Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Обычно Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал молитву по ночам так долго, что его ступни даже покрывались трещинами. Однажды я спросила его: «Зачем ты делаешь это, о посланник Аллаха, ведь Аллах уже простил тебе и прошлые, и будущие грехи?». В ответ мне он сказал: «Разве не хочу я быть благодарным рабом?» (Имам Бухари).
Айша (р.а.) лучше других людей знала о том, что Пророк ﷺ делал дома. То же самое касается и всех остальных его жен. Поэтому, выдающиеся сподвижники приходили к женам Пророка ﷺ чтобы поспрашивать о том, что Посланник Аллаха ﷺ делал дома. Обычно Пророк ﷺ совершал дома ночную добровольную молитву, то есть ″тахаджуд″. Аллах Всевышний сказал:
إِنَّ رَبَّكَ يَعْلَمُ أَنَّكَ تَقُومُ أَدْنَىٰ مِنْ ثُلُثَيِ اللَّيْلِ وَنِصْفَهُ وَثُلُثَهُ وَطَائِفَةٌ مِنَ الَّذِينَ مَعَكَ ۚ
«Воистину, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, простаиваете менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее». (Сура «аль-Муззаммиль», аят 20).
Пророк ﷺ иногда совершал намаз большую часть ночь, иногда половину ночи, иногда – треть. Но он не выстаивал в молитве всю ночь, выполняя право своего тела на отдых. Он выстаивал в молитве менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее, в зависимости от своего физического состояния. Он выстаивал намаз так долго, что трескались его стопы. Иногда с ним совершали намаз юноши из числа сподвижников, но даже они уставали. Передают, что однажды ибн Мас‘уд (р.а.) сказал: «Как-то раз, когда я совершал ночную молитву вместе с пророком, мир ему и благословение Аллаха, он стоял так долго, что мне даже захотелось сделать нечто дурное». Люди спросили: «Что же?» Он ответил: «Мне захотелось сесть, оставив пророка стоять в одиночестве». (Бухари).
Также Хузейфа ибн уль-Йаман (р.а.), который заслужил прозвище «Сахибу сирри Расулиллах», то есть «Хранитель тайны Посланника Аллаха», однажды совершал с Пророком ﷺ ночную добровольную молитву. Пророк ﷺ прочитал суры «аль-Бакара», «ан-Ниса» и «али ’Имран», то есть более пяти джузов. И Хузейфа сказал: «Каждый раз, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал аяты о милости, он просил ее у Аллаха. Каждый раз, когда он читал аяты восхваления Аллаха, восхвалял Его. Каждый раз, когда он читал аяты, в которых говорится об угрозах, прибегал к Аллаху за защитой от них». (Муслим).
Например, если Пророк ﷺ молился в зимние ночи, то мы знаем, что они длятся примерно 12 часов. Значит, если он молился менее двух третей ночи, то это примерно семь часов. Представили эту ситуацию? Пророк ﷺ заставлял свой нафс терпеть и боролся с ним. Он говорил: «Разве не хочу я быть благодарным рабом?».
Пользы хадиса:
1 — Указание на то, что благодарность (шукр) заключается в выполнении богоугодных деяний. Чем больше человек подчиняется своему Господу, тем больше он Его благодарит.
2 — Указание на то, что Пророку ﷺ были прощены прошлые и будущие грехи. Он вышел из этого мира полностью освобожденным от прегрешений. Аллах Всевышний также выделил некоторых людей тем, что простил им грехи за их праведные деяния. Например, участники битвы при Бадре, которых было чуть более 310 человек. Пророк ﷺ сказал: «Ведь Аллах обратился к участникам битвы при Бадре и сказал: “Делайте что хотите, ибо вам прощено!”» (Бухари).
3 — Указание на достоинство добровольных ночных намазов (къияму-л-лейль). Аллах Всевышний похвалил тех, кто совершает добровольные ночные намазы, и удлиняет их:
تَتَجَافَىٰ جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنْفِقُونَ
«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили.
فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَا أُخْفِيَ لَهُمْ مِنْ قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали». (Сура «ас-Саджда», аяты 16-17).
Какое же воздаяние им уготовано? В хадисе «аль-къудси» сказано: «Аллах сказал: “Для Своих праведных рабов Я приготовил то, чего не видывал взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа“». (Бухари).