Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Зухр 13:00
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:31 05:15 13:00 18:18 20:38 22:22
свернуть
Календарь
Хиджра
13 Зуль-каада 1441
Григорианский
04 июля 2020

Циклы уроков

Урок 35. Глава 3: 35 хадис

Урок 35. Глава 3: 35 хадис

Урок 34. Глава 3: 34 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: Среда
18 июня 2020 486 0
Скачать в pdf
| A | +

Видео версия  |  Аудио версия 


 

Уважаемые слушатели, уважаемый джамаат! Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). Мы с дозволения Аллаха в прошлом уроке изучали и укрепляли в своих сердцах 34 хадис Посланника Аллаха (ﷺ).  И с дозволения Аллаха мы переходим к следующему уроку, соответственно к 35 хадису Посланника Аллаха (ﷺ), который передал нам известный авторитетный сподвижник Ан Атойи ибн Аби Раббахи (р.а.). Сообщается что Ато ибн Раббах (р.а.) сказал: «Однажды Ибн Аббас да будет доволен Аллах ими обоими сказал мне».

 

Здесь я хочу остановиться и дать более подробное объяснение о том, кем же был Ато ибн Раббах (р.а.). Про Ибн Аббаса (р.а.) я вам уже рассказывал в предыдущих уроках. Но сегодня я хочу остановиться именно на сподвижнике по имени Ато ибн Раббах (р.а.). О том, кем он был вообще в религии ислам. Про него пишут очень многие ученые ислама. Давайте остановимся более подробно о том, кем он был в религии ислам. Давайте перенесемся в последнюю декаду месяца Зуль хиджа, 97 год по хиджре. Хадж. Возле Каабы собралось большое количество паломников, прибывших из разных областей кто верхом, а кто пешком. Так же были среди них и старые и молодые мужчины и женщины мужчины и женщины темнокожие и светлокожие, арабы и не арабы, господа и простые люди. Все они прибыли к Каабе испытывая страх перед Всевышним Аллахом. И произнося тальбию, надеялись на Милость Аллаха. И среди паломников в это время был известный халиф мусульман величайший правитель в свою эпоху Сулейман ибн Абдуль Малик. То есть он тоже обходил вокруг Каабы будучи босым. На нем были только изар и накидка. Он ничем не выделялся среди своей общины, хотя и был халифом своих братьев по вере. Так же в паломничество пришли его 2 сына они были вместе с ним, и все вместе делали обход Каабы. И в завершении обхода вокруг Каабы халиф подошел к человеку из числа своих приближенных и спросил: «где он?». Тот ответил: «Он стоит там и совершает молитву». И халиф вместе со своими сыновьями отправились туда, куда ему указали приближенные. Они хотели последовать за халифом, чтобы освободить для него дорогу, чтобы он не пострадал в давке. Но халиф велел им не делать этого. Мы знаем, что вокруг Каабы большое количество людей. Поэтому, чтобы не навредить халифу помощники хотели открыть ему дорогу, но халиф запретил им. И в этом мы должны видеть наставление. Наставление для руководителей, бизнесменов. Которые привыкли быть в чистой одежде, в креслах, со своими помощниками. Отсюда можно еще раз убедиться, что именно Кааба, это то святое место, где становятся равны богатые и бедные, руководители и простые люди.

 

Потом он направился к человеку, о котором он спрашивал и обнаружил, что тот все еще совершает намаз. Люди сидели позади него. Халиф же сел там, где было свободное место и посадил рядом с собой своих сыновей. Юноши курайшиты пристально смотрели на этого человек к которому пришел их отец, повелитель верующих. Они сидели вместе с простыми людьми ожидая, пока он закончит молиться. Когда он обернулся, они увидели перед собой пожилого эфиопа, чернокожего, с кучерявыми волосами и плоским носом. То есть когда он сидел, то казался похожим на черного ворона. Вот как его описывают ученые ислама. И так завершив намаз этот человек вернулся туда, где сидел халиф – Сулейман ибн Абдуль Малик, поприветствовал его и тот ответил на его приветствие. После этого, халиф начал спрашивать его об обрядах хаджа по порядку. И этот человек давал халифу исчерпывающие ответы, приводя при этом хадисы от Посланника Аллаха (ﷺ). Выслушав все ответы, халиф сказал: «Да воздаст тебе Аллах благом». Потом он сказал своим сыновьям встать, они поднялись и все трое направились к холмам Сафа и Марва, чтобы совершить пробег. Мы знаем постулаты хаджа: чтение двух ракаатов намаза возле макама Ибрахима, далее мы идем в сторону Сафа и Марва. И один из юношей посмотрел на отца и сказал: «Как же так, повелитель верующих объявил, что не должны обращаться за фетвой ни к кому другому кроме Ато ибн Раббаха и его товарища?». То есть по пути к месту пробега двое юношей услышали, что глашатаи объявляют: «О мусульмане, в этом месте фетву дает только Ато ибн Раббах (р.а.), а если его не будет, то Абдуллах ибн Наджих». То есть этот сподвижник Ато ибн Раббах давал фетву, был ученым ислама именно в мечети Аль-Харам. И поэтому сыновья удивленно спрашивают: «Они объявили, что люди не должны обращаться за фетвой ни к кому другому, кроме Ато ибн Раббаха и его товарища, а мы пошли за фетвой к этому некоему простому человеку, который даже не уделил самому халифу должного внимания и не возвеличил его должным образом». И тогда Сулейман ответил своим сыновьям: «Этот человек, которого вы видели, и перед которым мы сидели со смирением, и есть Ато ибн Раббах, дающий фетву в заповедной мечети Аль-Харам и сменивший на этом важном посту Абдуллаха ибн Аббаса (р.а.). То есть Абдулла ибн Аббас (р.а.) так же давал фетву и был авторитетным ученым ислама, который служил до конца своих дней в мечети Аль-Харам. После его кончины, его место занимает Ато ибн Раббах, авторитетный сподвижник, который передал нам этот хадис от Посланника Аллаха (ﷺ). И потом халиф сказал своим сыновьям:

 

«Приобретайте знания, сыновья мои. Поистине, знания возносят скромного, заставляет пробудиться ленивого и поднимает невольников до уровня царей».

 

Сулейман ибн Абдуль Малик не преувеличивал, когда говорил своим сыновья о важности знаний. Ато ибн Раббах в детстве был невольником. Он принадлежал одной женщине, из числа жителей Мекки. Но Всевышний Аллах почтил этого эфиопа, с младших лет поставив его на путь приобретения знаний.

 

Ато (р.а.) разделил свое время на 3 части. Если мы поставили любовь к знаниям религии ислам, мы должны взять наставление или же цикл приобретения знаний у Ато ибн Раббаха. Здесь идет важное наставление. Ученые приводят, Ато ибн Аббас (р.а.) разделил свое время на 3 части.

 

Одну часть он посвящал своей госпоже. То есть одну часть своего времени мы можем посвящать своей работе, при этом он безупречно прислуживал ей и соблюдал ее права наилучшим образом. Мы так же должны выделять время своей работе, если мы являемся работниками.

 

Вторую часть своего времени Ато ибн Раббах (р.а.) посвящал Своему Господу, поклоняясь ему с усердием и искренностью.

 

Третью часть своего времени Ато (р.а.) посвящал приобретению знаний. Ато (р.а.) приходил к сподвижникам, которых застал и без усталости черпал из чистейшего источника знания. Ученые так же приводят в своих комментариях, что Ато (р.а.) принимал знания от самого Абу Хурайры, Абдулла ибн Аббаса, Абдулла ибн Аз-Узайбра, и других благородных сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах. То есть он приобрел много знаний, обретя глубокое понимание в религии и зная множество хадисов Посланника Аллаха (ﷺ).

 

И, увидев, что ее невольник посвятил себя служению Аллаху и приобретению полезных знаний, мекканка отпустила его на свободу, ища награду от Всевышнего Аллаха. Она надеялась, что Аллах принесет через Ато (р.а) пользу исламу и мусульманам. С этого момента, он практически совсем перестал покидать мечеть Аль-Харам. С детства он всегда был в мечети Аль-Харам. Эта мечеть стала для него домом, в котором он жил, школой в которой он учился, и местом поклонения, в котором он стремился к Аллаху посредством богобоязненности и покорности.

 

Мы понимаем, что Всевышний Аллах наделил благом этого человека еще с малых лет тем, что он находился в мечети Аль-Харам. Историки ислама утверждают, что Ато (р.а.) ночевал в мечети около 20 лет. Он жил непосредственно в этой мечети. Так же благородные последователи сподвижника Ато ибн Раббах (р.а.) достигли в своем приобретении знаний таких высот, что мало кто из его современников мог с ними сравниться. Например, ученые ислама так же приводят слова Абдуллаха ибн Умара (р.а.):

 

«Совершая Умру руководил молитвой жителей города Мекки». И после намаза люди обступили его вопросами и просили дать им фетву по каким-либо религиозным вопросам. Абдулла ибн Умар (р.а.) сказал: «Вы меня удивляете о жители города Мекки. Неужели вы спрашиваете о чем-то меня, когда среди вас есть Ато ибн Раббах».

 

Ато ибн Абу Раббах достиг высокой степени в религии и знаниях, благодаря двум качествам. Это то, что мы так же должны укрепить в своих сердцах. Если мы хотим достичь высокой степени, получив религиозные знания, то мы должны непременно стараться приобретать эти 2 благородных качества.

 

Первое, Ато ибн АБу Раббах (р.а.) отлично владел собой, и не позволял душе своей бесполезных услад. То есть всегда держать нафс под своим контролем.

 

Во-вторых, он распоряжался своим временем, при этом, не тратя ни минуту на лишние движения и действия. Мухамммад ибн Сукия –  сыном брата Ато ибн Раббаха. рассказывает, что однажды беседовал с людьми, которые пришли навестить его и сказал им: «Хотите, расскажу вам кое-что. Надеюсь, это принесет пользу вам, как в свое время принесло пользу мне». На что люди ответили, чтоб он конечно же рассказал. И Мухаммад ибн Сукия рассказывает: «Как-то Ато ибн Абу Раббах (р.а.) сказал мне, давая наставление:

 

«О сын брата моего, поистине наши предшественники не любили лишних слов».

 

То есть сподвижники не любили лишних слов. И тут я спросил, что они считали лишними словами. Он ответил:

 

«Они считали лишними все слова, кроме книги Аллаха ее чтения, и понимание хадисов Посланника Аллаха (ﷺ), их передачи и понимания. Побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого, полезного знания, приближающему к Всевышнему Аллаху. И тех слов, которые ты произносишь, когда говоришь о своих потребностях или хлеб насущных дел».

 

Потом он сказал:

 

«Разве вы не знаете, что поистине над вами есть хранители благородные писцы».

 

То есть он приводил аяты из Священного Корана, 82:10-11. И что с каждым из вас есть 2 ангела. Два ангела справа и слева сидят и принимают, записывают ваши деяния. Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается наблюдатель. Это так же аяты из Священной книги Коран, сура 50:17-18. А потом он сказал:

 

«Разве не устыдится любой из вас, когда перед ним развернут свиток, который он продиктовал с утра, и он обнаружит, что большинство из того что записано там не нужно ни для религии, ни для мира этого».

 

То есть про этого сподвижника, ученого ислама можно говорить очень многое. Так же можно привести комментарии имама Абу Ханифа Ан-Нумана (р.а.), который рассказывал следующее:

 

«В Мекке я ошибся в 5 вопросах, касающихся хаджа. И цирюльник научил меня».

 

Цирюльник – этот от человек, который служит в мечети Аль-Харам. Например, он может быть помогающим касательно постулатов совершения хаджа.

 

«Когда я хотел побрить голову, чтобы войти в состояние ихрама, я пришел к цирюльнику и спросил о том, во сколько мне обойдется бритье головы».

 

Он ответил:

 

«Да наставит тебя Аллах на прямой путь. Об оплате бритья во время паломничества не договариваются. Садись, а потом дашь сколько сможешь. Мне стало стыдно, и я сел, не повернувшись в сторону киблы, он кивнул мне, делая знак, чтобы я повернулся в сторону киблы. Я подчинился, и мне стало еще больше стыдно. Я подставил ему левую половину головы, но он сказал, подставь правую. И я подчинился. Он стал брить мне голову, и я молча смотрел на него, удивляясь. Он сказал, а почему ты молчишь? Произнеси такбир. Я произносил такбир, пока не поднялся, чтобы уйти. Он спросил, куда направляешься? Я ответил, хочу пойти в свою палатку, он ответил, соверши молитву два ракаата, а потом уже отправляйся туда, куда пожелаешь. Я совершил молитву два ракаата, а потом подумал, что цирюльник не мог сказать все это, не обладая знаниями. Затем я спросил, откуда у него знания, по поводу действий, которые он мне велел совершить?».

 

Он ответил:

 

«Да благословит тебя Аллах. Я видел, как Ато ибн Раббах (р.а.) делал так, и я принял это от него. И теперь показываю людям поступать так же».

 

Мир этот приступил к Ато ибн Раббаху, но он решительно отвернулся от него и не пожелал иметь с ним ничего общего. То есть за всю свою жизнь он ни разу не надел рубаху, стоимостью больше 5-ти дирхамов. Например, Усман ибн Ато Аль-Харосани рассказывал:

 

«Как-то я отправился вместе с отцом к Хишаму ибн Абдуль Малику, и когда мы были уже близко от Дамаска, мы увидели темнокожего человека, который ехал на осле. Старец был одет в толстую рубаху из грубой ткани и в старую верхнюю одежду. На голове у него была небольшая шапочка, а стремена его были из дерева. Меня рассмешил его вид, и я спросил у отца, кто это. Он тихо ответил, что это господин факихов, хиджаза – Ато ибн Раббах».

 

Это говорит о скромности данного учёного ислама. Ато ибн Абу Раббах (р.а.) прожил долгую жизнь, дожив до 100 лет. Жизнь его была наполнена знанием и трудом, как я упомянул уже выше. Так же его жизнь была украшена равнодушие к тому, что было любимо другим людям, и так же стремлением к Аллаху. Когда к нему пришла смерть, она обнаружила, что мирских благ особо у него не было, за то был запас дел, которые он совершал для мира вечного. Крое того, он совершал хадж 70 раз. И 70 раз стоял на горе Арафат, прося Всевышнего Аллаха Его довольствия и рая. А также о защите от Его гнева и от огня.

 

И вот этот сподвижник передает хадис от Посланника Аллаха (ﷺ). Сообщается, что Ато ибн Абу Раббах сказал:

 

"Однажды ибн Аббас (р.а.) сказал мне: «Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?".

 

Я сказал: Да. И он сказал:

 

"Это чернокожая женщина".

 

В комментариях ученые ислама говорят следующее, что эту женщину звали – Суайра. Ее кунья, второе имя было – Умму Зуфр. То есть мать Зуфра. Эта чернокожая женщина, в свое время пришла к Пророку Мухаммаду (ﷺ) и сказала:

 

"О Посланник Аллаха, у меня бывают приступы. Приступы падучие, эпилепсия. И из-за этой болезни я теряю сознание, и я обнажаюсь".

 

То есть когда она падает, она обнажается, раскрывается ее аурат.

 

"Обратись же к Аллаху с мольбой за меня", - попросила женщина Пророка Мухаммада (ﷺ). В ответе Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:

 

"Если хочешь, терпи, и тогда тебя ожидает Рай. А если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы он исцелил тебя".

 

И она сказала:

 

"О Посланник Аллаха я буду терпеть".

 

 А потом добавила:

 

"Поистине я обнажаюсь. Попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась".

 

И он обратился к Аллаху с такой мольбой за нее".

 

Этот хадис передает имам Бухари и имам Муслим. Имам Ан-Навави (р.а.) в этой книге включил этот хадис в «Главу о Терпении». Действительно, терпение это одна из причин попадания в Рай. Эта женщина согласилась терпеть болезнь, но мысль о том, что откроется ее аурат, для нее была невыносима. И она попросила сделать за нее мольбу, чтобы она не обнажалась, то есть не открылся ее аурат, те части тела женщины, которые она должна скрывать от чужих взоров. Мы знаем, что в момент беспамятства человек не несет ответственность за то, что с ним произошло. Но эта женщина из-за стыда, что кто-то мог увидеть ее аурат просит Пророка (ﷺ) сделать за нее мольбу. То есть она не жалуется, а именно из-за стыда обращается к Пророку Мухаммаду (ﷺ) и просит сделать за нее мольбу, чтобы никто не увидел ее аурат.

 

А в наше время мы видим, что даже женщины, практикующие ислам, являющиеся мусульманками, которые читают намаз, не уделяют должного внимания закрытию аурата. Женщины могут как-то отговорить себя, ссылаясь на то, что недопустимо ношение платка в гос.учреждениях. Но нет этому отговорок в то время, когда они идут по улице или же к кому-то в гости. Мужчины, которые являются пастырями женщин, так же не уделяют этому внимание должным образом. Так же ученые ислама приводят хадис в комментариях: «Каждый из вас является пастырем». Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:

 

«Каждый из вас является пастырем своей семьи. И каждый из вас несет ответственность за свою паству».

 

Как видим из этого хадиса, мы – мужчины несем ответственность за наших женщин. Если мы не будем указывать нашим женщинам о повелениях и запретах ислама, в Судный день нам придется отвечать за это. Например, рассказывается, что дочь Пророка Мухаммада (ﷺ) Фатима (р.а.) после смерти отца улыбнулась всего лишь один раз. Как-то она сидела с одной из сподвижниц Пророка (ﷺ), которая делала хиджру в Эфиопию и сказала, что есть мысль, которая тревожит ее. И эта сподвижница спрашивает, что ее тревожит. И Фатима (р.а.) рассказывает ей:

 

«Когда я умру, и меня понесут похоронить, часть моей одежды раскроется, и люди могут увидеть мой аурат».

 

На что сподвижница отвечает:

 

«Ты не беспокойся, когда я была в Эфиопии, я видела деревянный сундук, в котором несли женщину чтобы ее похоронить».

 

Деревянный сундук предназначен для того, чтобы у женщины не раскрылся аурат, во время ходьбы в сторону могилы. И конечно это тело вытаскивается из этого сундука, а потом хоронится уже по сунне Посланника Аллаха (ﷺ). И эта женщина рассказывает о традиции в Эфиопии. И когда эта женщина принесла деревянный сундук, Фатима (р.а.) улыбнулась, обрадовавшись, что после ее смерти никто не увидеть ее аурат. Хотя после смерти, на ней уже не будет никакого греха.

 

Так же ученые ислама приводят высказывания, рассказывается, что когда был убит халиф Усман (р.а.). В то время как раз-таки было очень много фитны.  И люди фитны которые пришли убивать его начали вламываться в дом халифа, и его жена сказала, что если позволишь мне, то я сниму платок и сяду у двери. Она понимала, что даже такие заблудшие люди не посмеют войти в дом, где перед ним будет женщина, с непокрытым ауратом. Вот такая была атмосфера у мусульман того времени, даже у заблудших. А Усман (р.а.) ответил:

 

«Пусть меня разорвут на 1000 кусков, чем чужой мужчина увидит хоть один твой волос».

 

И мы знаем, что далее Усман (р.а.) был шахидом, его убили.

 

Уважаемые слушатели, из этого хадиса мы понимаем, что именно эта женщина из числа обитателей Рая, который передает нам Ато ибн Раббах (р.а.), со слов Ибн Аббаса (р.а.), что эта чернокожая женщина по имени Сумайра, которая болела эпилепсией, и во время обморока она обнажалась не по своей воле, но в результате судорог. И от стыда она обратилась к Посланнику Аллаха (ﷺ), чтобы он сделал дуа. И тогда Посланник Аллаха (ﷺ) ответил: «Если хочешь терпи, и тогда тебя ожидает Рай. А если хочешь, то я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы он исцелил тебя». А она выбрала терпение, проявление сабра в надежде попасть в Рай. А затем она ответила: «Поистине я обнажаюсь. Попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась». То есть она из-за стыда, что другие мужчины увидят ее аурат, во время эпилепсии, попросила обратиться Пророка Мухаммада (ﷺ) обратиться с мольбой к Аллаху. И Посланник Алллаха (ﷺ) сделал дуа за эту женщину. И поистине это и есть признаки обитателей Рая. И поэтому уважаемые слушатели, в том числе здесь наставление идет для наших сестер, жен. Пусть Всевышний Аллах сделает их из числа обитателей Рая и одарит их верой полноценного характера, как у этой женщины по имени умму Зафар.

 

Урок 36. Глава 3: 36 хадис

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi