Урок 74. Глава 7: 80 хадис - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Восход 05:42
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:14 05:42 13:03 18:06 20:14 21:42
свернуть
Календарь
Хиджра
26 Зуль-хиджа 1442
Григорианский
05 августа 2021

Циклы уроков

Урок 74. Глава 7: 80 хадис

Урок 74. Глава 7: 80 хадис

Урок 73. Глава 7: 79 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: Среда
11 июн. 2021 783 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Уважаемые зрители, уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков основанный на книге «Рияду ас-Солихин», глава «О глубокой убежденности и уповании». С дозволения Аллаха мы переходим к 74 уроку и 80 хадису, который нам передал известный сподвижник Абу Умар аль-Бари бин Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими.

 

Краткая биография сподвижника

 

Прежде чем мы перейдем к 80 хадису Посланника Аллаха ﷺ давайте коротко остановимся на этом сподвижнике. Его полное имя Абу Умар аль-Бари бин Азиб ибн Харис аль-Ауси аль-Ансари. Он родился в Медине и был родом из бану Харис и племени Аус. Он принял ислам в раннем возрасте еще до хиджры, т.е. до переселения мусульман в Медину. Аль-Бара участвовал в сражениях мусульман начиная с битвы при Ухуде и Хайбаре. При первых праведных халифах, как Абу Бакр (р.а.) участвовал в военных сражениях с Персией и Византией. Участвовал в походах на Рей и Туштар. Также он является передатчиком большого количества хадисов. Участвовал в конфликте между Му‘авией ибн Абу Суфьяном и ‘Али ибн Абу Талибом находился на стороне последнего и поселился в Куфе. Умер в 72 г. х. В момент смерти ему было около 80 лет.

 

80 хадис Посланника Аллаха ﷺ

 

Умар ибн аль-Хаттаб сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«О такой-то, если захочешь лечь в постель, скажи: «О Аллах, я предался Тебе, и обратился к Тебе лицом своим, и вручил Тебе дело своё, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха (пред Тобой). Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал».

 

(Транслит: Аллахумма, инни аслямту нафси иляй-кя, ва ваджжахту ваджхи иляй-кя, ва фаввазту амри иляй-кя ва альджа’ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальджа’а ва ля манджа мин-кя илля иляй-кя! Аманту би-кита-би-кя аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта.)

 

И, поистине, если (после этого) ты умрёшь этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии, а если доживёшь до утра, то обретёшь благо»»

 

(Аль-Бухари, Муслим).

 

Шарх хадиса

 

Таким образом, Посланник Аллаха ﷺ учит нас перед сном произносить упомянутое в хадисе дуа. Если мы по воле Аллаха во время сна покинем этот мир, то покинем его будучи в начальном естесстве, то есть в том состоянии, которое нам было присуще при рождении. Это состояние упоминается как аль-фитр. Давайте остановимся на объяснении ученных ислама о том, что такое фитра. «Фитра». Это слово образовано от корня «фа-та-ра». От этого же корня образовано и слово «фатр» - изобретение; начинание. Что же касается слова «фитра», то оно обозначает собой состояние, иными словами «фитра» - есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности.

 

Ибн Касир пишет: «Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций».

 

По словам Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Все дети рождаются в фитре, а потом родители делают их христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари)

 

Что же касается Ибн Хаджара, да помилует его Аллах, то в «Фатх алъ-Бари» (3/248) он пишет: «Люди разошлись во мнениях о том, что следует понимать под словом «фитра», но самое распространённое мнение состоит в том, что имеется в виду Ислам. Ибн Абд алъ-Барр сказал: «Так его понимала большая часть наших предшественников; что же касается обладающих зна- нием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего:

 

فِطْرَةَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا

«С естеством, что дано тебе Аллахом, и Который сотворил людей так...» (30:30)

 

То есть здесь, под «естеством» подразумевается Ислам (покорность воле Аллаха)».

 

В другой версии этого хадиса сообщается, что аль-Бара сказал:

 

«Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи … "», - после чего аль-Бара передал нечто подобное вышеупомянутом, а потом он сказал: «А затем пророк ﷺ сказал: "И сделай эти слова последним, что ты будешь говорить в конце каждого дня"». аль-Бухари, 247; Муслим, 2710.

 

В этом хадисе пророк, да благословит его и приветствует, указал на слова, которые следует говорить перед сном. Проро, ﷺ, повелел ложиться на правый бок, ибо это лучше. Врачи говорят о том, что сон на правом боку лучше для тела, чем сон на левом боку.

 

Поистине, пророк ﷺ, повелел сделать эти слова поминания (зикр) последними словами, произносимыми в конце каждого дня. Есть еще другие слова поминания (азкары), произносимые перед сном.

 

Например, когда человек ложится спать, ему следует 33 раза сказать «СубханаЛлах» (Пречист Аллах), затем 33 раза «аль-Хамду ли Ллях» (Вся хвала Аллаху), а затем 34 раза «Аллаху Акбар» (Аллак велик).

 

Но разбираемый нами хадис указывает на слова, которые необходимо произносить последними и в этом случае, Пророк ﷺ говорит, что если человек умрет этой ночью – он умрет безгрешным.

 

Вопросы по теме урока

 

1. Расскажите краткую биографию Абу Умара аль-Бари бин Азиба, сподвижника, передавшего хадис, которые мы рассмотрели в настоящем уроке.

 

2. Повторите в памяти хадис, пройденный на этом уроке, где Пророк ﷺ учит нас молитвам перед сном.

 

3. Пророк в хадисе упоминает о состоянии фитры. Расскажите, что такое фитра? Как вы это понимаете?

 

4. Перечислите суннаты Пророка ﷺ перед сном, о которых было рассказано в настоящем уроке.

Урок 75. Глава 7: 81 хадис

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi