Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели, уважаемые братья и сестры. Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором этого замечательного труда является шейх уль-ислам имам Ан-Навави (рахимахуллах). Мы остановились на главе 6: «О богобоязненности». С дозволения Аллаха мы переходим к третьему хадису в этой главе.
Хадис передает нам известный сподвижник Абдулла ибн Масуд (р.а.). Про этого сподвижника я ни раз останавливался на прошлых уроках. Если вы хотите вспомнить, то просто перелистайте в прежних уроках.
Хадис начинается таким образом, Абдулла ибн Масуд (р.а.) передает со слов Пророка ﷺ, который постоянно любил повторять следующую молитву, то есть делал дуа следующего характера. Давайте мы как обычно дословно переведем этот хадис, а затем будем объяснять, основываясь на комментариях исламских ученных касающихся именно этого хадиса.
Таким образом, как упоминает Ибн Масуд (р.а.), Посланник Аллаха ﷺ любил делать дуа следующего характера:
«О Всевышний Аллах, воистину я прошу Тебя о руководстве…»,
то есть первое, что Посланник Аллаха ﷺ просит у Всевышнего Аллаха это – о руководстве,
второе - «о богобоязненности»,
третье что Посланник Аллаха ﷺ учит нас просить у Всевышнего Аллаха – «о воздержанности»,
четвертое – «о достаточности».
«О Всевышний Аллах, воистину я прошу Тебя о руководстве, о богобоязненности, о воздержанности, о достаточности»
Хадис приводит имам Муслим. Очень короткий хадис, который приводится у имама Муслима в достоверных сборниках хадисов. Теперь давайте объясним коротко этот хадис, основываясь на словах ученых, мухаддисов. Ученые ислама подчеркивают, что это дуа Посланника Аллаха ﷺ является одной из самых объемлющих и полезных молитв. Да, непременно, у Посланника Аллаха ﷺ в сунне очень множество молитв, дуа, которые он любил говорить именно во время ночного намаза или же после фаджр намаза или же вечерних намазов. Но ученые ислама подчеркивают именно эту молитву, говоря, что:
«Это дуа является одной из самых объемлющих и полезных молитв».
Почему? Потому что именно это дуа содержит в себе просьбу о благе, как в земной, так и в последней жизни. И поэтому в первую очередь Посланник Аллаха ﷺ учит нас просить у Всевышнего Аллаха в первую очередь о руководстве.
«О Всевышний Аллах, воистину я прошу Тебя – о руководстве».
И ученые ислама объясняют, что такое руководство. Под словом «руководство» здесь подразумевается полезное знание. То есть человек, который приобрел полезное знание, он приносит пользу к окружающим людям, к семье, родителям и т.д. так же это будет пользой и в Судный день. Хасан Аль Басри (р.а.) известный ученые ислама, так же приводит в качестве определения именно в этой области следующий хадис Посланника ﷺ, где говорится:
«Знание бывает двух видов. Полезное знание — это то знание, которое в сердце. Именно это знание мы называем полезным знанием».
То есть человек получил определенный вид знания, и теперь он начинает делать на это деяние, то есть не только в теории, но и принимать в практике. Этот человек обогащает свой духовный, внутренний мир, после получения знаний. Он начинает украшать свой внутренний духовный мир, приукрашать свои благие черты характера. Так же преумножать свои праведные деяния. Воистину, эти полезные знания украсили его внутренний мир. И поэтому Хасан Аль Басри (р.а.) приводит высказывание Посланника Аллаха ﷺ, что такое полезные знания. Именно это является полезным знанием, если человек воспринял его сердцем. Далее Посланник Аллаха ﷺ говорит:
«Бывают так же знания, ограниченные только устами».
То есть, он получил знания соответствующего характера, но, к большому сожалению, нет результата. Его сердце каким было таким и осталось без изменений. На полученные им знания нет деяний. Да, возможно у него есть диплом в бумажном виде. Но в сердце он не профессионал. И поэтому есть полезные знания, есть бесполезные знания. И поэтому Посланник Аллаха ﷺ учит нас в первую очередь просить полезные знания у Всевышнего Аллаха. Далее Посланник Аллаха касательно этой темы продолжает:
«Бесполезные знания будут против сыновей Адама в Судный день».
То есть бесполезное знание. Человек получил знание, ограниченное только устами, а в сердце – ноль, то это наоборот будет против него. Он обладает большими знаниями, но, к большому сожалению, у него отсутствуют на это деяния. В практике он не смог ничего показать. И в судный день, эти полученные знания будут против него доказательством. И поэтому ученые ислама советуют, лучше меньше знать, и успеть сделать на это деяние, чем больше знать, но не делать на это деяний. И поэтому здесь в первую очередь Всевышний Аллах одаряет руководством, полезным знаниям.
Далее, второе Посланник Аллаха ﷺ учит нас просить у Аллаха о богобоязненности. Именно по этой тематике имам Ан-Навави привел данный хадис именно в этой главе, в главе о богобоязненности. Уважаемые слушатели, на прошлых уроках, мы более подробно разбирали определение богобоязненности, приводили лексикологическое значение термина, так же шариатское значение со слов ученых ахлю сунна уаль джамаа. Здесь мы можем так же привести слова ученых ислама, которые делили богобоязненность на три категории: низшая, средняя и высшая степень богобоязненности.
Самая низшая степень богобоязненности, ученные ислама подчеркивают, если мусульманин совершает пять столпов ислама в полноценной форме.
Это в первую очередь - единобожие (таухид), второе - пятикратный намаз, третье - закят, четвертое - соблюдение поста в месяц Рамадан, и пятое - совершить хадж, если на это есть возможность. Вот эти пять столпов ислама, если мусульманин выполняет в полноценной форме, то наши ученые ислама, говорят, что у этого человека самая низшая степень богобоязненности. Что мы можем сказать о тех мусульманах, у которых отсутствует пять столпов ислама?
Далее, если мусульманин помимо пяти столпов ислама, будет оставлять греховные деяния, запретные деяния, которые упоминаются в Коране и в сунне Посланника Аллаха ﷺ, то его степень богобоязненности поднимается до среднего уровня. Далее ученые ислама продолжают, если же мусульманин помимо вышеупомянутых деяний, так же оставляет сомнительные деяния дозволенного характера, то его степень богобоязненности поднимается до наивысшей степени. Такой человек оставляет какие-то сомнительные вещи, основываясь на сунне Посланника Аллаха ﷺ, даже если в их основе есть дозволенные, халяльные деяния, опасаясь, что в Судный день это будет запретным или греховным. И поэтому его степень богобоязненности поднимается до наивысшей степени. И поэтому Посланник Аллаха ﷺ учит нас просить у Всевышнего Аллаха, чтобы Он одарил нас богобоязненностью. Потому что на прошлых уроках мы прошли эту тему более расширенно, что Всевышний Аллах одаряет Своих любимых рабов богобоязненностью и делает его богобоязненным, которые остерегается Всевышнего Аллаха, которые совершает множество благих поступков только ради довольства Всевышнего Аллаха и отказывается от того, что Аллах запретил в священной книге Коран и пророк Мухаммад ﷺ в своей сунне. Далее Посланник Аллаха ﷺ учит нас просить у Всевышнего Аллаха о воздержанности.
«О Всевышний Аллах, воистину я прошу Тебя… о воздержанности».
Что такое воздержанность? Ученые ислама объясняют это следующим образом — это удержание себя от причинения зла творениям и совершение дурных дел. То есть образ истинного мусульманина Пророк ﷺ описывает следующим образом:
«Истинный мусульманин — это тот человек, который не вредит никому, ни своим языком, ни своими руками».
И поэтому в исламе есть такая основа. Если вы не сможете принести пользу обществу, то вы не должны вредить. И поэтому Посланник Аллаха ﷺ не зря в своих молитвах упоминает, прося у Всевышнего Аллаха о воздержанности.
И наконец, четвертое, Пророк ﷺ просит о достаточности. Что такое достаточность? Ученые ислама объясняют это следующим образом:
«Достаточность – это удовлетворенность Аллахом и Его уделом».
То есть это то состояние, когда человек не испытывает необходимости обращаться с просьбами к кому бы то ни было из людей, считая достаточным то, что имеет то, в чем спокойно его сердце.
Уважаемые слушатели, сегодня мы привели со слов Абдуллы ибн Масуда (р.а.) мольбу Посланника Аллаха ﷺ, которую он часто упоминал в своих молитвах. Напоминаю, сегодня мы с дозволения Аллаха, прошли 65 урок, именно в этой главе это третий хадис, глава «О богобоязненности». Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее полученное знание в наших сердцах и сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ.