовятся к Судному дню. Они всегда выполняют благие деяния. При любой возможности зарабатывают вознаграждения соответствующего характера.
«Они скромные, не высокомерные. Чистые рабы, с тонким лицом».
В толкованиях ученых Ислама указывается, что их лица сияют от «нура».
«Они проявляют терпение в короткой жизни. Находят наслаждение в мире вечном».
Они знают, что этот мир временного характера и наслаждение их ожидает в мире вечном. В это они уверовали полноценно. Далее:
«даже если они отворачиваются от дуньи, она не отстает от них».
Они полностью утратили интерес к дунье и здесь происходит обратная ситуация, Всевышний Аллах сделает так, что дунья не отстает от них. Однако, дунью они держат только в руках, но не в сердце. Так же:
«Они не открывают тайны, даже если попадают в плен дуньи. Они не раскрывают чьи-то грехи, тайны или аманат. Встают на ночную молитву и предаются слезам»,
То есть встают на тахаджуд, боясь Всевышнего Аллаха, когда они наедине с Ним.
Если будет прочтен один аят о Рае, то они скучают. И с великой тоской стремятся туда. А если будет прочтен аят об Аде, то они будут прислушиваться сердцем, будто страшные голоса из Ада слышны им».
То есть, когда они читают Коран, они все представляют, испытывают надежду, но если читают аяты об Аде, то они прислушиваются так, будто ужасающие вопли из Ада слышны им.
Уважаемые слушатели, здесь мы полностью, и в аятах и в хадисах Посланника Аллаха ﷺ встречаем все атрибуты богобоязненного человека. То есть Али (р.а.) передает от Посланника Аллаха ﷺ все черты характера богобоязненных. Далее:
«Когда они читают Коран, они встают на колени и умоляют Аллаха «О Всевышний Аллах, мы просим у Тебя Рая, так же спаси нас от огня Ада».
Днем они милосердные люди. Ученые, которые совершают благие поступки и пребывают в страхе. Они настолько бояться Аллаха, что люди думают, что у них какой-то недуг. Но они не больные, они люди, часто вспоминающие смерть. Они не довольствуются своими деяниями. А если их много, не гордятся этим. То есть, совершив какое-то благое деяние, они не довольствуются этим. А если сделали много благих деяний, то никогда не гордятся этим. Потому что они знают, что это не примется.
«Они боятся, что их дела будут списаны, поэтому всегда держат в узде свой нафс, желания. Если один из них проявил мудрость, то он боится народной похвалы и тогда он будет упрашивать, как наставлял Посланник Аллаха ﷺ, если кто-то нас хвалит: «Люди не знают, я знаю себя лучше. А Аллах знает какой я лучше меня самого. О Аллах, прошу не наказывать меня за их слова по незнанию. Сделай меня лучше, чем они говорят, и прости меня за слова, по неосведомленности».
Это является сунной Посланника Аллаха ﷺ, если кто-то хвалит нас. Так же:
«Заметить их следующее качество, не составляет никакого труда»,
передает Али (р.а.) слова Посланника Аллаха ﷺ:
«Первое, их крепкая религия. Второе, они не предаются горю. Третье, совершенный иман. Четвертое, тяга к религиозным знаниям. Пятое, справедливость».
Они всегда любят справедливость и поступают, по справедливости.
«Шестое, терпимость к трудностям. Также терпение к бедности. Стремление к дозволенному. Активность в повиновении и смущение в прошении подаяния».
То есть богобоязненные люди проявляют большую активность в повиновении Аллаху, и никогда не просят подаяния. Свою слабость они показывают только Всевышнему Аллаху.
«Они всегда совершают благие дела, когда заходит солнце, всем телом и душой они пребывают в довольствие и тем самым дают отчет, что они сделали сегодня. А при рассвете говорят зикр, как учил наш Пророк ﷺ. Ночью засыпают с предосторожностью, говоря дуа, как нас учил Пророк ﷺ: «С именем Аллаха я засыпаю. Поворачиваюсь на правый бок. Если Ты, Всевышний Аллах, захочешь, я утром поднимусь живым, а если Ты заберешь мою душу во сне, то прояви милость, прости ее. Если забранную душу вернешь обратно на утро, то сохрани ее, как Ты сохраняешь благочестие Своих рабов».
Здесь упоминается именно это. То есть у них нет уверенности, что рано утром они проснутся живыми. Так же:
«Радуются при восходе солнца, говоря: «Слава Всевышнему Аллаху, Который оживил нас, после того как умертвил. Они искренне радуются милосердию и благодарности. Даже если им трудно, они не придаются своему нафсу. Распространяют свои знания добродушно, а слова закрепляют поступками».
То есть, они мало говорят, много действуют. Далее:
«Их желания исполняются и у них мало ошибок».
Большинство их дуа принимаются, и они мало ошибаются. Конечно, все сыновья Адама ошибаются. Но они всегда держат под контролем свой нафс, язык и органы тела. И нафс в таком случае прибывает в удовлетворении, и в сердце появляется боязнь. Далее:
«Они мало едят».
Они точно также делят желудок, как учил Посланник Аллаха ﷺ. Одну часть оставляют воздуху, вторую воде и третью часть еде. Далее:
«дела легкие, религия живая, гнев обузданный. От них ждешь только хорошее и не получаешь ничего плохого».
Человек, который находится с такими людьми, всегда чувствуют себя в безопасности.
«Если они вместе с поминающими Аллаха, то не записываются как беззаботные. А если они с беззаботными, то записываются как поминающие Аллаха. Они прощают коварство. Даже если их кто-то обидел, они не обижают в ответ. Они сближают родственников, которые были в разладе. Они далеки от хулиганства, их слова мягкие. Они призывают к благому и отвращают от плохого. Они не обижают человека, которого ненавидят. Не причиняют тягот человеку, которого любят. Если они свидетели, то признают правду. Они с честью хранят то, что доверено как аманат. Не обзывают людей, унижающими именами. Не причиняют вреда соседу. Не радуются горю людей. Не приближаются ко лжи, не выходят за рамки истины. Если смеются, они не возвышают голос. А если молчат, не огорчают кого-либо. Если кто-то причинил им вред, они с терпением ждут наказания Аллаха. Нафс мучается, а люди получают удовольствие. Любят либо людей только ради Аллаха и плохо относятся только ради Аллаха. Если кто-нибудь приблизиться к ним, они с мягкостью приближаются к этому человеку. А если кто-нибудь отдаляется от них, они отдаляются не по причине высокомерия, а из благих побуждений»,
- такое описание атрибутов богобоязненных людей приходит в сунне Посланника Аллаха ﷺ, который нам передал известный сподвижник Али (р.а.).
Уважаемые слушатели, вышеупомянутые качества если будут у каждого мусульманина, то жить станет легче в этом мире, с ними нет никогда проблем, и не будет. У них нет проблем по отношению к Аллаху, потому что они выполняют обязанности раба перед всевышним Аллахом в полноценной форме. Так же в Судный день у них не будет осложнений, связанных с окружающими людьми. Так как у них никогда не было проблем в этом мире, они были в очень хороших отношениях, отдавали закяты и саадака. И поэтому вышеупомянутые качества — это качества богобоязненности.
Далее автор приводит аяты из Священной книги Коран:
«Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали, бойтесь Аллаха должным образом», сура «Аль Имран», 102 аят.
Также всевышний Аллах сказал:
«так бойтесь же Аллаха по мере сил ваших», «Ат Тагбун», 16 аят.
То есть этот аят поясняет собой смысл предыдущего аята. Всевышний Аллах также говорит в следующем аяте:
«О те, кто уверовал, бойтесь Аллаха и говорите правильные слова».
В вышеупомянутых атрибутах, которые упомянул Пророк ﷺ и передал нам Али (р.а.) так же упоминается, что они говорят истину, и всегда придерживают свой язык от лжи. Далее автор говорит: «И аяты в которых содержится веление, бояться Аллаха многочисленны и известны». Всевышний Аллах говорит:
«А тому, кто боится Аллаха, Он устроит выход и даст ему средства к жизни, откуда он не ждет».
Всевышний Аллах предоставит выход из любого сложного положения человеку, который боится Аллаха. то есть даст ему ризк материального характера, откуда он и не ждет. Далее, Всевышний Аллах также говорит:
«О те, кто уверовал, если вы будете бояться Аллаха, Он даст вам способность различения, покроет ваши дурные дела и простит вас. Ведь Аллах обладатель великой Милости», сура «Анфаль», 29 аят.
То есть, кто будет бояться Аллаха, такого человека Всевышний Аллах одарит качеством различения. Этот мусульманин будет различать ложь от истины, справедливость от несправедливости, так скажем черное от белого. И это качество даровано только богобоязненным людям, которые боятся Всевышнего Аллаха, остерегаются Его, где бы он ни был.
Уважаемые слушатели, в сегодняшнем 63 уроке, мы коротко и ясно, основываясь на определениях, которые нам дал Пророк Мухаммад ﷺ, и ученые Ислама о термине «богобоязненность» разъяснили его. Также привели аяты из Священной книги Коран.
Ин шаа Аллах, на следующем уроке мы уже перейдем к самим хадисам Посланника Аллаха ﷺ, которые также учат к богобоязненности.
Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее наше полученное знание в наших сердцах и сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ.