Урок 53. Глава 4: 59 хадис - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Иша 18:42
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:47 08:07 12:50 15:40 17:22 18:42
свернуть
Календарь
Хиджра
5 Джумада-авваль 1443
Григорианский
09 декабря 2021

Циклы уроков

Урок 53. Глава 4: 59 хадис

Урок 53. Глава 4: 59 хадис

Урок 52. Глава 4: 58 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
11 нояб. 2020 1 413 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


 

Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.).

 

С дозволения Аллаха сегодня мы переходим к 53 уроку и 59 хадису Посланника Аллаха ﷺ. Данный хадис является последним в этой главе. Хадис передал нам известный сподвижник по имени Абу Холидин ибн Хаким ибн Хизам (р.а.), про которого Пророк ﷺ говорил такие слова:

 

«Поистине, в Мекке есть 4 человека, которые слишком возвышены, чтобы быть язычниками. Я очень хочу, чтобы они приняли ислам. Одним из них является Хаким сын Хизама (р.а.)».

 

Так же мы знаем из истории, и это исторически подтверждено, что это единственный человек, родившийся в стенах великой Каабы. История его рождения такова: как-то его мать, с группой своих сверстниц вошла вовнутрь Каабы, чтобы лучше рассмотреть ее. В тот день, она как раз была открыта. Находясь в Каабе, беременная женщина почувствовала, что у нее внезапно начались предродовые схватки, и она уже не смогла покинуть стены Каабы. Ее положили на кожаную подстилку, в итоге она родила своего младенца. И этим ребенком был Хаким ибн Хизам ибн Холидин. Он является сыном брата матери правоверных, самой госпожи Хадиджи бин Хувайлид (р.а.).

 

Хаким ибн Хизам вырос в семье, принадлежащей старому и знатному роду, занимавшего высокое положение и владевшего большими богатствами. И наряду с этим Хаким был умным, рассудительным и честным человеком, что побудило его соотечественников сделать Хакима своим руководителем и ответственным за оказание помощь нуждающимся и попавшим в беду паломникам. Он из своих собственных средств снабжал одиноких и отставших паломников в священный дом Аллаха, еще во времена джахилии. Так же Хаким (р.а.) был близким другом Посланника Аллаха ﷺ еще до того, как он начал выполнять пророческую миссию. Несмотря на то, что Хаким (р.а.) был старше благородного Пророка ﷺ на 5 лет, он очень любил общаться с ним, поддерживал самое доброе, дружеское отношение, охотно повсюду сопровождал его и проводил с ним все свое свободное время.

 

Посланник Аллаха ﷺ отвечал Хакиму (р.а.) взаимностью, любовью на любовь и дружбой на дружбу. Тем более, когда они стали родственниками их дружба еще больше окрепла и это произошло, когда Пророк ﷺ женился на тете Хакима – Хадидже (р.а.). Несмотря на то, что он тесно общался с самим Посланником Аллаха ﷺ, мы можем удивиться узнав, что Хаким принял ислам только лишь в день покорения Мекки, когда прошло уже более 20-ти лет с тех пор, как началась миссия пророчества.

 

Разумно было предположить, что такой человек как Хаким ибн Хизам (р.а.), которого Аллах наградил рассудительностью и такой тесной связью с Пророком ﷺ, должен был бы стать первым из уверовавших в миссию Посланника и стать на путь истинный. Но на все есть Воля Аллаха и Его предопределение. То есть происходит только то, что угодно Аллаху. Подобно тому, как мы удивляемся такому позднему переходу в ислам Хакима (р.а.), он сам удивился этому. Когда он принял ислам и вкусил вкус веры, Хаким (р.а.) ощутил острое чувство сожаления за каждое мгновение своей прежней жизни, когда он был язычником, когда он был неверующим в Аллаха и клевещущим на Пророка ﷺ. Увидив Хакима (р.а.) плачущим, после принятия ислама, его сын спросил: «Что тебя так расстраивает, отец?». И он отвечает:

 

«Абсолютно все в моей прошлой жизни меня расстраивает. Во-первых, это мое позднее принятие ислама, из-за чего я отстал в праведных делах, в то время как многие опередили меня. Даже если я потрачу все золото земли, даже тогда не верну упущенного. Во-вторых, Аллах спас меня в битвах при Бадре и Ухуде. Тогда, я сказал самому себе, что больше я не буду помогать курайшитам в их борьбе с Посланником Аллаха ﷺ и никогда не выйду из Мекки. Но тут же меня заставили сесть и помогать курайшитам. В-третьих, всякий раз устремляясь к исламу, я огладывался на пожилых и почтенных курайшитов, которые строго придерживались обычаев эпохи джахилии. Мне приходилось руководствоваться их примерами и подражать им. Если бы я не сделал этого, то нас бы погубило слепое подражание нашим отцам и руководителям. Как же мне не расстраиваться, сынок?».

 

Это слова сожаления Хакима (р.а.).

 

Пророк ﷺ, в ночь, предшествующую завоеванию Мекки, сказал своим сподвижникам вышеупомянутые слова: «Истинно, в Мекке есть 4 человека, которых я слишком уважаю, чтобы считать их язычниками, и я очень хочу, чтоб они приняли ислам». Его спросили: «О Посланник Аллаха, кто же это?». Он ответил: «Это Аттаб ибн Асая, Джубайр ибн Хутам, Хаким ибн Хизан и Сухаль ибн Амр (р.а.). Аллаху принадлежит заслуга в том, что все они стали мусульманами».

 

После похода на Хунайм, Хаким ибн Хизам попросил у Посланника Аллаха ﷺ свою долю трофеев и получил ее. После этого он попросил еще, и Пророк снова наградил его. В итоге его доля составила 100 верблюдов. Хаким тогда был мусульманином не долгое время. И Посланник Аллаха ﷺ сказал ему:

 

«Послушай Хаким, все это имущество желанный дар для каждого человека. Тот, кто принимает это без корысти в душе, получит благословение. А тот, кто с корыстью берет это, не получит благословение. Он уподобится тому, кто все время ест, но не может насытиться. Известно, что подающая рука лучше, чем берущая».

 

Услышав такие слова от Пророка ﷺ Хаким воскликнул: «О Посланник Аллаха, клянусь Тем, Кто послал тебя с истинной миссией. После тебя не у кого я ничего не буду просить. А также не у кого ничего не возьму, до самой смерти».

 

Хаким (р.а.) выполнил эту клятву самым достойным образом. Например, в эпоху Абу Бакра (р.а.), правдивейший много раз приглашал его получить причитающиеся ему имущества и деньги из мусульманской казны. Однако Хаким (р.а.) отказывался от всего. Когда халифом стал Аль Фарук, он также неоднократно приглашал Хакима (р.а.) получит свою долю. Но он также отказывался брать что-либо из этой казны. Однажды, во времена Умара (р.а.), Умар (р.а.) встал перед людьми сказал:

 

«Свидетельствую перед вами мусульмане, что я постоянно зову Хакима (р.а.) взять свою долю, но он всегда отказывается».

 

И так, до самой своей смерти, Хаким (р.а.) ни у кого ничего не взял.

 

Данный сподвижник, сегодня передает слова Посланника Аллаха ﷺ. Сообщается, что Абу Халиф Хаким ибн Хизам (р.а.) сказал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе до тех пор, пока они не расстались друг с другом. Если оба они были правдивы и разъясняли, то сделка их будет благословенной. Если же они скрывали что-то и лгали друг другу, то благо этой сделки будет уничтожено».

 

Хадис передали имам Бухари и имам Муслим.

 

Посланник Аллаха ﷺ регламентирует в своем хадисе, положение людей, которые занимаются торговлей. Здесь упоминается, какое слово: «Остаются свободными в своем выборе». То есть каждый из них имеет право выбора до тех пор, пока они не расстанутся. Например, человек продал другому свой автомобиль за 10 млн тенге. Если продавец и покупатель составили договор, но еще не расстались, то они оба имеют право выбора. То есть именно в законах торговли, взаимоотношению торговца с покупателями учитывается именно этот факт в Исламе.

 

Если продавец хочет, он может передумать и вернуть машину. Точно также, если покупатель передумал, то он может вернуть свои деньги обратно. Это является милостью Аллаха и облегчение для рабов. В другом хадисе упоминается так же в дополнении к вышеупомянутому хадису:

 

«Или же один передаст право другому».

 

То есть один из них может сказать: «Я передаю право выбора тебе». Когда они оба составляют договор, там один из них учитывает факт, что передает право кому-либо. Тогда право расторгнуть сделку будет только у одного из них. Или же они могут вдвоем отказаться от этого права, и тогда сделка будет считаться окончательной. В итоге, здесь возможны 4 ситуации, как показывают наши ученые.

 

Первое, право выбора имеют покупатель и продавец в том случае, если никто из них не отказывался от своего права.

 

Второе, ни покупатель, ни продавец не имею права выбора в том случае, если они отказались от выбора, в результате чего сделка считается завершенной и окончательной.

 

Третье, право выбора имеет только продавец, по причине того, что покупатель отказался от этого права.

 

Четвертое, право выбора имеет только покупатель, по причине того, что продавец отказался от этого права. И далее Посланник Аллаха ﷺ продолжает: «И если они оба были правдивы и разъяснили, то сделка их будет благословенной». То есть правдиво описали своей товар.

 

У мусульманина, который занимается торговлей, в первую очередь оценивается правдивость. Он должен быть правдивым, когда продает некий товар. Например, когда перед продажей хвалили свой товар и разъяснили все те недостатки, которые имеются в этом товаре. Например, человек, который продает машину, говорит: «Это почти новая машина, 2020 года выпуска, километраж очень маленький. В ней есть такие-то преимущества и т.д.». Хотя на самом деле все не так. То есть, следовательно, продавец, солгав, что есть какие-то дефекты, например, в двигателе, который знает только он и Аллах, но при этом он его скрывает. Либо же продавец мог скрыть недостатки своего автомобиля, и это так же является препятствием для получения баракята. Благодать будет лишь тогда, когда продавец правдиво описывает все достоинства и недостатки своего товара. Всевышний Аллах Всезнающий. И даже когда продавец продает свой товар, скрыв какие-то недостатки, получает определенную нужную сумму, но в этой сумме не будет достатка.

 

Ислам учитывает именно этот тонкий момент. Чтобы покупатель и продавец были довольны друг другом, а Всевышний Аллах был доволен ими обоими. Сюда так же относится то, что в данное время делают многие люди, пусть Аллах убережет нас от подобного. Они ставят хорошую часть товара вперед, на видное место, а плохую часть товара прячут позади. Такие люди не придерживается правдивости, такие люди лгут. Во-вторых, они не разъяснили недостатков, они их скрыли. В начальных уроках мы приводили множество хадисов на тему антонима правдивости – это ложь. Посланник Аллаха ﷺ ненавидел эту черту характеру людей. Человек может быть скупым, жадным, слабым. Но мусульманин не имеет право быть лжецом. Правдивость всегда оценивалась Посланником Аллаха ﷺ очень высоко.

 

И поэтому сегодня, данный урок, уважаемые слушатели, очень полезный урок именно для тех людей, которые работают в области торговли. Посланник Аллаха ﷺ регламентирует правила этики и эстетики продавца и торговца.

 

«Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе до тех пор, пока они не расстанутся. Если они оба были правдивыми и разъяснили, то сделка их будет благословенной. Если же они скрывали что-то и солгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено».

 

Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее знание в наших сердцах и даст возможность каждому из нас, делать деяние на вышеупомянутый хадис Посланника Аллаха ﷺ.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi