Урок 59. Глава 5: 65 хадис - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Аср 14:41
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:55 07:19 11:54 14:41 16:23 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-сани 1446
Григорианский
22 декабря 2024

Циклы уроков

Урок 59. Глава 5: 65 хадис

Урок 59. Глава 5: 65 хадис

Урок 58. Глава 5: 63-64 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
23 дек. 2020 5 380 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


Уважаемые братья, слушатели. Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха мы переходим к 65 хадису Пророка ﷺ, который передал нам известный сподвижник Абу Хурайра (р.а.).

 

Хадис начинается следующим образом, передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что он слышал, как Пророк (ﷺ) сказал: «Некогда Аллах пожелал подвергнуть троих испытанию из числа сыновей Исраиля: прокаженного, лысого и слепого». Прокаженный человек это тот, который болеет инфекционным заболеванием, хронического течения, которая поражает кожу, нервы, выраженные на поверхности. Лысый — это тот человек, который лишился волос по причине болезни или какого-то несчастного случая, что обезобразило его. Так вот,

 

Аллах пожелал подвергнуть испытанию троих из числа сынов Исраиля: прокажённого, лысого1 и слепого. И Аллах послал ангела, который явился к прокажённому и спросил: «Чего ты хочешь больше всего?» Он сказал: «Хорошего цвета, хорошей кожи, и чтобы ушло то, из-за чего люди избегают меня». Тогда ангел провёл по нему (рукой), болезнь его прошла, и он был (снова) наделён хорошим цветом и хорошей кожей. (Потом ангел) спросил: «А какое имущество нравится тебе больше всего?» Он ответил: «Верблюды», — и ему была дарована стельная верблюдица, (после чего ангел) сказал: «Да сделает её Аллах благословенной для тебя!» Затем (ангел) явился к лысому и спросил: «Чего ты хочешь больше всего?» Он сказал: «Хороших волос, и чтобы ушло то, из-за чего люди избегают меня». Тогда ангел провёл по нему (рукой), и он был (снова) наделён хорошими волосами. (Потом ангел) спросил: «А какое имущество нравится тебе больше всего?» Он сказал: «Коровы», — и ему была дарована стельная корова, (после чего ангел) сказал: «Да сделает её Аллах благословенной для тебя!» Затем (ангел) явился к слепому и спросил: «Чего ты хочешь больше всего?» Он сказал: «Чтобы Аллах вернул мне зрение, и я увидел людей». Тогда ангел провёл по нему (рукой), и Аллах вернул ему зрение. (Потом ангел) спросил: «А какое имущество нравится тебе больше всего?» Он сказал: «Овцы», — и ему была дарована стельная овца. И после этого дали приплод (верблюдица и корова) и дала приплод овца, а через некоторое время у одного из них было уже целое ущелье верблюдов, у другого —целое ущелье коров, а у третьего — целое ущелье овец. А потом ангел явился к бывшему прокажённому, приняв его прежнее обличье, и сказал ему: «Я — бедный человек, и в пути я лишился всех средств и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после Него — к тебе. Заклинаю тебя Тем, Кто даровал тебе хороший цвет, хорошую кожу и богатство, дай мне верблюда, с помощью которого я смогу завер шить своё путешествие!» В ответ этот человек сказал: «У меня много долгов»1. Тогда ангел сказал: «Кажется, я тебя знаю. Не ты ли был прокажённым, которого избегали люди? И не ты ли был бедняком, которому Аллах даровал богатство?» Этот человек сказал: «Поистине, я унаследовал это богатство только от своих предков». Тогда ангел сказал: «Если ты солгал, пусть Аллах придаст тебе твой прежний облик!» Затем ангел явился к тому, кто прежде был лысым, приняв облик, подобный его прежнему облику, и сказал ему то же самое, что говорил бывшему прокажённому, а когда тот дал ему такой же ответ, сказал: «Если ты солгал, пусть Аллах Всевышний придаст тебе твой прежний облик!» А затем ангел явился к бывшему слепому, приняв облик, подобный его прежнему облику, и сказал ему: «Я — бедный путник, и я лишился всех средств во время своего путешествия и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после Него — к тебе. Заклинаю тебя Тем, Кто вернул тебе зрение, дай мне одну овцу, которой мне будет довольно, чтобы завершить своё путешествие!» Бывший слепой сказал: «Я действительно был слепым, а Аллах вернул мне зрение, бери же, что хочешь, и оставь, что хочешь, и, клянусь Аллахом, ради Аллаха Всемогущего и Великого сегодня я не стану обременять тебя ничем2, что бы ты ни взял!» Тогда ангел сказал: «Оставь себе своё имущество, ибо, по истине, вас только подвергали испытанию, и Аллах остался доволен тобой, а на двоих твоих товарищей Он разгневался».

 

Этот хадис передали имам Бухари и имам Муслим.

 

Автор далее упоминает, что в версии этого хадиса, который передал имам Бухари, слепой человек сказал: «Я не похвалю тебя». Здесь, слепой сказал: «Я не стану обременять тебя ничем, что бы ты ни взял».

 

Теперь перейдем к шарху этого хадиса. Наши ученые говорят касательно этого хадиса и извлекают очень множество пользы. Первая польза - это благодарность за милость Аллаха является одной из причин, по которой эти милости Аллаха остаются у него, а быть может даже и приумножаются. В первую очередь здесь упоминается история о троих, которые были из числа сыновей Исраиля. Исраилем мы называем Якуба сына Исхака сына Ибрахима. Исхак (а.с.) является братом Исмаиля (а.с.). Пришло много историй о сыновьях Исраиля. И эти истории, как говорят наши ученые, можно разделить на три вида. Первый вид, это истории, которые пришли к нам в Коране. История Бану Исраиля, которая упоминается в Священном Коране. Второй вид, это истории, которые упоминаются в достоверных рассказах Пророка ﷺ. Что касается обоих видов, то нет никаких разногласий, что эти истории являются истинными и их нужно принимать. Например, к первому виду относятся слова Всевышнего Аллаха. Например, в суре «Бакара» в 246 аяте, Всевышний Аллах говорит:

 

«Не знаешь ли ты о знати сынов Исраила (Израиля), живших после Мусы (Моисея)? Они сказали своему пророку: «Назначь для нас царя, чтобы мы сражались на пути Аллаха».

 

Подобного рода истории упоминаются в Священном Коране. Ко второму виду можно отнести хадис, который мы сейчас разбираем или же другие достоверные хадисы, которые Пророк ﷺ упоминает в своих историях. Так же ученые ислама говорят, что третья история рассказана самим иудейскими учеными. То есть сам третий вид также делится на три подвида. Первое, истории, о ложности которых свидетельствует шариат. Мы обязаны отвергать подобные истории. О лживых историях, переданных от иудейских ученых много сказано в Священном Коране. Второе, история о правдивости которых свидетельствует шариат, такие истории мы принимаем. Например, в Инджиле приводятся слова Исы (а.с.), о том, что после него придет некий Пророк по имени Ахмад. Третье, истории о которых в шариате ничего не сказано. Относительно таких историй мы останавливаемся. Потому что, если мы назовем их правдивыми, появляется вероятность, что на самом деле они являются ложными. А если мы сочтем их ложными, то наоборот, остается вероятность, что на самом деле эти истории являются правдивыми.

 

Итак, польза из этого хадиса. Как я упомянул выше, первая польза этого хадиса - это благодарность Всевышнему Аллаху. То есть если Всевышний Аллах решил сделать кого-то богатым, одаривает его материальными ценностями, бизнесом и другими благами, и, если этот человек будет благодарен Аллаху и будет знать, что это исходит только от Аллаха, это богатство может и приумножится. Например, Всевышний Аллах в суре «Ибрахим» говорит:

 

«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим».

 

То есть если человек благодарит Аллаха за материальные ценности, то непременно Всевышний Аллах говорит Сам, что одарит его еще больше. Далее предостерегает:

 

«А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки».

 

Всевышний Аллах, испытав через своих ангелов этих троих людей в первую очередь исцеляет их от разных болезней. То есть здравие, для разумного человека, уже является достаточным для проявления благодарности Всевышнему Аллаху. Потому что здоровье — это бесценное богатство. Посланника Аллаха ﷺ говорил:

 

«Сыновья Адама не ценят двух вещей в этом мире. Первое, это здоровье и второе это свободное время».

 

И поэтому если мы имеем полноценное здоровье – то мы самые богатые. И если вы будете благодарить дальше Всевышнего Аллаха, это здоровье будет тратиться лишь на пути Аллаха. И точно также материальная ценность.

 

Вторая польза. Ученые ислама говорят, что из этой истории мы узнали, что ангелы существуют. Потому что вера в Ангелов является одним из столпов полноценной веры в Ислам. Вера состоит из шести столпов, и одним из столпов является вера в Ангелов. Здесь говорится о существовании ангелов. Всевышний Аллах создал их из света, даровал им силу для выполнения Его повелений и желание поклоняться только Единому Аллаху. Мы знаем, что ангелы не могут ослушаться Аллаха в том, что Он им приказал.

 

Также в прошлый раз мы разбирали, что ангелов нельзя делить ни на мужской, ни на женский род. Иначе, если кто-то будет говорить подобное, то есть вероятность что этот человек выйдет из ислама. Ни в коем случае мы не должны уподобляться христианам, которые считают, что ангелы — это дочери Бога. Мы уверовали в ангелов, не деля их на женский и мужской род. Третье, ангелы могут принимать человеческий облик, в том числе, конкретный образ какого-либо человека, как упоминается в этом хадисе. То есть, этот ангел пришел к каждому из них в облике, в котором они были до исцеления. Так же: «Ангел провел рукой, и Всевышний Аллах избавил их от недостатков». Здесь ученые ислама подчеркивают, потому что многие люди заблуждаются. Например, выпивают воду из каких-то священных мест, потом через некоторое время исцеляются от каких-то болезней и этот колодец считается священным, все туда едут. Этот колодец или же вода - всего лишь причина. А исцеление приходит только от Аллаха. В суре «Ясин» сказано:

 

«Стоит Ему сказать: “Будь!” – как это тут же сбывается».

 

Если бы Аллах пожелал, то он исцелил бы их и без этого ангела. Но Аллах посредством этого ангела подверг их испытанию.

 

Так же из этой истории мы узнаем, что поистине Аллах может дать такую благодать человеку, что из малого количества его станет много. Когда Всевышний Аллах одарил этих трех людей материальными ценностями, через некоторое время Всевышний Аллах приумножил им эти богатства. Подобными богатствами Всевышний Аллах одаряет и любимых, и не любимых рабов.

 

Но покорностью одаряются только самые любимые рабы Всевышнего Аллаха. Если Всевышний Аллах пожелает, то может дать такое имущество человеку, что из малого количества его станет очень много. В любом случае он должен знать, откуда исходит это богатство. Также извлекается польза, что сыновья Адама различаются по степени благодарности Всевышнему Аллаху. Когда всевышний Аллах даровал прокаженному и лысому человеку много богатства, они стали отрицать милость Аллаха. Когда к ним пришел ангел в облике подобным им до исцеления, и попросил одного верблюда или же одну корову, то они отказали, под благим предлогом, говоря, что это осталось им по наследству. Они солгали, пожелав забыть свое прошлое.

 

Эта история нас учит тому, что ни в коем случае мы не должны забывать свое прошлое. Например, человек ведет безобразный образ жизни: пьет алкоголь, употребляет наркотики и так далее. Затем, по воле Аллаха он принимает ислам, совершает пятикратную молитву, посещает джума намазы, раздает милостыню, совершает хадж и т.д. Через некоторое время, он начинает осуждать людей, которые были подобны ему, до ислама. Или же увидев пьяного человека, может спокойно его осудить. Этот человек, в первую очередь забыл свое прошлое. А когда онк забывает свое прошлое, кем он был, у этого человека не может быть никакой благодарности по отношению к Всевышнему Аллаху. Он будет отрицать милость Аллаха, думая, что он сразу родился таким богобоязненным и т.д. Или же два человека ругаются, но в основе лежит оправдывание друг друга. Человек, который постоянно помнит свое прошлое, у него не будет причины с кем-либо поругаться или кого-то осудить. И точно также и в этой истории, двое прокаженных людей, когда ангел пришел к ним и попросил одного верблюда или одну корову, они отказали ему разными причинами. Тогда ангел хотел напомнить им, что знал их раньше, но они все равно солгали, тем самым отрицая милость Аллаха.

 

Что же касается человека, который был слепым, то он напротив, в первую очередь поблагодарил Аллаха. Он сказал, что по Воле Аллаха, он увидел этот свет и предложил, что бы ангел брал все, что хочет.

 

Уважаемые слушатели, эта история учит нас многому. Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее наше знание в наших сердцах, сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ.

 

Урок 60. Глава 5: 66 хадис

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi