Урок 80. Глава 8: 85 хадис - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:48
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:57 07:20 11:55 14:43 16:25 17:48
свернуть
Календарь
Хиджра
23 Джумада-сани 1446
Григорианский
25 декабря 2024

Циклы уроков

Урок 80. Глава 8: 85 хадис

Урок 80. Глава 8: 85 хадис

Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
18 окт. 2021 3 290 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Сообщается со слов Абу ‘Амра (или: Абу ‘Амры), Суфьяна ибн ‘Абдуллаха ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды я попросил Пророка ﷺ: «О посланник Аллаха, скажи мне об исламе такие слова, чтобы после тебя я уже не спрашивал об этом никого другого». Тогда он сказал: «Скажи: «Я уверовал в Аллаха», ― а затем придерживайся прямоты (в этом)». (Муслим)

 

1. Значимость этого хадиса

 

Этот хадис является одним из удивительных примеров немногочисленных, но полных смысла слов, способностью произнесения которых был наделён только посланник Аллаха ﷺ. Несмотря на краткость своего ответа человеку, задавшему этот вопрос, он сумел вместить в несколько слов все основы ислама: вера и прямота. Известно, что ислам есть признание единственности Аллаха (таухид) и повиновение (ита'а).

Таухид достигается путём признесения слов: «Я уверовал в Аллаха», - а к повиновению приходят благодаря прямоте, под которой подразумевается исполнение всех велений Аллаха и отказ от всего запрещаемого Им.

 

2. Какое важное завещание оставил Пророк?

 

В этом хадисе содержится завещание Пророка ﷺ. В хадисе сообщается о том, что Суфьян ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, попросил Пророка ﷺ, дать ему завет. «Скажи: «Я уверовал в Аллаха», ― а потом придерживайся прямоты» ― и это взято из слов Всевышнего:

 

﴿ إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا تَتَنَزَّلُ عَلَيْهِمُ الْمَلَائِكَةُ أَلَّا تَخَافُوا وَلَا تَحْزَنُوا ﴾

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — а потом стойко придерживались этого, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь»». (41:30).
 

То есть: смысл хадиса подобен смыслу этого аята.


«Скажи: «Я уверовал в Аллаха»…» ― скажи: «Мой Господь – Аллах! Я поклоняюсь только Ему Одному, никого не придавая Ему в сотоварищи».


Ведь, когда человека положат в могилу, придут два ангела и спросят у него: «Кто твой Господь?! Кто твой пророк?! Какова твоя религия?!» (аль-Бухари, Муслим,).


«Кто твой Господь?!» ― то есть: кто тот, кому ты поклонялся?!


«Скажи: «Я уверовал в Аллаха»…» ― мы уже говорили о том, что вера (иман) – это слово, дело и убеждение. Поэтому, говоря: «Я уверовал в Аллаха», человек имеет в виду: «Я имею относительно Аллаха правильные убеждения. Я совершаю ради Него праведные деяния, соответствующие сунне Пророка ﷺ. Я совершаю всё это искренне только ради Него. Я произношу только то, что любит Аллах и то, чем Он доволен».


Следовательно, это завещание Пророка ﷺ включает в себя указание и на слова, и на деяния, и на убеждения. А раз так, то получается, что это завещание касается всей религии целиком. Ведь, этот человек сказал Пророку ﷺ: «О посланник Аллаха, скажи мне об исламе такие слова, чтобы после тебя я уже не спрашивал об этом никого другого». И тогда Пророк ﷺ сказал: «Скажи: «Я уверовал в Аллаха…».


«…а потом придерживайся прямоты (истикамы)…» ― поистине, следование по прямой стезе (истикама) – это часть веры (имана).


Посланник Аллаха ﷺ повелел придерживаться прямоты (истикамы). Слово «истикама» ( استقامة ) приходит, как мы уже упоминали, в словах Всевышнего:

 

﴿ إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا ﴾

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — а потом стойко придерживались этого…»

 

А также:

 

﴿ فَاسْتَقِمْ كَمَا أُمِرْتَ وَمَن تَابَ مَعَكَ ﴾

«Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто покаялся наряду с тобой». (11:112)


 

3. Почему Прямота не может быть безупречной?

 

Если прямота подразумевает собой высшую ступень совершенства познания и состояния, чистоту сердец, проявляющуюся в словах и делах, и свободу убеждений от глупых нововведений и заблуждений, это значит, что человек никогда не сможет придерживаться прямоты в полном смысле этого слова. На своё пути к прямоте он обязательно должен допускать какие-либо упущения, на что указывают слова Аллаха Всевышнего:

 

﴿ فَاسْتَقِيمُوا إِلَيْهِ وَاسْتَغْفِرُوهُ ﴾

«Идите к Нему прямым путем и просите у Него прощения» (41:6).

 

Передаётся также от учёных, что придерживаться такого уровня «истикамы» способны только великие люди, ибо человек должен оставить все привычки, обычаи и всё то, к чему он привык, и с полной искренностью встать перед Всевышним Аллахом. И сам Пророк ﷺ рассказывал, что не все люди могут придерживаться этого уровня. В хадисе, который передает Имам Ахмад, говорится:
 

«Придерживайтесь прямого пути (истикама), но вы не сможете (выполнить полностью все предписания Всевышнего)».

 

Вы не сможете придерживаться самого высокого уровня «истикамы», но вы должны постараться выполнять все предписания по мере возможности, ибо «если невозможно сделать всё, то всё оставлять тоже нельзя», то есть если не можешь получить то, что желаешь, это вовсе не значит, что надо отказаться от того, что можешь. В этом хадисе также имеется предостережение, чтобы человек не подумал, что он уже достиг уровня «истикамы», и тем самым не попал на путь тщеславия и самообмана.

 

4. Каково Вознаграждение тех, кто придерживается прямоты полноценно?

 

«Истикама» ― это твердоё соблюдение религии, твердая вера, как об этом сказала целая группа обладателей знания. — [См. «Шарх Сахих Муслим» (2/9) имама ан-Навави;  «Джами‘ аль-‘Улюм уа-ль-Хикам», стр. 204]. Иначе говоря, совершение благих деяний и отдаление от того, что вызывает гнев Аллаха, отдаление от всего запретного.


«Истикама» ― это постоянное приложение усилий на пути Аллаха, непрерывное соблюдение сунны, постоянная искренность перед Аллахом. Это и есть суть религии.


«Скажи: «Я уверовал в Аллаха», а потом придерживайся прямоты (истикамы)…» ― то есть: уверуй в Аллаха настоящей верой, а затем стойко, твердо и непрерывно держись за эту веру.
 

И поэтому Аллах Всевышний похвалил Своих рабов, которые стойко придерживаются прямого пути (истикамы): «Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — а потом стойко придерживались прямого пути, нисходят ангелы (во время их смерти и говорят): «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам».

 

5. Что такое Прямота сердца?

 

В основе прямоты лежит прямота сердца, не отклоняющегося от единобожия, что соответствует тому значению прямоты, о котором мы уже говорили выше. Когда сердце начинает придерживаться прямоты в познании Аллаха и страхе перед Ним, в почитании Аллаха, благоговении перед Ним и любви к Нему, в желании, связанном с Ним, надеждах, возлагаемых на Него, и мольбах, обращаемых к Нему, в уповании на Него и отстранении от всего прочего, то и все остальные части тела тоже начинают неуклонно придерживаться прямоты в повиновении Аллаху.

 

Причина здесь в том, что сердце - это правитель всех остальных частей тела, которые являются его воинами, и если правитель будет придерживаться прямоты, то за ним последуют и его воины и подданные. Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
 

«И есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, портит и всё тело, и, поистине, это – сердце» (аль-Бухари) 

 

6. Что такое Прямота языка? 

 

После сердца из всех частей тела прямоты необходимо придерживаться прежде всего языку, являющемуся выразителем егo желаний. Эта мысль подтверждается содержанием хадиса, в кoтором сообщается, что один из сподвижников пророка ﷺ сказал: «(Однажды) я спросил: "О посланник Аллаха, что является для меня самым страшным?", и тогда он взялся рукой за свой язык». (ат-Тирмизи) 


Передают со слов Анаса, да будет доволен Аллах, что пророк ﷺ сказал: 
 

«Не станет прямой вера раба, пока не придёт к прямоте сердце, а сердце его не придёт к прямоте до тех пор, пока станет прямым его язык». (Ахмад) 


А со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передают, что Пророк ﷺ сказал:


«Когда человек поднимается ото сна утром, все части тела покорно обращаются к языку и говорят: "Бойся Аллаха ради нас, ибо мы зависим от тебя, и если ты будешь прямым, и мы станем придерживаться прямоты, а если ты искривишь то и мы будем кривыми!"» (ат-Тирмизи.)

 

Вопросы по теме урока:

 

1. В чем важность данного хадиса?
 

2. Какое наиважнейшее завещание оставил Пророк?
 

3. Почему прямота не может быть безупречной?

 

4. Что такое прямота сердца и прямота языка?
 

5. Каково вознаграждение тех кто придерживается прямоты?

 

Урок 81. Глава 8: 86 хадис

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi